Что грозит водителю за обгон “паровозиком” на трассе

Что такое обгон, опережение и объезд

Если водителя не устраивает скорость перемещения двигающегося впереди него транспортного средства, то он, как правило, решается на его опережение. Правила регламентируют и эту ситуацию.

Опережение чаще всего связано с перестроением из полосы или ряда.

ПДД знают два вида опережения:

1) собственно опережение — без выезда на полосу (сторону дороги) для встречного движения;

2) обгон – опережение, связанное с выездом на полосу (или сторону дороги) для встречного движения.

Данный вопрос является принципиальным, ибо нарушение правил обгона сурово наказывается российским законодательством – штраф 5000 рублей или лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Правильная квалификация обгона (или его отсутствия) поможет, таким образом, избежать серьезных неприятностей с законом. Что же такое «обгон», согласно ПДД? Для водителя это знание является приоритетным.

Данное определение весьма емко, и оно требует дополнительного комментирования.

Обгон – это маневр, который выполняется исключительно с использованием встречной полосы – выездом на нее. Это важнейший критерий обгона.

Сделаем несколько уточняющих понятие «обгон» замечаний.

1. Водителю не следует путать «чистое» опережение и обгон.

Обгон всегда связан с выездом на «встречку» — встречную полосу или сторону дороги, которая используется для встречного движения. Именно поэтому понятие «обгон» должно у водителя ассоциироваться с понятием «встречка».

Главное правило, которое позволит водителю защитить свои права перед недобросовестным сотрудником ДПС, звучит так: «Если не было выезда на встречку, то это не обгон!». И наказание за обгон будет противозаконным действием работника ГИБДД.

2. Водителю не следует путать обгон и объезд.

Проблема здесь состоит в том, что Правила не персонализируют и не дают нам понятия «объезд». Поэтому водитель должен использовать при квалификации понятия «объезд» здравый смысл и логику.

Обгон – это маневр, связанный с опережением движущихся транспортных средств. А объезд осуществляется только в отношении неподвижного объекта (и не обязательно транспортного средства).

Это также принципиальный вопрос, потому что наказания за нарушение правил обгона и правил объезда (с выездом на встречную полосу) существенно разнятся.

В практике работы инспекторов ДПС до сих пор встречается путаница понятий «опережение», «объезд» и «обгон». И иногда такая путаница бывает намеренной! А это – злоупотребление своими полномочиями, преступление.

Работники ГИБДД продолжают пытаться штрафовать и наказывать лишением прав за «обгон» без выезда на «встречку», а также за «обгон» неподвижных транспортных средств. И, кстати, у них очень успешно получается! Почему? А потому, что водитель не может защитить свои права из-за элементарного незнания ПДД.

Итак, срезюмируем наши знания.

Обгон – это маневр опережения движущихся транспортных средств, связанных с выездом на «встречку» (полосу или сторону дороги).

Опережение («чистое») – это маневр, который не связан с выездом на «встречку», но совершается он в отношении движущихся в попутном направлении транспортных  средств.

Объезд – маневр, который может быть связан с выездом на «встречку», но его совершение связанно с неподвижными объектами на дороге. Правда, в ПДД об этом ни слова не сказано.

Когда запрещено и когда разрешено обгонять

Такие сцены часто можно видеть на российских дорогах:

  1. Водитель проводит обгон на перекрёстке, либо двигается по второстепенной полосе.
  2. Действие происходит на пешеходных дорожках.
  3. Транспорт подъезжает к железнодорожным путям на расстояние 10 метров.
  4. Автомобиль завершает крутой подъем в зоне низкой видимости.

Именно из-за таких автомобилистов в дорожные правила внесены следующие запреты на обгон:

  • возле перекрёстков, как одних из самых опасных участков;
  • вблизи переходов для пешеходов, вне зависимости от нахождения там пешеходов;
  • вблизи железнодорожных переездов, при дистанции прилегания 100 метров;
  • при движении по мосту;
  • на поворотах, невидимых участках дороги, на подъёмах;
  • на дорогах, где стоит знак запрещения обгона;
  • при наличии свободного места на встречной полосе;
  • если на дороге нет ТС, объезжающего авто впереди или сзади;
  • при движении впереди машины с включённым левым поворотом.

Если инспектор успеет пресечь такие нарушения, пассажиры отделаются лёгким испугом, а их водитель — административным наказанием. Если водителя некому было образумить, он скорее всего попадёт в хронику происшествий дня.

Вместе с тем, Правилами не запрещается выезжать на встречную полосу дороги, чтобы обогнать несколько машин, учитывая, что водитель убедился в том, что совершать такое перестроение безопасно.

Двойной обгон в свете правил ДД

Согласно ПДД двойной обгон не всегда считается нарушением. Для наглядности перечислим все вариации данного маневра. Далее обсудим каждый из них в отдельности.

  • Автолюбитель решил обогнать машину, обгоняющую другое авто.
  • Водитель обгоняет 2 и более ТС, не возвращаясь в исходное положение.
  • Вереницу машин объезжают «паровозиком» несколько транспортных средств.

Теперь поэтапно рассмотрим неправильные действия автовладельцев. В согласии с требованиями ПДД п. 11.2 запрещается обгонять в случае, когда обгоняемое ТС уже совершает обгонные действия. Порой желающих лихачей собирается много, и они уже составляют шлейф из двух и более машин. Езда «гуськом» по встречной полосе, даже когда она свободна, является грубым правонарушением нескольких водителей. Отметим, что подавляющее большинство случаев обгонных действий происходит непосредственно на встречной полосе.

Выезд навстречку при отсутствии автотранспорта, с пересечением прерывистой линии сам по себе безопасен. Согласно действующим правилам, если шофер не создает помех другим водителям, его действия не запрещены. Соответственно езда первой обгоняющей машины легальна, так как нет риска в ДТП. Следующие за первым ТС водители, движущиеся в одном направлении, не могут адекватно оценивать обстановку. Обзор дорожного полотна загроможден и создается огромный риск аварии. Подобные горе-водители нарушают правила дорожного движения, подвергая жизнь и здоровье водителей и пассажиров.

Непосредственного наказания за двойной обгон правилами ДД не предусмотрено. Однако обгонные маневры по отношению к соседним авто запрещены в следующих случаях:

  • Машина, движущаяся впереди, производит обгон или совершает объезд преграды.
  • Транспортное средство, которое следует впереди, сигнализирует левым поворотником и идет на опережение.
  • Следующее позади авто совершает обгонные или опережающие действия.

Любое неправильное завершение обгона свидетельствует о его ошибочном применении и штрафуется в следующих случаях:

  • Автолюбитель не уверен, не убедился в успешном исходе маневра, поэтому не успевает занять ранее занимаемую полосу дорожного полотна.
  • Водитель полностью не удостоверился в отсутствии встречного транспорта либо завершил маневрирование на сплошной разметке, не уступил дорогу на пешеходном переходе.

Что подразумевают под понятием «двойной обгон»?

Чаще всего под этой фразой водители подразумевают один из трех видов маневров:

  1. Обгон 2 (или более) автомобилей, движущихся по своей полосе.
  2. Обгон автомобиля, который в то же время уже совершает обгон (на полосе для встречного движения параллельно оказывается сразу 2 автомобиля).
  3. Выезд на встречную полосу нескольких автомобилей, двигающихся друг за другом.

А теперь необходимо разобраться, какие из этих видов обгонов запрещены правилами, и по каким причинам.

Обгон нескольких автомобилей

В перечисленных правилах обгона запрета на обгон 2 и более автомобилей не было. И это тот случай, когда в законодательстве нет никаких подводных камней или ловушек. Если водитель уверен, что сможет обогнать несколько автомобилей за 1 раз и без проблем вернуться на свой ряд до того, как встречные автомобили окажутся на близком расстоянии, то ничего не мешает ему сделать это. Но если этот маневр станет причиной ДТП, то водителя обвинят в нарушении правил выезда на полосу встречного движения. Однако данное правило распространятся на все обгоны в целом, а не только на обгоны нескольких автомобилей.

Обгон обгоняющего

Если объяснять подробнее, то данный маневр заключается в том, что водитель выезжает на встречку, на которой уже находится другой автомобиль из его же ряда, совершающий обгон. Далее нарушитель перестраивается на полосу левее и обгоняет не только свой поток, но и другого водителя, совершающего обгон более медленно. Данный вид маневра можно назвать самым рискованным. В обычных ситуациях к нему никто не прибегает: очевидно, что он не только незаконный, но и небезопасный.

Обгон «паровозиком»

А подобный вид обгона наоборот достаточно часто встречается на высокоскоростных трассах. Тем не менее, он все же является незаконным. Если 2 и более автомобиля выстроились в линии на полосе для встречного движения, то нарушителями станут все, кроме водителя, первым начавшего обгон. Более того, обгон будет запрещен, даже если между обгоняющими будет довольно большая дистанция. ПДД запрещает выезжать на встречку, если поблизости есть хотя бы один автомобиль, совершающий обгон. Проблема в том, что ПДД не устанавливают конкретного расстояния между автомобилями, при наборе которого водители могут не бояться начинать обгон. Это позволяет инспекторам выносить решения самостоятельно, исходя из ситуации.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Можно ли выполнять обгон на таком перекрестке?

Ответ

Данная ситуация специально в ПДД не оговаривается. Давайте посмотрим на нее с точки зрения правил проезда перекрестка. Вы находитесь на главной дороге, но на ней же, в равных с Вами условиях, будут находиться и ТС, приближающиеся к перекрестку с правой стороны. Согласно пункту 13.10 Правил, Вы вместе с водителем второго легкового автомобиля должны уступить дорогу грузовику, руководствуясь правилом помехи справа, – то есть действовать так же, как на равнозначном перекрестке. А Вы уже знаете, что на равнозначных перекрестках обгон запрещен, поскольку одновременно обгонять кого-либо и пропускать помеху справа невозможно.

Итак, там, где главная дорога, по которой Вы едете, поворачивает направо, попытка обгона может привести к столкновению. Поэтому в подобной ситуации Вы не имеете права приступать к обгону. Если же главная дорога уходит влево, то такой опасности не возникнет, поскольку справа от Вас окажется второстепенная дорога. В этом случае обгон транспортного средства, движущегося в прямом направлении, можно выполнять прямо на перекрестке, ничем не рискуя.

Обгон пробки через прерывистую

Те, кто оказались в пробке, не могут двигаться вне пределов своей полосы, обгоняя стоящие впереди автомобили. При прерывистой разметке водитель может только развернуть авто и поехать обратно.

В первую очередь, это связано с запретом обгонять автомобили без возможности вернуться на ту же полосу. Есть существенный риск того, что, проехав больше сотни авто, водитель не сможет сразу занять свою полосу и окажется на встречке, а это — гарантированная авария.

Во вторую очередь — с пунктом 11.4, который запрещает обгонять авто, если на дороге затруднена видимость. Видимость могут ограничивать помехи, образующиеся по ходу движения ТС, как минимум в 100 метрах от него. Речь идет не только о строительных работах, но и о припаркованном транспорте или автомобилях, стоящих в пробке.

Нарушение правил обгона в данном случае повлечет наказание, определяемое ч. 4 ст. 12.15 КоАП.

Это правило не действует только для транспорта спецслужб (скорой помощи, полиции, пожарной части и пр.), если подаются звуковые сигналы и включены проблесковые маячки.

Что касается двойного обгона, то в законодательстве нет положений, запрещающих его.

Это означает, что такие действия разрешены, хотя в законах нет прямого правила, разрешающего их.

В частности, водитель, решивший опередить другое транспортное средство, должен быть уверен, что обгон будет полностью безопасным и не подвергнется риску.

Следует помнить, что в случае аварии с очень большой вероятностью ответственность будет возложена на него.

Обгон и опережение в новых ПДД

Если на дороге есть четыре или более полос. Машина осуществляет опережение с выездом или на левую половину дороги (в случае если нет разметки) или, если разметка есть, на встречную полосу

Неважно, есть разметка или нет, такой маневр наказывается лишением водителя прав

Опережением называется движение ТС со скоростью, которая выше скорости попутного ТС. Например, вы осуществляете опережение в зоне одной полосы, то есть разметка не пересекается, или в зоне правой половины дороги, когда выезда в зону встречного движения нет. К опережению также относится случай, когда машина выехала на «встречку», однако на свою полосу не вернулась.

Схемы

Для наглядного определения рассматриваемых понятий приведем несколько схематических изображений указанных действий:

  1. Двойной обгон, осуществляемый в порядке опережения обгоняющего автотранспорта:
  2. Двойной обгон за автотранспортом, который в свою очередь совершает обгон другого транспортного средства:

Итак, двойной обгон не подразумевается прямо действующей редакцией ПДД, но в соответствии с теми или иными статьями правил можно самостоятельно определить в каких ситуациях разрешено, а в каких запрещено совершать маневры, указанные на рисунках.

Штрафы

Любое несоблюдение правил движения, установленных действующим законодательством, может привести к возникновению аварийной ситуации или ДТП с причинением вреда транспорту, жизни и здоровью людей.

Поэтому за несоблюдение ПДД Административным Кодексом (КоАП) предусмотрено соответствующее наказание, которое может заключаться в наложении штрафных санкций или лишения права на дальнейшую эксплуатацию автомобиля.

Фиксацией нарушений занимаются сотрудники ГИБДД:

  • при личном дежурстве на определенном участке проезжей части;
  • с использованием камер фото или видео слежения, установленных вдоль дорог общего пользования.

Какое наказание может быть применено к водителю, который нарушил установленные правила обгона?

Что это такое

Чтобы определить, что такой двойной обгон, прежде нужно отграничить само понятие обгона. Обгон представляет собой маневр, в результате которого одно транспортное средство опережает другое ТС или несколько ТС. Маневр включает три этапа.

В первую очередь осуществляющий обгон автомобиль с полосы на своей стороне перестраивается на встречную полосу, если трасса состоит из двух полос, либо на среднюю полосу, если она включает три полосы.

Обгон на дороге, включающей четыре полосы, не допускается. Далее по этой полосе машина непосредственно опережает одно или несколько ТС.

В завершение маневра она снова переходит в ряд, по которому она ранее двигалась на собственной стороне.

При отсутствии хотя бы одного условия из названных произошедшее будет рассматриваться как простое опережение.

В частности, выезд на встречку — непременное условие, то же относится и к возвращению на собственную полосу после обгона.

Соответственно, под двойным обгоном может подразумеваться ситуация, когда машина описанным образом опережает два и более других ТС.

Оговаривается как необходимое условие, что, пройдя по встречке первое авто, обгоняющий не возвращается в свой ряд. Это происходит лишь после обгона всех ТС, в отношении которых это планировалось.

Обгон паровозиком — другой вариант двойного обгона. В этом случае два автомобиля один за другим опережают по встречной полосе более медленно движущееся транспортное средство, идущее в своем ряду.

Обгон обгоняющего — это еще один вариант двойного обгона. В такой ситуации водитель, машина которого движется быстрее автомобиля впереди него, выезжает на встречку для обгона, а еще левее его пытается опередить (вместе с обгоняемым им авто) еще более скоростное ТС.

Что это такое

Чем же обгон очень опасен? Тем, что машина на какой-то период времени оказывается на встречной полосе.

Чем меньше отрезок времени и пути по ПВД – тем меньше риск, что лучше для водителя и его пассажиров. Водитель обгоняющей машины должен сделать все для сокращения времени пребывания в зоне риска.

Возникающие нюансы

В отношении двойного обгона в законодательстве отсутствуют какие-либо положения, которые бы его запрещали.

Это означает, что такое действие разрешено, несмотря на то что прямой нормы, которая бы его санкционировала, в законах нет.

В частности, водитель, решившийся на опережение другого ТС, обязан быть уверен, что обгон будет полностью безопасным и не несет никакого риска.

Следует помнить, что в случае ДТП с очень высокой вероятностью ответственность окажется возложена именно на него.

Дорожные знаки о невозможности данного маневра

В общем случае на этом знаке изображены два автомобиля, черный и красный, на белом поле. Временный вариант знака 3.20 во всем схож с ним, только два автомобиля, также черный и красный, располагаются в желтом поле

Указывается, что при противоречии этих знаков во внимание принимают именно временный

Фото: дорожный знак 3.20 Обгон запрещен

Кроме того, знак «Обгон запрещен» может сопровождаться прямоугольной табличкой, указывающей, на какой дистанции такой маневр не допускается.

С боков на табличку нанесены стрелки, а между ними указывается само расстояние. В таком случае водитель получает право перегонять, отъехав соответствующий отрезок трассы от знака.

Также существуют другие вариант, прекращающие действие знака «Обгон запрещен». В частности, именно такова функция знака 3.21, которым обозначается завершение отрезка запрещения обгона.

Фото: дорожный знак 3.21-Конец зоны запрещения обгона

Более широкая функция у знака 3.31 «Конец всех ограничений». Он отменяет как недопустимость обгона, так и предел скорости или недопущение остановки или стоянки.

Фото: дорожный знак 3.31-Конец зоны всех ограничений

Разрешен ли обгон по двойной сплошной линии

Обгон через двойную сплошную линию запрещен по определению. Обгон представляет собой маневр с выездом на встречку, который допустимо осуществлять лишь на двух- или трехполосной трассе.

При этом осуществлять обгон, выезжая на встречку, на трассах, состоящих из четырех и большего количества полос, нельзя. На таких дорогах можно производить и только опережение.

Какие документы необходимы для регистрации автомобиля в ГИБДД для юридических лиц в 2020 году смотрите в статье: документы для регистрации автомобиля в ГИБДД для юридических лиц. Про стоимость постановки на учет автомобиля в гибдд без замены в 2020 году, читайте здесь.

В то же время двойная сплошная наносится в качестве разделительной разметки как раз на середину дороги, которая состоит из четырех и более полос.

Таким образом, она присутствует именно на таких трассах, где выполнять обгон нельзя по умолчанию.

Когда он запрещен по правилам ПДД

При этом по правилам знак «Обгон запрещен» должен сопровождаться сплошной одинарной полосой, однако при ее отсутствии он сохраняет силу.

Равным образом автомобилю нельзя обходить другие транспортные средства по встречке, если:

  • машина перед ним уже просигналила о переходе к обгону;
  • машина перед ним просигналила о начале поворота налево;
  • машина за ним просигналила о начале обгона его самого.

Также указывается, что от обгона необходимо воздержаться, если велика вероятность, что при завершении обгона транспортное средство не сможет вновь перейти в свой ряд, не создав помеху для обгоняемого авто или иных ТС.

Помимо этого не разрешено опережать другую машину:

  • на пешеходном переходе;
  • на перекрестках за исключением одного их вида, а именно нерегулируемого неравноправного и лишь в том случае, когда обгоняемый и обгоняющий въезжают на него с главной дороги;
  • на пересечении трассой железной дороги на одном уровне;
  • на эстакадах и под этими сооружениями;
  • на мостах;
  • в тоннелях;
  • перед завершением подъема;
  • перед резким поворотом трассы.

Наконец, не допускается обгон с перестроением через сплошную линию. Еще оговаривается, что совершение этого маневра, если скорость переднего ТС ниже скорости заднего на 10 км/ч и менее, не рекомендуется, хотя и не запрещено безусловно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электрон-Авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: