Немного истории
25 лет назад никто и не предполагал, что только-только вставшему на кон-вейер ПАЗ-3205 уготована не только яркая жизнь, но и возможность по-бить рекорд долголетия своего пред-шественника — ПАЗ-672. Автобус не являлся следствием запланирован-ного обновления модельного ряда. Наоборот, он был итогом отказа от производства более совершенной модели ПАЗ-3203, комплектующие для которой не смогли поставить смежные организации. Конструкторы завода нашли компромиссное решение — объединили новый кузов со старым шасси, естественно, проведя над последним все возможные дора-ботки.
Первый опытный образец ПАЗ-3205 был собран летом 1979 года, лишь спустя десятилетие поступив в серию. Не-смотря на значительный процент унификации и внешнюю схожесть с автобусами серии 3203, 3205 отличался планировкой салона и имел целый ряд конструктивных от-личий по кузову. Через год заводчане представили предшественника современного ПАЗ-32054 — двухдверную модификацию ПАЗ-32051.
Как устроена ABS
Как и многие решения в автопроме, система пришла из авиации. Первые опытные образцы полностью механической системы появились в 1920-х годах. Автомобили с механической антиблокировочной системой появились в 1960-х, но развития она не получила, потому что была очень громоздкой и ненадежной. Первую электронную ABS разработали инженеры «Фиата», позже патент продали компании «Бош».
С 2004 года систему в обязательном порядке ставят на все новые автомобили, которые продают на территории Евросоюза, а с 2012 года такое правило заработало и в США.
Система состоит из нескольких элементов.
Датчики скорости вращения колес. Чтобы бороться с блокировкой колеса эффективно, система должна отслеживать эту скорость и срабатывать в нужный момент. За это отвечают специальные датчики, установленные на каждом колесе, а точнее — на ступице. Они отслеживают вращение по специальному магнитному кольцу.
На более старых машинах датчики могут быть импульсными и считывать скорость по специальным зубчатым кольцам, такой вариант менее точный. Полученную информацию датчики передают в блок управления ABS.
Блок управления — микросхема в специальном корпусе. На основе информации с датчиков блок управления ABS определяет, какое колесо близко к блокировке и где нужно уменьшить давление в тормозной системе.
Насос и клапаны — органы управления системы. При срабатывании системы участие водителя уже не требуется: с помощью открытия и закрытия клапанов, объединенных в одном корпусе, ABS уменьшает и увеличивает давление в тормозной системе до 20 раз в секунду. А значит, меняется тормозное усилие на колесах и они не блокируются. Насос ABS работает только в момент активации системы и позволяет быстро восстановить давление в системе.
Модуль ABS Киа Соул: внутри насос, клапаны и блок управления
Тормозные системы автобусов ПАЗ: основные конструкционные особенности
24.03.2015 08:51
Конструкционные характеристики автобусов ПАЗ предусматривают наличие рабочей системы торможения и тормоза для стоянок, независящих друг от друга.
Рабочий тормоз ПАЗ обладает отдельным гидропневматическим приводом к тормозам на переднюю ось и задний мост, что позволяет обеспечивать надлежащее затормаживание как задними, так и передними тормозами при повреждениях элементов привода.
При этом каждая ветка привода содержит в себе усилитель (пневматический) с основным цилиндром.
Система стояночного затормаживания является механической и влияет только на колеса, расположенные сзади.
При необходимости замены изношенных элементов тормозной системы, воспользуйтесь уникальными предложениями , реализующей запасные части к автобусам, включая тормозные барабаны ПаЗ4234 и 3205.
- Тормозные системыПАЗ: как работает привод рабочих тормозовГидропневматический привод рабочих тормозов состоит из следующих элементов:
- педаль тормоза;
- тяга;
- кран из двух секций;
- основные цилиндры, оснащенные пневмоусилителями;
- колесные цилиндры для задних и передних тормозов;
- трубопроводы;
- комплексы пневмоаппаратов.
Воздушная масса из компрессора направляется к клапанам, проходя через:
- отделитель воды;
- устройство для регулирования давления;
- устройство, исключающее замерзания.
Перечисленные устройства предназначены для распределения воздуха и заполнения воздушных баллонов независимых контуров:
- гидропневмоусилителя привода тормоза для передней и задней осей;
- привода для работы дверей для пассажиров.
При этом клапаны защиты настроены так, чтобы предварительно производилось заполнение баллонов для рабочих тормозов, а затем – баллонов для контура, управляющего дверями для пассажиров.
Одинарный клапан для защиты осуществляет питание разделенных контуров и сохранение необходимых параметров давления при их поломках. Клапан составлен из следующих элементов:
- корпуса и его крышки;
- диафрагмы, поршня и его пружин;
- обратного клапана.
Среди внушительного ассортимента запасных деталей к автобусам и грузовым автомобилям, предлагаемого , вы сможете найти тормозные колодки, а также тормозные барабаны ПАЗ. Располагаясь в непосредственной близости к заводу, производящему автобусы ПАЗ, мы гарантируем, что цена на барабан тормозной для ПАЗ и стоимость иных запасных деталей к автобусам в нашей компании будет самой низкой.
История создания
Первоначально индекс ПАЗ-3204 был присвоен полноприводному варианту автобусов серии ПАЗ-3203 (прототипам ПАЗ-3205). В 1973 году был выпущен единственный опытный образец, который успешно прошёл госиспытания и был рекомендован для серийного производства, но его настигла участь всей серии ПАЗ-3204 (образца 1973 г.).
В марте 2009 года на ПАЗе прошла модернизация модели образца 2006 года. Конструкция автобуса была несколько упрощена. С этих пор он стал обозначаться ПАЗ-320402-03, пневматическая подвеска уступила место рессорной, автобус прошёл фейслифтинг — получил новые фары и окна на резиновых уплотнителях вместо современных вклеенных. Кроме того, передняя пассажирская дверь была перенесена ближе к передней оси автобуса, был повышен уровень пола. Автобус стал производиться с несколькими вариантами компоновки салона:
- городская (17 посадочных мест, общая вместимость — 53 чел.);
- городская и пригородная (21 посадочное место, общая вместимость — 50 чел.);
- пригородная (25 посадочных мест, общая вместимость — 43 чел.).
Характеристики двигателя/силового агрегата
Параметры | ЗМЗ-52342.10 | ЯМЗ-534 | ММЗ Д-245.9 |
Тип | Бензиновый двигатель | Дизельный двигатель | Дизельный двигатель |
Количество и расположение цилиндров | 8, V-образное под углом 90° | 4R | 4R |
Нормы экологической безопасности | Евро-4 | Евро-5 | Евро-5 |
Рабочий объем, л | 4,67 | 4,43 | 4,75 |
Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин | 90 (122,4) при 3200 мин-1 | 99 (134,6)/ 109,5 (148,9) при 2300 мин-1 | 95,5 (129,8) при 2400 мин-1 |
Макс. крутящий момент, Нм/мин | 288 при 1600…2000 мин-1 | 422 при 1200…2100 мин-1 / 583 при 1300…1600 мин-1 | 455 при 1200…1600 мин-1 |
Расположение двигателя | Переднее продольное | Переднее продольное | Переднее продольное |
КПП | МКПП: ГАЗ-3307, 4 или 5 ступ. | МКПП: S5-42, 5-ступ, FastGear 5DS60T, 5-ступ. | МКПП: СААЗ 3206, 320670 5-ступ. |
Подвеска передней-задней оси | рессорная/рессорная | рессорная/рессорная | рессорная/рессорная |
Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км. | 35-36 | 26 | 26 |
Максимальная скорость, км/ч | 60 | 60 | 60 |
Гарантия на автобус | 2 года или 60 тыс. км пробега | 1,5 года или 75 тыс. км пробега | 1,5 года или 50 тыс. км пробега |
Фото Пазика
Полное описаниеПАЗ 32054 — (двудверная модификация базовой модели) проходит поэтапную модернизацию по повышению надежности, ресурса и потребительских характеристик автобуса. Автобус с дизельным двигателем оснащен моторным тормозом в базовой комплектации. Предусматривается возможность по переоборудованию автобуса для работы как на сжатом (метан), так и на сжиженном (пропан-бутан) газе. С IV квартала 2011 года автобус будет комплектоваться двигателями, соответствующими экологическим нормам EURO-4, в том числе ЯМЗ-534. Северное исполнение: двойное остекление боковых окон и утепление пассажирского салона. В качестве дополнительной опции устанавливаются колеса R19.5 дюймов.
Как пользоваться ABS и быть готовым к тому, что она сработает
Система не требует от водителя каких-то особых навыков. Он просто оценивает дорожную ситуацию и нажимает на педаль. Тем не менее ABS может испугать неопытного водителя: когда система работает на педали тормоза, будет сильная вибрация. Это работают насос и клапаны, которые регулируют давление в разных частях тормозной системы.
Автомобилем, у которого сработала ABS, управлять сложнее. Реакции на поворот руля очень замедленны и менее точны. Водителю нужно понимать, что при торможении с ABS рулить нужно с опережением. Если рядом нет других автомобилей или препятствий — поверните руль сильнее, чем при обычной езде.
Если ваш опыт вождения скромный, то лучше познакомиться с ABS заранее. Для этого подойдет пустая парковка или площадка с асфальтовым покрытием — эксперименты с ABS на неровных грунтовых дорогах и площадках не дадут нужного опыта. Выполните несколько экстренных торможений — резко нажимайте педаль тормоза до упора. Начните с торможения с 30 км/ч, потом увеличьте скорость. Помните о безопасности и ПДД.
Когда экстренное торможение по прямой будет уже понятным, попробуйте тормозить с ABS и маневрировать. Желательно повторить эти упражнения в разных погодных условиях: на сухом асфальте, на мокром и зимой, на снежном и ледяном покрытиях. Это не сделает вас профессиональным водителем, но даст понимание, как ведет себя автомобиль при резком торможении и чего ждать от системы ABS. Однажды эти знания могут спасти как минимум бампер.
Действующие модификации
На базе модификации ПАЗ 320402 было выпущено всего 9 моделей. Они активно используются на территории всей России:
- ПАЗ 3204 с индексом 01 01 и 01 03;
- Модель с мотором Камминс под названием ПАЗ 3204 02 03;
- ПАЗ 3204 02 04 с мотором ЯМЗ-534;
- Модель с серийным номером 02 05 и 02 07;
- Модификация газобаллонного типа с мотором ЗМЗ под названием ПАЗ 3204 02 08;
- Экземпляр 3204 03 01 отличается колесной базой Tata с дверями-ширмами;
- Автобус ПАЗ 3204 12 03 удлиненного типа с мотором Камминс на 185 л.с.;
- Комбинированный автобус с индексом 12 10. Это удивительное сочетание удлиненного газобаллонного типа с мотором Камминс ISB 5,9 G195. Что любопытно, на рынке представлена модель с номером 12 05.
Также разработаны две модели для перевозки детей. Так как школьный транспорт соответствует требованиям ГОСТ Р 51160-98, то его можно с гордостью назвать максимально безопасным и комфортным. Кстати говоря, вот эти модели:
- Школьный ПАЗ 320470 03 с двигателем Камминс 4ISBe 185-B;
- ПАЗ 320470 05 для школьников отличается двигателем Камминс ISF3.8s3168.
Двигатель
В зависимости от конфигурации автобуса могут устанавливаться моторы Cummins или ЯМЗ 534. Вообще, силовой агрегат адаптирован под условия отечественных дорог. Причем интервал обслуживания составляет 15 000 км.
Емкость дизельного бака составляет 105 л. Расход горючего на 100 км при скорости 60 км/ч — 19 л. При скорости автобуса 80 км/ч расход составит 22 л.
Рулевая система
Для контроля машины во время поездки применен рулевой механизм Csepel-Airvita 300.92 с гидроусилителем. В базовой комплектации используется 5-ступенчатая механическая коробка передач S5-42. А в более дорогих моделях установлена 6-ступенчатая АКПП Allison T2100.
Типы и применимость регуляторов давления
Все регуляторы давления можно условно разделить на три категории по типу используемых в них клапанов:
- Регуляторы с тарельчатыми клапанами;
- Регуляторы с шариковыми клапанами;
- Регуляторы с клапанами обоих типов.
На сегодняшний день применение находят все типы регуляторов, однако наибольшее распространение получили регуляторы, в которых используются комбинация из шариковых и тарельчатых клапанов. Обычно, шариковыми выполняются впускной и выпускной клапаны, а тарельчатыми — разгрузочный и обратный клапаны.
Также все регуляторы можно разделить на две большие группы:
- Регуляторы, допускающие установку шумоглушителя;
- Регуляторы без шумоглушителя.
Большое преимущество регуляторов давления заключается в их универсальности. Один и тот же регулятор с одинаковым успехом может применяться практически на всех моделях отечественных грузовиков и автобусов — ЗИЛ, КрАЗ, КАМАЗ, МАЗ, «Урал», ЛиАЗ, ПААЗ и т.д. Однако при установке регулятора на конкретный автомобиль нередко приходится производить некоторые регулировки, что не доставляет проблем опытным водителям.
Салон
Большая степень остекления салона автобуса способствует лучшей видимости и освещённости ПАЗ-32053-50П (КААЗ). Большое лобовое стекло вкупе с зеркалами заднего вида обеспечивают водителю автобуса отличную обзорность, позволяя тем самым держать ситуацию на дороге под своим контролем.
Уютный салон данного автобуса способен вместить около 36 человек, для 21 из которых имеются комфортабельные раздельные посадочные места. Довольно мягкие сиденья автoбусов этой модели имеют функцию регулирования, что обеспечивает большее удобство пассажиров при длительных переездах.
В салоне автобуса имеются и багажные полки, на которых могут поместить свою ручную кладь пассажиры. Это свойство способствует меньшему загромождению салона ПАЗ-32053-50П (КААЗ). Купить ПАЗ-32053-50П – значит, прежде всего, получить вместительный и комфортабельный пригородный автoбус.
А если учесть отличную манёвренность и тяговые характеристики автoбуса — все эти свойства в совокупности позволяют автобусу данной модели быстро реагировать, повинуясь управлению водителя.
В зимнее время года в салоне автобуса также тепло, как и в летний сезон. Это обуславливается наличием в салоне этого транспортного средства трёх автономных отопителей отечественного производства (ОА 12-4).
В летнее же время года внутри автобуса ПАЗ-32053-50П (КААЗ) царит прохлада, хоть вентиляция и естественная – через люки и форточки, но воздух в салоне автoбуса ПАЗ-32053-50П циркулирует с отличной эффективностью.
Пассажиры не чувствуют никакого дискомфорта ни зимой, ни летом. Это способствует выбору в пользу купить ПАЗ-32053-50П.
Конструкция
Новый разработанный транспорт пришел на смену модели 3205. Вообще, первый автобус ПАЗ 3204 был выпущен в 2006-м году. Однако выпуск малой серии стартовал лишь в 2007-м.
По сравнению с моделью 3205, этот аппарат был изменен в лучшую сторону, так как были упрощены особенности конструкции. Например, подвеска на рессорах была заменена на пневматическую из-за некорректной работы.
Стоит также заметить, что визуальные изменения коснулись дизайна фар и системы оконного монтажа. Теперь стекла не вклеиваются, а устанавливаются с резиновыми уплотнителями. К тому же, автобус стал выпускаться с высоким уровнем пола, а еще с передней дверью, вынесенной ближе к передней оси.
А в прочем, измененные технические характеристики помогли создать классический автобус с базовой комплектацией. Теперь конструкция удовлетворяет запросам, как водителей, так и пассажиров.
Выпускается модель ПАЗ 320402 в 3-х основных компоновках:
- Городская с вместительностью 53 человека на 17 посадочных местах;
- Городская и пригородная с 21 посадочным местом и общей вместимостью 50 пассажиров;
- Пригородная рассчитана на 25 посадочных мест с общей вместимостью 43 пассажира.
Технические характеристики автобуса
Взамен устаревшей, автобус оснастили пневматической двухконтурной рабочей системой с барабанного типа колодочными тормозными механизмами. Пружинные энергоаккумуляторы обеспечивают работу механического привода стояночной системы, который воздействует на тормозные механизмы колес заднего моста нового ПАЗ 32054. В целях повышения безопасности пассажиров, все автобусы оснащаются антиблокировочной системой и вспомогательным тормозом, работающим от любого из двух контуров рабочей системы.
Автобусы комплектуются двумя типами двигателей, дизельным и бензиновым. Заволжский моторный завод поставляет бензиновые 130 сильные двигатели класса Евро-3, Евро-4. Рабочий объем восьмицилиндрового четырехтактного двигателя ПАЗ 32054 4,67 литра с ресурсом 300000 км, и расходом топлива от 22 литров на 100 км. На автобусы с бензиновыми двигателями можно установить газобаллонное оборудование.
Гидроусилитель руля облегчает управление автобусом. Технические характеристики ПАЗ 32054 изменяются от модели к модели. Прежде всего, конструкторы модернизировали подвески автобуса. Передняя снабжена стабилизатором поперечной устойчивости, крепится к раме с помощью двух полуэллиптических рессор. Задняя рессорная подвеска снабжена корректирующими пружинами и двумя амортизаторами.
Коробка передач устанавливается, в зависимости от комплектации автобуса, от разных производителей. Автобусы с дизельными двигателями комплектуются пятиступенчатой СААЗ-3206, на ПАЗ 32504 с бензиновыми движками монтируют ГАЗовские механические коробки с четырьмя или пятью передачами.