Седельный автопоезд: из чего состоит, какая категория, грузовой самосвал, их сцепка и как выглядит

7. Автопоезда для перевозки тяжелых неделимых грузов

Автопоезда
для перевозки тяжелых неделимых грузов
служат
для перевозки неделимых крупногабаритных,
негабаритных и тяжеловесных грузов. К этим грузам
относятся трансформаторы, атомные реакторы, различные строительные и дорожные
землеройные машины, вагоны, маши­ны
и оборудование промышленных объектов, узлы и агрегаты современных прессов,
корпусов судов, блоков обжиговых печей, неделимые строительные блоки и
конструкции. Масса таких грузов
составляет от 30…50 до 300 т и более, а их габаритные размеры
достигают 40…50 м по длине, 5…7 м по ширине и 4…6 м по
высоте.
При
транспортировке таких грузов используются прицепы и полуприцепы-тяжеловозы.

Автопоезда
для перевозки тяжелых неделимых грузов различаются
по
грузоподъемности: от 25 до 300 т и более. По составу: прицепные и
седельные.
По назначению: универсальные, узкоспециализированные,
для
технических операций. По условиям эксплуатации: для дорог общей сети и для
внутрихозяйственных дорог. Такие автопоезда приспособлены
для перевозки грузов со
значительными габаритами: высотой 4…6 м, шириной
5…7 м и длиной 40…50 м.

Автопоезда
для перевозки неделимых грузов состоят из тягового автомобиля
и прицепа или полуприцепа.

Прицепы и
полуприцепы-тяжеловозы (Рис.
7.17)
обычно имеют безбортовую
грузовую платформу, которая при необходимости может
быть дополнительно оборудована бортами.


Рис. 7.17. Полуприцеп и прицепы-тяжеловозы
грузоподъемностью: а- 52т; б- 120т; в- 300т

На
сверхтяжелых прицепах применяют платформы, регулируемые по высоте, подъем и

опускание которых производится при помощи гидравлических
подъемных
механизмов, вмонтированных в платформы. Это облегчает
погрузку и выгрузку тяжелых крупногабаритных грузов и обеспечивает необходимую
проходимость при их транспортировке. Часто прицепы-тяжеловозы выпускаются с
подкатными (отде­ляемыми)
тележками, что позволяет при необходимости превращать
их в полуприцепы-тяжеловозы. Особенностью конструкций прицепов и
полуприцепов-тяжеловозов является взаимное расположение
рамы и колес.

Рама может
быть расположена над колесами или между передними
и задними колесами (рис. 7.17).
Рамы у прицепов и
полуприцепов-тяжеловозов могут быть прямыми,
ступенчатыми, разъемными, регулируемыми по длине и
ширине.

Тележки их
по конструкции более сложны, чем у обыч­ных
прицепов и полуприцепов. В зависимости от грузоподъемно­сти
тележки могут иметь одну, две или несколько осей. Они могут
быть
поворотными и неповоротными, а также иметь управляемые
колеса. Число колес каждой тележки — 4 или 8. Общее число
осей
прицепов и полуприцепов-тяжеловозов составляет от 2 до 12, а общее число колес —
от 8 до 96.
Одно- и
двухосные тележки могут выполняться подкатными.
В качестве
основного поворотного устройства для одно- и двухос­ных
поворотных тележек применяется поворотный круг, конструктивно
представляющий собой увеличенный радиально-упорный
шариковый подшипник, через шарики которого передаются
все усилия
от тележки на раму.

Многоосные
тележки могут быть поворотными, неповоротны­ми
и иметь управляемые оси и колеса. В этом случае система управ­ления
поворотом тележек, осей и колес более сложная, чем обыч­ных
прицепов и полуприцепов.

Прицепы и
полуприцепы-тяжеловозы оборудуются специаль­ными
устройствами (лебедки, вороты, домкраты, шпили, откид­ные трапы), которые
обеспечивают выполнение погрузочно-разгрузочных
работ.

Высота
платформы регулируется при помощи механических домкратов
или
гидравлических подъемных механизмов прицепов или полуприцепов.

Задние
колеса некоторых прицепов и полуприцепов разводятся в стороны
для
облегчения погрузочно-разгрузочных работ. Небольшая погрузочная высота
для прицепов и полуприцепов-тяжеловозов обеспечивается шинами малой
размерности. Заданная грузоподъемность достигается количеством осей
и колес.

Большинство прицепов-тяжеловозов выполняются с подкатными тележками.

Рабочие
тормозные системы прицепов и полуприцепов-тяжеловозов -колодочные,
барабанного типа, с пневматическим приводом. Они могут работать
по однопроводной и двухпроводной схемам.

Колесные прицепы особо большой грузоподъемности (500…700 т) составляются в
результате соединения нескольких самоходных платформ. Для таких самоходных
транспортных средств шириной до 9 м и длиной до 20 м

используются дизельные двигатели мощностью 500 кВт. По концам платфор­мы
устанавливаются две кабины. Погрузочная высота такой платформы может
изменяться в пределах до
700 мм. Колеса этого самоходного транспортного
средства управляемые и поворачиваются на 90°, поэтому платформа может
перемещаться в продольном и в поперечном направлениях.

Что это такое

Автопоезд являет собой комбинированное транспортное средство, формирующееся из нескольких звеньев – автомобиля-тягача и подвижного состава, а именно прицепов, буксируемых им, или полуприцепов, опирающихся на раму тягача. Автомобильный поезд может состоять из грузовых, пассажирских и легковых ТС. Согласно российским правилам дорожного движения под автопоездом следует понимать механическое транспортное средство, приводимое в движение двигателем и сцепленное с прицепом (одним или несколькими). Хотя под эту трактовку можно подвести и трамвай с прицепным вагоном, автопоездом его никто не называет.

Автомобильные поезда классифицируются по разным параметрам, так, грузовые по назначению делят на следующие типы:

  • Универсальные. Применяются для перемещения различных объектов.
  • Специализированные адаптированы под перевозку особенных грузов и имеют специальный кузов – самосвалы, контейнеровозы, рефрижераторы, цистерны, панелевозы и прочие.
  • Специальные (для перемещения постоянно смонтированного на них оборудования – электростанции, компрессорные установки, мастерские и пр.).

По типу соединения автомобиля-тягача со звеньями автопоезда разделяют:

  • Прицепные. Формируются из грузовой машины с бортовой платформой или кузовом-фургоном и одного или больше прицепов.
  • Седельные. В составе автопоезда седельный тягач и полуприцеп, передней осью опирающийся на тягач посредством седельно-сцепного устройства. Груз находится в кузове полуприцепа.
  • Роспуски состоят из тягача и прицепа-роспуска, оснащённого опорными балками для фиксации длинномерных грузов.

Автопоезда экономически выгодно использовать для грузоперевозок, при этом для повышения эффективности дорожное полотно должно соответствовать более высоким требованиям, чем в случае движения по нему одиночного автотранспорта. С целью минимизации повреждений дорог и обеспечения безопасности введены ограничения относительно допустимых габаритов и общего веса грузового автомобиля, за нарушение которых предусмотрена ответственность. Контроль над соблюдением правил (проверка массы грузового транспорта и осевой нагрузки) выполняется Госавтоинспекцией согласно нормам, в России регламентированным Федеральным законом №257 и Постановлением Правительства № 272.

Чтобы автомобиль, выступающий в роли тягача (грузовик, колёсный трактор с прицепом от 1,4 т. или сочленённый автобус, троллейбус), был допущен к эксплуатации по дорогам, для его обозначения на крыше кабины должен быть установлен специальный опознавательный знак «Автопоезд» в виде трёх оранжевых фонарей, размещённых горизонтально с расстоянием между ними 150-300 мм. Так другие участники дорожно-транспортного движения смогут распознать данный тип транспортного средства, а чтобы ТС издалека было заметно, его нужно оборудовать по периметру светодиодными светильниками.

Согласно п. 19.8 ПДД РФ опознавательный знак «Автопоезд» необходимо включать при передвижении в ночное время суток и в условиях плохой видимости, а также при остановке или стоянке.

Кроме того, безопасность обуславливает правильное распределение нагрузки при размещении объектов, халатное отношение к этому моменту может привести к тому, что состав будет водить со стороны в сторону, что создаёт опасность ДТП. Федеральный закон гласит, что перевозка крупногабаритного неделимого груза автопоездом предполагает получение соответствующих разрешительных документов (выдаёт Ространснадзор РФ). Разрешение требуется и на транспортировку опасных грузов. При составлении документов учитываются все параметры ТС, число осей и нагрузка на них, а также способ соединения тягача с прицепами или полуприцепами.

Общие сведения об автопоездах

Автопоезд – это автотранспортное средство, состоящее из двух и более транспортных звеньев, соединенных между собой разъемными сцепными устройствами. Транспортными звеньями автопоезда являются тягач, один или несколько прицепов или полуприцепов.

Преимущества автопоездов перед одиночными автомобилями:

  • производительность повышается в два и более раза;
  • почти на треть снижается себестоимость перевозок, особенно с увеличением расстояния;
  • на 20–30 % ниже расход топлива на 1 тонну перевозимого груза;
  • себестоимость серийного производства прицепов и полуприцепов значительно ниже, чем автомобилей соответствующей грузоподъемности;
  • меньшие капиталовложения в строительство зон хранения транспортных звеньев автопоезда;
  • сокращение потребности в водительском составе;
  • возможность широкой специализации транспортных звеньев автопоезда;
  • использование новых, наиболее прогрессивных методов перевозок;
  • использование одного тягача для перевозки самых различных грузов при смене прицепов (полуприцепов).

Анализ тенденций развития автотранспорта показывает рост использования автопоездов. Широко применяют автопоезда при магистральных (до 1000 и более километров) и международных перевозках.

Автопоезда, кроме выше перечисленных, обладают и общими преимуществами автомобильного транспорта по сравнению с другими видами транспорта:

  • доставка груза независимо от расстояния без перегрузки;
  • повышение технико-экономических показателей транспортного процесса за счет сокращения сроков доставки и лучшей сохранности груза;
  • возможность организации централизованных перевозок;
  • выбор типа автопоезда в зависимости от порционности грузов;
  • перевозка грузов в контейнерах большой грузоподъемности, причем согласованных по параметрам с железнодорожным и водным транспортом.

Используют автопоезда на автодорогах с усовершенствованными типами покрытий (на первых трех из пяти категорий дорог).

Максимальный допустимый вес для грузового транспорта

Законодательством также устанавливаются весовые пределы (имеется в виду полная масса автомобиля вместе с грузом), нагрузки на ось автотранспорта, разрешённые перегрузы и правила перемещения при превышении нормированных показателей.

Предельную массу для каждой машины задаёт её изготовитель, и этот параметр можно найти в паспорте (ПТС). Кроме того, в 1 приложении к Постановлению Правительства № 272 указываются допустимые массы с учётом количества осей. Так, для седельных и прицепных автопоездов действуют такие ограничения:

  • Трёхосных – 28 т.
  • Четырёхосных – 36 т.
  • С 5 осями – 40 т.
  • С 6 и более осями – 44 т.

Ещё один важный параметр – нагрузка на оси. Как правило, на заднюю ось приходится наибольшая нагрузка ввиду конструктивных особенностей грузовых авто, где размещение объектов перевозки предполагается сзади. Разрешённые осевые нагрузки приведены в приложении 2 к Постановлению Правительства № 272. Максимально допустимые значения этого параметра также являются основанием для ограничения проезда определённых видов ТС по автодорогам и обозначаются специальными дорожными знаками на некоторых участках.

По Федеральному закону перегруз не должен быть больше 2% от допустимого значения. Для автомобилей, чья полная масса превышает 44 т., нужно получить разрешение, где будет представлен маршрут и прочие данные, а когда гружёная машина весит 80 т., маршрут должен быть составлен сотрудниками Госавтоинспекции.

Общие положения

Важным показателем является длина, что обусловлено соответствующим регламентом о безопасности всех колесных средств передвижения. Главным образом, данные нормативы установлены исключительно для ограничений относительно грузового автомобильного транспорта.

Предлагается проанализировать ПДД пункт 23.5, в котором установлены следующие положения:

  • Предусмотрена транспортировка с использованием автомобильного транспорта категорий опасных и тяжеловесных грузов с ограничениями по габаритам;
  • В частности, если параметры превышают по ширине показатель в 2,55 метра (для изотермических и рефрижераторных кузовов данный показатель установлен на уровне 2,6 метра, распределение нагрузки между осей актуальное);
  • По параметру высоты не должно быть превышение 4 метров от поверхности дорожного покрытия;
  • По значению длины не должно быть превышения показателя в 20 метров (это с учетом того, что в конструкцию включен один прицеп);
  • Предусмотрено ограничение при движении автомобиля с грузом, который выступает за самую заднюю точку установленного габарита непосредственно более чем на 2 метра.

Подобные ситуации, а также те, когда движение автопоезда осуществляется с учетом включения в конструкцию порядка двух и более прицепов, должно осуществляться непосредственно в соответствии с регламентом принятых специальных правил.

Самый длинный автопоезд в мире

Чемпионом по организации самых длинных автопоездов в мире является Австралия. Из-за непопулярности и малого количества железных дорог на континенте большим спросом пользуются автомобильные грузоперевозки. Именно Австралия ни один раз била рекорд по созданию самого большого автомобильного состава.

Начиная с 1999 года, австралийцы старались присоединить как можно больше прицепов к тягачу. Абсолютный рекорд был побит в 2006 году, когда удалось собрать автопоезд длиной чуть меньше 1,5 километров. К тягачу было присоединено 112 прицепов. Общая масса «хвоста» составила 1300 тонн. Правда, рекорда по дальности перевозки не получилось: автопоезд это перевез всего на 140 метров.

Ограничения и оборудование тягача

Запрещается использовать для перевозки негабарита колесные трактора, если путь проходит по федеральным трассам. Следовательно, по дорогам местного значения такая транспортировка разрешена

При условии соблюдения всех предосторожностей

Также запрещено перевозить массивные и объемные конструкции гусеничными тракторами по дорогам с твердым покрытием. Однако на грунтовые дороги такой запрет не распространяется. При соблюдении всех мер безопасности такая транспортировка возможна.

Запрещено допускать к перевозке крупнотоннажного и негабаритного груза автотранспорт с поврежденной системой торможения и с неработающим аварийным тормозом.

Успешная реализация поставленной цели по транспортировке самых сложных объектов — результат тщательного выполнения всех требований. Для обеспечения соответствующей доставки, гарантированной сохранности груза, безопасности всех участников движения лучшим вариантом станет приглашение профессионалов.

Логистическая компания подберет соответствующий транспорт, выберет оптимальный маршрут, оформит надлежащую документацию, согласует все нюансы с заказчиком и организует сопровождение.

Смотрели: 13 833

Какую перевозку могут запретить

Отказать могут по следующим причинам:

  • в заявлении имеются недостоверные или неточные сведения, ошибки;
  • заявленный крупногабаритный груз может быть демонтирован на более мелкие составляющие;
  • невозможно осуществить поездку по выбранному маршруту;
  • отсутствует спецпроект, а он необходим;
  • не представляется возможным обеспечить безопасность данной поездки;
  • возможно доставить груз более безопасным видом транспорта.

Многоразовые разрешения могут выдаваться либо на установленный срок, либо на определенное количество поездок.

Помимо разрешений, перевозимый груз должен иметь:

  • товарно-транспортную накладную,
  • выписку из счет-фактуры,
  • сертификаты, если товар импортный,
  • необходимые лицензии,
  • страховой полис при необходимости.

Разработка спецпроекта для перевозки негабарита

Чтобы доставка супер крупного груза прошла организованно, требуется разработать специальный проект. Если нужно перевезти конструкцию с нестандартной высотой, то к прокладке маршрута надо подходить ответственно. Все искусственные сооружения, имеющие ограничения по высоте нужно объезжать.

Необходимо объехать стороной мосты, переезды, линии электропередач и тоннели. Иногда может потребоваться сооружение объездов с привлечением спецтехники. Если длина перевозимого объекта более 35 м или ширина больше 5 м, или масса превышает 44 тонны, то для провоза выбирают дорожное полотно с особо крепким покрытием или производят укрепление имеющегося дорожного покрытия.

В каждом специально разработанном проекте для транспортировки особо тяжелого и крупноразмерного объекта нужно представить:

  • схематическое изображение маршрута передвижения с детальным обзором;
  • технические данные большегруза, совершающего рейс;
  • план фиксации перевозимой конструкции;
  • режим перемещения с учетом пиковых нагрузок потока на выбранном маршруте;
  • порядок передвижения в местах повышенной опасности, ограниченного обзора, крутых изгибов, сужений дороги;
  • пересечения с железной дорогой с указанием места сопровождающих автомобилей;
  • схематическое изображение траектории передвижения по особо опасным участкам пути;
  • места замеров параметров препятствий, искусственных сооружений на пути следования;
  • указание мест, в которых требуется временная остановка движения на нужное время.

Разрешения, необходимые для перевозки негабарита

Все манипуляции по перевозке тяжеловесных крупногабаритных грузов должны производиться только при условии подтверждения специальным разрешением.

От принадлежности дорог, по которым организована доставка, к тем, или иным административным субъектам, зависит организация, в которой нужно получать согласие на проезд.

  1. Если путь проходит хотя бы частично по трассам федеральной принадлежности или пересекает несколько субъектов РФ, то разрешение следует получать в Росавтодоре.
  2. Если перевозка груза происходит в одном федеральном субъекте, по региональным или межмуниципальным дорогам, в объезд федеральных трасс, то разрешение следует брать у местных исполнительных органов власти данного субъекта.
  3. Если транспортировка осуществляется по дорогам, принадлежащим одному муниципальному образованию, то одобрение поездки должно происходить со стороны органов местного самоуправления.
  4. Если маршрут экспедиции проходит в пределах одного города либо населенного пункта, то разрешение должно следовать от органов местного самоуправления данного населенного пункта.
  5. Только собственник частной дороги может дать согласие для проезда по его территории.

В каждом из перечисленных случаев надлежит подать следующие документы:

Заявление по определённой форме, которое содержит:

  • описание маршрута движения;
  • способ транспортировки;
  • данные о транспорте;
  • сроки поездки;
  • характеристику перевозимого груза;
  • информацию о компании-перевозчике;
  • копию регистрационного свидетельства, копию паспорта автомашины;
  • план транспортного средства со схемой закрепления объекта;
  • информация об условиях по транспортировке конструкции.

Заявителю потребуется оплатить только государственную пошлину. Кроме того в отдельных случаях предусматривается возмещение ущерба, наносимого дорожному покрытию. Дополнительно может возникнуть необходимость оплатить реконструкцию или укрепление дорог, или мостов по маршруту.

Обычно для получения разрешения на проезд требуется 10 дней. Для разрешения перевозки грузов категории 2 уходит до одного месяца. Пересечение железнодорожных переездов требует отдельного разрешения соответствующего ведомства.

Штраф за перевоз выступающего груза (статья 12.21 и 12.21.1 КоАП РФ)

Здесь получается три варианта с тем, какой может быть штраф за груз. Первый, когда нарушаются требования ПДД по перевозке груза:

— не ограничивает водителю обзор; — не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства; — не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой; — не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.

 Второй, когда необходимо установить знак «Крупногабаритный груз», в случае если груз выступает за габарит сзади более 1 метра, но не более 2 метров. Если этот знак не установлен, то… За эти два варианта штраф будет выписан по статье 12.21 КоАП РФ.

Третий вариант, когда груз является крупногабаритным, да к тому же требует специального разрешения, то есть выступает за габариты. Это уже будет штраф по статье 12.21.1 КоАП РФ.

— при превышении размеров не более 10 см (без оформленного разрешения в наличии)  — 1000-1500 рублей (физ лица) (часть 1);- при превышении размеров на 10-20 см (без оформленного разрешения в наличии)  — 3000-4000 рублей (физ лица) (часть 2);- при превышении размеров на 20-50 см (без оформленного разрешения в наличии)  — 5000-10000 рублей (физ лица) (часть 3);- при превышении размеров более 50 см (без оформленного разрешения в наличии или с ним)  — 7000-10000 рублей (физ лица) или лишения от 4 до 6 месяцев (часть 6).

Собственно ясно, что самое страшное это если груз выступает более 50 см. В этом случае очень большой штраф или лишение специального права до полугода.

Плюсы и минусы

Неоспоримыми достоинствами использования автопоездов, а не обычных грузовиков, специалисты называют:

  • более высокую производительность и грузоподъемность;
  • меньшую нагрузку на оси транспортного средства;
  • возможность размещения дополнительного бортового оборудования;
  • делимость прицепных частей, что снижает время простоя под загрузкой или разгрузкой.

Грузовик, который тянет за собой автопоезд, принято называть тягачом. Такое транспортное средство отличается мощным двигателем (от 450 до 610 лошадиных сил). Помимо того, полуприцепы и прицепы автопоезда оснащаются рамой усиленной конструкции. Что до подвески, то её тип напрямую зависит от модели транспортного средства, а потому она может быть пневматической или рессорной.

Очевидно, что автопоезд обладает множеством плюсов. Однако он не лишен и недостатков, в числе которых:

  • невысокая скорость и маневренность;
  • низкая проходимость там, где дорожное покрытие характеризуется плохим качеством;
  • сложность движения задним ходом.

Обозначение крупногабаритного груза при транспортировке

Если автомобиль перевозит объект с нестандартными размерами, то он должен быть соответствующе обозначен. Самым распространенным и унифицированным является знак «Крупногабаритный груз».

Он представляет собой квадрат, размером 40*40 см. Поле квадрата состоит из, расположенных под небольшим углом, белых и красных полос. Знак делается из материала со светоотражающим эффектом. Этим знаком обозначают все грузы с нестандартными размерами – с крупными габаритами, негабаритные.

Три оранжевые лампочки на кабине автомашины информируют о том, что это автопоезд. В составе автопоезда может быть несколько прицепов.

Кроме знаков, информирующих о свойствах перевозимого объекта, на автомобиль, совершающий перевозку негабарита можно установить светоотражатели либо фонари. Они хорошо заметны в темноте, и дают представление о размерах движущегося предмета. Для установки спереди используют приборы белого цвета, для установки сзади – красного.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электрон-Авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: