Чистим дроссельную заслонку автомобиля своими руками

Чистка дроссельной заслонки – зачем и как часто проводить эту процедуру?

Инструкция и средства для промывки

Все работы следует проводить только после остывания двигателя, так как существует возможность получения ожога, а также понадобится сбросить клеммы с аккумулятора из-за возможности нахождения остатков топлива в пусковой системе.

Начинать следует с выкручивания пробки расширительного бачка. Это приведёт к понижению давления в узле охлаждения. Далее, ослабив хомуты, удерживающие топливные шланги, воздушный фильтр и систему охлаждения, нужно отсоединить их. При этом из них может начать вытекать топливо и охлаждающая жидкость. После этого останется только вытянуть трос, предварительно открутив крепёжные гайки.

Извлечение устройства из автомобиля может отличаться в зависимости от марки машины, но последовательность действий остаётся похожей:

  • вытаскивается гофрированный шланг, связывающий узел с фильтром;
  • из разъёмов извлекаются подключённые к узлу датчики;
  • удаляется «грузик», удерживающий трос газовой педали;
  • отсоединяется шланг с охлаждающей жидкостью;
  • отключаются трубки вентиляции и абсорбера;
  • выкручиваются четыре винта, удерживающие узел;
  • дроссель извлекается из посадочного места.

Сняв дроссельный узел, стоит сразу же прочистить и место его соединения с коллектором впуска, а также удалить старую прокладку и на её место установить новую.


На следующем этапе уже непосредственно можно переходить к промывке и очистке дроссельного устройства. Очистку возможно проводить как с помощью аэрозольных средств, удаляющих накипь, так и специальных жидкостей. Наносить средство необходимо не только на заслонку, но и на пространство вокруг неё. Не следует забывать и о каналах, из которых поступает воздух. После нанесения жидкости для достижения требуемого эффекта необходимо выждать около десяти минут, после чего промыть водой и насухо обтереть ветошью.

Сегодня на рынке можно встретить ряд предложений, предназначенных для очистки поверхностей заслонки. Некоторые автолюбители успешно применяют WD-40, ацетон, различной концентрации растворители, но при этом всегда есть риск повредить внутренности мотора. Учитывая невысокую стоимость специальных средств и то, что заслонка чистится не так уж и часто, лучше всё же приобрести специализированное средство для чистки дроссельной заслонки. Например, одно из следующих:

  1. LIQUI MOLY DrosselKlappen-Reiniger (LM-5111). Выпускается в аэрозольном исполнении объёмом 400 мл. Считается одним из лучших средств, предлагаемых на рынках.
  2. Mannol Carburetor Cleanor. Отлично справляется с удалением грязевых и маслянтых отложений. Выпускается также в баллоне объёмом 400 мл.
  3. ABRO Carb&Choke Cleaner (CC-220). Качественный аэрозоль, популярный среди автолюбителей, объём аэрозоля составляет 220 мл.

После завершения процесса очистки случается так, что неполадки в работе двигателя остаются. Чаще всего при этом осуществляется замена датчика положения дросселя, так его ремонт невозможен. В любом случае чистка заслонки не составляет больших сложностей, но при этом значительно может улучшить характеристики автомобиля.

Средства для чистки

Различные производители автомобильной химии предлагают ряд средств для чистки дросселя и его составных элементов. Некоторые используют такие средства, как ацетон или спирт, но они могут нанести вред некоторым частям узла, поэтому специалисты рекомендуют использовать специализированные очистители с особым составом. Такое средство не окажет пагубного воздействия на элемент, если все сделать правильно.

Наиболее известным производителем чистящих средств считается Liqui Moly, которая зарекомендовала себя как одна из лучших компаний по производству автомобильной химии. Liqui Moly Pro-Line – это жидкость, способная растворить даже сильные отложения на узлах, которые легко удаляются после ее нанесения. Специальное средство Liqui Moly Pro-line Drosselklappen-Reiniger с длинным зондом позволяет очищать даже недоступные элементы узла, например впускные клапаны каждого цилиндра.

Также есть линейка специализированных очистительных средств Супротек, которые можно заливать прямо в бензобак. При этом можно ездить в обычном режиме, а система подачи воздуха будет очищаться самостоятельно, главное – не забывать периодически добавлять средство в топливо.

Также автолюбители часто используют средство для чистки карбюратора – Карбиклинер, который качественно выводит грязь всего за пару минут. При отсутствии специальных средств для чистки дросселя можно воспользоваться жидкостью WD-40 или даже ацетоном, хотя это способствует возрастанию вероятности повреждения некоторых узлов двигателя.

Ремонт дроссельной заслонки

Ремонтные меры дроссельного узла зависят от причин, по которым возникли проблемы. Чаще всего объем ремонтных работ состоит из всех или части приведенных ниже мер:

  • при полном или частичном выходе из строя датчиков дроссельной заслонки они подлежат замене, поскольку являются не ремонтопригодными;
  • чистка и промывка регулятора холостого хода, а также непосредственно дроссельной заслонки от масляных и смолистых отложений;
  • восстановление герметичности путем устранения подсоса воздуха (обычно заменяются соответствующие прокладки и/или соединительная гофрированная трубка).

Обратите внимание, что зачастую после выполнения ремонтных работ, особенно после чистки дросселя, необходимо выполнить его адаптацию. Делается это с помощью компьютера и специальной программы

На автомобилях VAG-группы процесс адаптации заслонки можно выполнить с помощью популярной диагностической программы «Ваг-Ком» или «Вася диагност». Однако перед тем как непосредственно перейти к адаптации, нужно выполнить следующие предварительные действия:

  • предварительно удалить (желательно несколько раз) все ошибки из ЭБУ по двигателю ДО запуска базовых установок в программе «Вася диагност»;
  • напряжение аккумуляторной батареи автомобиля не должно быть меньше 11,5 Вольта;
  • дроссельная заслонка должна находиться в холостом положении, то есть, ее не нужно нажимать ногой;
  • дроссель обязательно должен быть предварительно вычищен (с помощью чистящих средств);
  • температура охлаждающей жидкости должна быть не менее 80 градусов по Цельсию (в некоторых случаях можно и меньше, но не намного).

Сам процесс адаптации выполняется по следующему алгоритму:

  • Подключить компьютер с установленной программой «Вася диагност» с помощью соответствующего кабеля к сервисному разъему электронного блока автомобиля.
  • Включить зажигание машины.
  • Зайти в программе в раздел 1 «Двигатель», далее 8 «Базовые установки», выбрать 060 канал, выбрать и нажать кнопку «Начать адаптацию».

В результате описанных действий возможны два варианта — начнет выполняться процесс адаптации, в результате которого будет выведено соответствующее сообщение «Адаптация ОК». После этого нужно зайти в блок ошибок и при их наличии программно удалить информацию о них.

Но если в результате запуска адаптации программа выдает сообщение об ошибке, то нужно действовать по следующему алгоритму:

  • Выйти из «Базовых установок» и перейти в блок ошибок в программе. Удалить ошибки два раза подряд, даже если их нет.
  • Выключить зажигание автомобиля и вытащить ключ из замка.
  • Подождать 5…10 секунд, после чего снова вставить ключ в замок и включить зажигание.
  • Повторить действия по адаптации, приведенные выше.

Если же и после описанных действий программа выдает сообщение об ошибке, то это говорит о неисправности узлов, участвующих в работе. В частности, может быть неисправна сама дроссельная заслонка или ее отдельные элементы, проблемы с подключаемым кабелем, неподходящая программа для адаптации (часто можно встретить взломанные версии «Васи», которые работают некорректно). Если же нужно обучить дроссельную заслонку Ниссан, то там несколько другой алгоритм адаптации, не требующий использование какой либо программы. Соответственно и на других автомобилях, таких как Опель, Субару, Рено свои принципы обучения дросселя.

В некоторых случаях после выполнения чистки дроссельной заслонки может возрасти расход топлива, а работа двигателя на холостых оборотах будет сопровождаться их изменением. Это связано с тем, что электронный блок управления будет продолжать давать команды в соответствии с теми параметрами, которые были до чистки дросселя. Чтобы избежать подобной ситуации необходимо заслонку откалибровать. Делается с помощью специального прибора со сбросом прошлых рабочих параметров.

Причины выхода из строя датчика положения

Время от времени от один элемент конструкции выходит из строя, то другой. Поэтому переживать не стоит, тем более, если машине уже больше 3 лет.

Причины поломки датчика ПДЗ:

  1. Между ползунком и резистивным слоем нет контакта. Это бывает при поломке наконечника, который делает задир на подложке. При этом датчик продолжает работать, но уже с неточными данными. Работает, пока резистивный слой полностью не сотрется. Сердечник в этом случае полностью выходит из строя.
  2. Линейное напряжение выходящего сигнала не увеличивается из-за изменения напыления в начале хода ползунка.

Для определения такой поломки еще не придумали индикатор, который сразу бы показывал это на панели приборов.

Что такое дроссельная заслонка, назначение, виды

Дроссельная заслонка – это механический клапан, который регулирует объем воздуха, поступающего в камеру сгорания. Угол открытия определяет, сколько воздуха проходит через нее за единицу времени и попадает в цилиндры. В зависимости от угла открытия, воздух может проходить беспрепятственно, частично, либо не проходить вообще.

Когда водитель нажимает педаль газа, это и есть управление углом открытия заслонки. «Педаль в пол» – она максимально раскрывается и двигатель выдает полную мощность. На холостых оборотах, наоборот, пропускает минимум воздуха, чтобы смесь была богаче. Другими словами, она реагирует на действия водителя, а электронный блок управления (ЭБУ), в свою очередь, реагирует на положение заслонки, подавая соответствующее количество топлива.

Как уже было сказано, схема оказалась настолько удачной, что не претерпела изменений в своем базовом принципе до сегодняшних дней. Но, конечно, дроссельная заслонка тоже совершенствовалась, как и остальные элементы автомобиля. Так что в настоящее время на автомобилях используются три типа:

  1. Механические;
  2. Электромеханические;
  3. Электронные.

Что лучше, механическая или электрическая заслонка?

Спорить о том, какая система лучше, занятие неблагодарное. Зависит от того, какие приоритеты у автовладельца.

К примеру, механический дроссель можно считать «прошлым веком», поскольку не ставится на современные автомобили, но в то же время он отлично выполняет свои функции. И имеет однозначные плюсы: меньше слабых мест (каждый дополнительный датчик или моторчик – дополнительная деталь, которая может поломаться) и простота ремонта или замены. Однако будем откровенны, с сегодняшними стандартами экономии топлива и экологической безопасности механической заслонке уже не справиться.

Электронный дроссель имеет больше шансов на поломку, даже чисто статистически, ведь в нём есть дополнительные элементы. Как только любой датчик выходит из строя, начинаются «танцы с бубном» и поиск ошибок. Однако представить современный автомобиль без точного и тонкого управления двигателем, для чего нужна именно электронная заслонка – просто невозможно. Поэтому механические дроссели потихоньку уходят в прошлое, а им на смену приходит электроника.

Как работает дроссельная заслонка?

Подачу воздуха в двигатель вы контролируете с помощью акселератора или, проще, педали газа. А она, в свою очередь, связана непосредственно с дросселем или дроссельным узлом. Именно с помощью педали газа вы регулируете частоту, с которой срабатывает дроссельная заслонка, она открывается, впуская очередную порцию кислорода.

Ее управление бывает двух видов: электронное и механическое. Конечно, при электронном варианте она реже приходит в негодность, чем при механическом, ведь программа крайне редко дает сбой, да и четкость команд со стороны электроники позволяет меньше нагружать механизм, он используется рациональнее, отчего и служит дольше.

Конечно, принцип работы дроссельной заслонки более сложный, чем «открыть-впустить воздух-закрыть», но с нашей стороны он виден именно так, более подробную схему знают только механики. Заметить неисправность заслонки возможно во время езды, особенно на большой скорости.

Если вы чувствуете, что автомобиль с подачи газа набирает скорость очень тяжело, то, скорее всего, неисправность в ней

Иногда бывает, что блок дроссельной заслонки может быть в неисправном состоянии, но всё-таки в первую очередь стоит обратить внимание на саму заслонку

Где находится

Теперь о том, где находится дроссельная заслонка. Раз эта деталь ответственна за подачу воздуха, то и располагается она в соответствующем месте. Ее локализация – это область перед впускным коллектором сразу за воздушным фильтрующим элементом.

Немного о ремонте

Кто-то ставит сразу 4 заслонки, кто-то для своего карбюратора придумывает оригинальные решения, лишь бы повысить характеристики мотора. В любом случае, установка дополнительных заслонок влияет не только на стоимость работ, но и на последующие возможные негативные последствия.

Может я просто не фанат доработок и тюнинга, потому скептически отношусь к подобного рода увлечениям. Мне нравится опустить рычаг стояночного тормоза и рвануть с места. Хорошо хоть лошадиные силы под капотом позволяют это сделать.

Но я еще знаю вот что. Если насиловать собственную машину, она в скором времени ответит вам отказом. Особенно частая ошибка — это игнорирование неисправностей дроссельной заслонки. Кстати, ее часто называют пятак. С чем именно это связано сказать не могу, но такой у нас народ выдумщик. Зачем называть вещи своими именами, если можно выдумать нечто оригинальное?!

Несколько слов относительно ремонта.

  • Для более легкого и правильного ремонта лучше всего снять узел и получить к нему полноценный доступ. Как снять? Обычно нужно просто демонтировать узел из-под подкапотного пространства, открутив один винт за другим, разъединить тросик и так далее. Каждая трубка должна быть отсоединена и проверена на предмет целостности. Ведь неправильная работа может быть связана с тем, что некоторые компоненты, к примеру, патрубок, сломались, потрескались. Не всегда вина лежит на ДЗ или ее датчике;
  • После демонтажа проще понять, в чем проблема. Напомню, что ДЗ ломается редко. Основные неисправности — это загрязнения или поломки патрубков, проводки и пр. Потому проверьте на предмет исправности и очистите устройство;
  • Главный страдалец узла — это датчик ДЗ. Самые элементарные проблемы состоят в обрыве питающей проводки, износе резистивного слоя дорожек, предназначенных для хода ползунка. Такие неисправности обнаружить легко, разобрав датчик;
  • Куда более сложной является электронная система ДЗ. Здесь не получится просто заменить или отрегулировать тросик. Здесь требуется так называемая адаптация. Это возвращение ДЗ к начальным параметрам работы после возникшего сбоя в электронной составляющей. Появляется она обычно из-за коротких замыканий, резких скачков напряжения бортовой сети, замены и демонтажа электронного блока управления и пр.

Сброс и обратная настройка на современных автомобилях выполняется с помощью специального софта. То есть предполагается подключение машины к компьютеру, ноутбуку. Здесь есть много своих заморочек и особенностей в зависимости от конкретной модели автомобиля.

Потому если у вас нет опыта в адаптации, отсутствует софт и малейшие понятия о внесении изменений в автомобиль с помощью ноутбука, то за электронику лучше не браться. Отправляйтесь в ближайший автосервис и пусть мастера делают свое дело. Настройка и калибровка ДЗ — дело тонкое.

Возможные проблемы дросселя

При этом следует учитывать, что наличие большого количества соединительных элементов рано или поздно может вызвать разного рода отказы или способствовать «зависанию» системы с последующими сбоями в ее работе.

Если это произойдет, есть риск, что автомобиль начнет немного «сглаживаться», а именно:

  • повышенная частота вращения появится при работе двигателя на холостом ходу;
  • плавающая скорость будет скользить при работающем двигателе;
  • при переключении на нейтраль возможны случаи остановки двигателя;
  • расход топлива станет выше нормы и его будет сложно контролировать;
  • двигатель не будет работать на полную мощность;
  • срабатывают датчики сигнала срабатывания заслонки.

В зависимости от типа срабатывания дроссельной заслонки (механическое, электрическое) повреждение можно исправить очисткой или регулировкой. Для этого потребуется ряд небольших манипуляций, связанных с управлением заслонкой демпфера.

Это осуществляется последовательной разборкой всего агрегата с дальнейшей его диагностикой (визуальным осмотром), очисткой, заменой (при необходимости) поврежденных или изношенных деталей. Сборка производится в обратной последовательности.

В случае электрической системы, когда общий блок управления занимается «управлением» всем процессом, рекомендуется проводить диагностику в специализированном центре с использованием специализированного электронного компьютерного оборудования. На самом деле, в этом случае проблема может быть скрыта даже не в дроссельной заслонке, а в многочисленных датчиках, контролирующих ее работу.

Иногда проблема еще и вне системы подачи воздуха. Но, если его не устранить, он просто заблокирует любое действие дроссельной заслонки. Обычно такие датчики ремонту не подлежат, их заменяют только на новые.

Следует понимать, что неисправность всей топливной системы приводит к практически мгновенной остановке автомобиля. Поэтому, если есть хотя бы малейшие намеки на возможные проблемы, следует немедленно на них реагировать, не экономить на полной диагностике автомобиля и оперативно решать проблемы.

Типичные неисправности

Специалистами было подсчитано, сколько в течение дня водитель нажимает на педаль газа за 30 минут – немногим более 100 раз. А такое совершается каждый день (при регулярном использовании автомобиля). В этом случае нет ничего удивительного в том, что со временем механизм ДЗ начинает давать сбои. Можно выделить несколько основных неисправностей, которые будут рассмотрены далее. Это позволит лучше понять, для чего нужно чистить дроссельную заслонку.

Датчик положения дроссельной заслонки

Именно в нем кроется большая часть проблем. В результате его выхода из строя двигатель начинает работать с перебоями, что проявляется следующими признаками:

  1. Проблемный запуск силового агрегата или он вовсе не желает запускаться.
  2. Мотор глохнет в режиме холостого хода либо обороты слишком высокие.
  3. Наблюдаются рывки и провалы в работе ДВС.
  4. Падает динамика разгона и тяга, причем резко.
  5. Растет расход горючего.
  6. На приборной панели загорается индикатор «Check Engine».

Только все эти перечисленные симптомы не указывают именно на неисправность заслонки, а потому следует проводить диагностику.

Для выявления неисправностей детали необходима диагностика

Засор обходных каналов

Эта проблема не вызывает такого дискомфорта, как поломка сенсора. Но и ее не стоит игнорировать. Обычно такое проявление обусловлено неправильной работой двигателя на холостых оборотах. Поводом проверить дроссельную заслонку послужат провалы, внезапная остановка мотора. Скорее всего, настало время прочистить заслонку.

Подсос воздуха

И такой неприятности имеет место – это свидетельствует о пробое впускного коллектора либо нарушена сама конструкция механизма ДЗ, через которую начинает подсасывать воздух. Это приводит к увеличению количества кислорода в рабочей смеси и обороты растут, когда в этом нет необходимости. Поступление воздуха в цилиндры, минуя фильтр, ничем хорошим не заканчивается.

Нарушение герметичности узла обычно лечится чисткой. Но нельзя исключать прорыва сквозь другие места, помимо самой заслонки. Лучше обратиться к специалистам ближайшего автосервиса – возможно, есть другие проблемы, которые нужно своевременно найти и устранить.

Адаптация дроссельной заслонки

Под этим термином скрывается настройка бортового компьютера на определение корректной связи между положением педали акселератора и ДЗ. Программа сбивается по разным причинам:

  • отключение АКБ от сети;
  • демонтирован блок дроссельной заслонки с целью ремонта или замены;
  • отключение ЭБУ.

Адаптацию лучше доверить специалистам, а времени такая процедура много не занимает. Еще и стоимость приемлема.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электрон-Авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: