НЕ ВСЕ КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА ОДИНАКОВО ХОРОШИ
Нет единой системы климат-контроля, которая могла бы встречаться во всех автомобилях. Каждый производитель стремится создать своё, уникальное оборудование, которое будет дарить пользователю ещё больше комфорта и удовольствия.
Приятно, когда в автомобиле электронная система по-умному управляет заслонками. Особенно остро это ощущается в зимнее время, когда машине требуется тщательный прогрев. Ведь в первую очередь должны прогреться стёкла. В это время двигатель также прогревается. Когда он доходит до необходимой рабочей температуры, потоки воздуха направляются на ноги водителя и пассажиров. И только после этого нагретый воздух может направляться в лицо сидящих в автомобиле людей. В летнее время года охлаждённый воздух должен сразу направляться на пассажиров.
Сейчас взоры автолюбителей нацелены на системы климат-контроля, которые обладают возможности программирования — ACC. Очень удобно, когда в память электронной системы можно внести предпочтительные настройки относительно вентиляции, охлаждения и нагрева воздуха. Отпадает необходимость каждый раз выставлять параметры климатического режима.
Есть такие климатические системы, которые могут подстраиваться под индивидуальные параметры, которые могут устанавливаться для места водителя и пассажиров по отдельности. Установка датчиков для анализа погодных условий повышает эффективность работы климат-контроля и даже позволяет отключать забор воздуха с улицы при повышенных показателях загрязнённости атмосферы.
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
Автомобильный кондиционер имеет простую систему управления, которая даже для неопытного пользователя не станет камнем преткновения. Для этого в автомобиле имеется панель управления со следующими элементами:
- кнопка для управления компрессором с аббревиатурой «А/С»;
- регулятор оборотов лопастей вентилятора;
- элемент управления с двумя зонами различной окраски (синяя и красная);
- распределитель воздушных потоков.
Всё это требует внимания со стороны пользователя, что приносит неудобство. Выпускаются и более современные системы управления для кондиционера. Они имеют электронный блок и жидкокристаллический дисплей. Но всё равно климат-контролем управлять лучше, проще и удобнее. Достаточно просто включить автоматический режим, выставить желаемую температуру и положиться на электронный блок управления.
ПРЕИМУЩЕСТВА КЛИМАТ-КОНТРОЛЯ
Климат-контроль управляется электроникой, которая анализирует данные, поступающие с датчиков. Поэтому у пользователя нет необходимости следить за своими ощущениями и каждый раз менять режим работы климатического оборудования. Кроме этого, имеется ещё несколько моментов, за счёт которых выбор кондиционера теряет актуальность:
- моментальная реакция электронного блока управления на изменения атмосферных показателей;
- экономный расход топлива за счёт правильного отключения нагрева или охлаждения воздуха;
- выбор климат-контроля с раздельной схемой управления;
- правильный прогрев салона при минусовой температуре на улице.
НЕДОСТАТКИ КЛИМАТ-КОНТРОЛЯ
Если для опытных водителей, которые успели сменить несколько машин и испробовать различное климатическое оборудование в действии, понятно какое из них лучше, то для новичков не всё так прозрачно и понятно. Можно сказать однозначно, что климат-контроль имеет существенные отличия перед другими системами и выигрывает в сравнительном анализе.
Но остаётся актуальным ценовой вопрос, который играет в пользу выбора кондиционера. Сложная конструкция предполагает дорогой и длительный ремонт. Если электронный блок работает нормально, то и климатическая обстановка внутри автомобиля будет благоприятной. При сбоях в ЭБУ и неправильном анализе данных с датчиков надеяться на адекватность климат-контроля надеяться не приходится. Кондиционер в этом плане является более надёжным оборудованием.
При анализе отзывов владельцев машины с климат-контролем выплывает ещё один недостаток этого оборудования. Часто в автомобиле ощущается температура, которая отличается от установленной. И это при полностью исправном климатоборудовании. В таких случаях автовладелец вынужден подбирать тот температурный режим, при котором ощущения будут максимально комфортными.
На работу климат-контроля влияет месторасположения датчика температуры. Если он расположен не очень удачно, то и данные будут поступать на ЭБУ искажённые.
Теперь вы знаете, в чём состоят отличия кондиционера и электронного климатического оборудования. Осталось сделать соответствующие выводы и купить автомобиль с соответствующей комплектацией.
Руководство
В отличие от климат-контроля, на панели управления кондиционером, как правило, красуются механические переключатели. Регуляторы температуры и направления потоков воздуха соединены тросами с соответствующими заслонками в блоке печки/кондиционера. На некоторых бюджетных моделях машин до сих пор встречается подобный привод заслонки режима рециркуляции воздуха. Иногда применяется и вакуумный привод, но он также является «ручным» и не способен функционировать в автоматическом режиме.
Панель управления кондиционером в Логане первого поколения — характерный пример, когда все заслонки имеют тросовый привод. Огромная ручка внизу выдает бюджетность конструкции.
Панель управления кондиционером в Логане первого поколения — характерный пример, когда все заслонки имеют тросовый привод. Огромная ручка внизу выдает бюджетность конструкции.
Есть у кондиционера и электрические регулировки. Кроме кнопки активации компрессора, это еще и управление скоростью моторчика вентилятора (с помощью резистора), даже если переключатель на панели механический. Но в любом случае производительность системы корректируется только вручную. Также на многих машинах применен электрический привод заслонки рециркуляции (моторчик со скользящим контактом вместо троса). По конструкции он схож со своим собратом в климат-контроле, но лишен автоматического режима работы.
В этом случае у кондиционера электрический привод заслонки рециркуляции воздуха. За кнопкой кроется моторчик с тягой, а не трос.
В этом случае у кондиционера электрический привод заслонки рециркуляции воздуха. За кнопкой кроется моторчик с тягой, а не трос.
Автомобильный кондиционер: устройство и функция
Данное устройство работает напрямую от коленчатого вала мотора через ременную передачу. Следовательно, работа кондиционера зависит от силового агрегата авто.
Для работы кондиционера в автомобиле используется специальное вещество, такое как фреон (хладагент). Механизм берет тепло, когда фреон преобразуется в газ из жидкого состояния и соответственно вырабатывает тепло при обратном превращении.
Автомобильный кондиционер это закрытый механизм, который в своем составе имеет ряд механизмов, среди которых испаритель, компрессор, также присутствует дроссель, ресивер-осушитель и обязательно наличие конденсатора.
Преобладает 2 типа строения автокондиционера. Они отличаются разновидностями дросселя: одного сечения (присутствует расширительная трубка) и изменяемого сечения (в данном случае присутствует терморегуляционный клапан).
Работа рассматриваемого нами устройства имеет 4-е цикла работы, которые зависят от этапов смены состояния находящегося в системе вещества фреона:
- Сначала в компрессоре происходит сжатие фреона в виде газа, происходит увеличение давления и соответственно градусов.
- В конденсаторе хладагент остывает и тут же выделяется конденсат.
- Попадая в расширительную трубку фреон, увеличивается в объеме и происходит моментальное понижение давления.
- В испарители фреон соответственно испаряется и преобразуется из пара в газ.
В общем, когда фреон испаряется, то охлаждает воздух, а присутствующий вентилятор задувает в салон, образовавшийся холодный воздух.
Данный способ охлаждения в современном автомобиле называется механическим.
Отличия
Для начала разберемся, чем отличается климат контроль от кондиционера в машине, и есть ли вообще разница в этих двух системах. Выделим основные моменты
Принцип действия
Кондиционер в машине работает по принципу классического холодильника. Внутри герметичной системы находится хладагент и немного масла, которые циркулируют по компрессору, радиатору, ресиверу-осушителю и трубкам. В компрессоре происходит сжатие рабочего состава и его переход в жидкое состояние. В дальнейшем хладагент нагревается, а после прохождение через осушитель снова возвращается в газообразную форму и охлаждается. Как результат, в салон попадает холодный воздух.
Рассматривая, в чем отличие кондиционера от климат контроля в автомобиле, стоит также отметить особенности климатической системы. Здесь предусмотрены датчики, контролирующие температуру внутри салона и снаружи, которые отправляют сигнал на блок управления. Последний анализирует данные и дает команду исполнительным механизмам на подачу холодного или теплого воздуха. При этом система поддерживает определенную температуру, заданную пользователем.
Виды
Рассматривая разницу между климат контролем и кондиционером в авто, стоит учесть отличия в разновидности этой техники. Так, кондиционер бывает только одного вида, а его главная задача — охлаждать салон автомобиля без какого-то конкретного разделения. В случае с климат контролем выделяется несколько вариантов по количеству зон:
однозонный — предусматривает установку общей температуры для всего салона;
двухзонный — позволяет выставить индивидуальную температуру для области водительского кресла и переднего пассажирского сиденья;
трехзонный — отличается возможностью установки персонального температурного режима для водительского / пассажирского кресла, а также заднего дивана;
четырехзонный — позволяет выделить четыре отдельные зоны и обеспечить в них свою температуру.
Отличия в функциях
При поиске различий климат контроля и кондиционера всплывает вопрос функционала такой техники. Сравнивать эти два устройства — все равно, что искать отличия между инжекторным и карбюраторным двигателем. Пропасть в возможностях огромная.
К отличиям климат контроля стоит отнести возможность сохранения установленной температуры в полностью автономном режиме. Для сравнения кондиционер просто охлаждает воздух. Если нужно нагреть салон, придется включать печку.
Кроме того, отличие современных климатических систем состоит в возможности тонкой регулировки, позволяющей избежать простуды.
Управление
Сравнивая, в чем разница кондиционера и климат контроля в автомобиле, достаточно обратить внимание на отличия в управлении этими устройствами. В случае с кондиционером все просто — достаточно включить девайс и дождаться охлаждения воздуха в салоне. Выполнять каких-либо дополнительных требований не нужно
Выполнять каких-либо дополнительных требований не нужно.
Если в авто установлена климатическая система, все проще. Необходимо один раз установить температуру и запустить систему, после чего она выполняет работу самостоятельно.
Также стоит отметить, что у климат контроля имеется два режима управления:
- Ручной. Подразумевает самостоятельный выбор скорости вращения вентилятора, направления потока воздуха и т. д.
- Автоматический. В этом случае достаточно один раз установить температуру, после чего система сама создает заявленные условия в машине.
Внешние отличия
Много вопросов, как отличить климат контроль от кондиционера, к примеру, при покупке автомобиля. Эти системы различаются не только функционально и конструктивно, но и по внешнему виду. Тот же кондиционер чаще всего представлен обычной кнопкой включения / отключения.
А вот в случае с климат контролем управляющих органов и отличий больше. Здесь должен быть дисплей для отображения температуры и скорости работы вентилятора, регуляторы упомянутых параметров, кнопка включения и другие клавиши. Такие устройства занимают больше места на приборной панели.
Как работает кондиционер
Поскольку в последнее время наблюдается рост цен на топливо и экономический кризис, многие автолюбители выступают за отмену использования автомобильных кондиционеров. По общей экономии энергии существует множество рекомендаций, и использование встроенного заводского охлаждения – один из основных факторов низкой экономии топлива.
Противники кондиционеров рекомендуют использовать традиционную вентиляцию, представляющую собой входящий в окно воздух. Конечно, эта версия очень непрактична, особенно зимой, когда открытое окно может вызвать грипп и воспаление. Тем не менее чтобы выбрать наиболее подходящее для вас решение, сначала стоит рассмотреть самые распространённые преимущества и недостатки использования кондиционера в автомобиле.
Рекомендуем: Давление в кондиционере автомобиля — как узнать, что все в норме?
Активное охлаждение салона с помощью кондиционера может увеличить общее потребление бензина на 10%! Исследования показали, что открытые на проветривание окна при движении со средней скоростью 70 км/ч (или ниже) обеспечат вашему авто максимальную эффективность с точки зрения расхода и комфорта.
В большинстве стандартных ситуаций (проезд по городу, выезд в торговый центр, встреча с друзьями или родственниками) проще всего всегда проветривать автомобиль естественным воздухом, если окружающая среда и температура не будут вызывать у вас дискомфорта или не повлияют на правильное функционирование транспортного средства. Таким образом, с весны до осени вы можете держать окна автомобиля открытыми, когда позволяет тепло, при этом сохраняя расход топлива на максимально низком уровне.
Начнём с хладагента (r134a) внутри системы. Этот хладагент был специально создан для автомобильной промышленности в конце 1980-х годов, и он несколько отличается от бытовых или промышленных хладагентов. Некоторые называют его «Фреон».
Часть газа удерживается под давлением внутри системы. Когда система не работает, хладагент остаётся газом под низким давлением. Оптимальным свойством газа является его способность выходить из горячего состояния, когда он сжимается, а при охлаждении в конденсаторе, расположенном перед радиатором, он превращается в жидкость под давлением, которая затем выпускается через расширительный клапан или диафрагму (небольшое отверстие). Жидкость под высоким давлением мгновенно превращается в пар низкого давления, который создаёт холод внутри испарителя, и в этом случае электродвигатель вентилятора пропускает воздух через него в систему вентиляции и во внутреннюю часть машины.
Сердечник испарителя выглядит как маленький радиатор, который расположен внутри автомобиля. Как только хладагент израсходовал холодный заряд, он собирается в шланг низкого давления и на компрессор, где снова обрабатывается. Хладагент передаётся от одного компонента к другому с помощью шлангов или труб. Шланг со стороны высокого давления соединяет компрессор с конденсатором, от конденсатора до расширительного клапана или трубки с отверстиями, которые расположены перед испарителем. Низкая сторона соединяет испаритель с компрессором. Расширительный клапан или диафрагма выполняют в основном ту же самую работу, система может иметь тот или иной вариант. Расширительный клапан может иметь различный размер в зависимости от температуры, тогда как диафрагма имеет фиксированный размер.
Автокондиционер
Когда пользоваться кондиционером полезно
Если вы превышаете скорость 70-80 километров в час, как это обычно бывает при длительных поездках в другой город, лучше держать окна закрытыми и использовать систему кондиционирования. Открытые окна увеличат расход топлива на целых 20%! Сильный поток воздуха замедляет автомобиль и делает его ещё более нестабильным, не говоря уже о неуклюжем управлении. Но быстро ездить с закрытыми окнами некомфортно, поэтому при движении на более высокой скорости рекомендуется использовать кондиционер.
Помимо кондиционирования воздуха, есть и другие решения, которые позволяют вентилировать автомобиль и поддерживать комфорт внутри него. Во-первых, главный вентилятор автомобиля, если он выведен в салон, может достаточно хорошо проветривать автомобиль и снизить его температуру. Также он может изменить запах в авто, а именно избавить от топливного или уличного «аромата». Лучше всего использовать этот параметр по максимуму, но при желании вы можете выбрать менее интенсивные настройки.
Ещё один очень простой способ – припарковать машину на стоянке или в прохладном месте в тени. В жаркий день вы выиграете с точки зрения комфорта, а расход топлива будет снижен.
Что делать когда не работает климат контроль
Климатическая система может периодически ломаться и сбоить. Существуют как фатальные, так и временные поломки, которые можно устранить некоторыми манипуляциями с кнопками.
Важно. Существует много разновидностей подобного оборудования, поэтому могут быть и свои особенности в диагностировании поломок. Рассмотрим типовой алгоритм проверки оборудования:
Рассмотрим типовой алгоритм проверки оборудования:
- Переведите КК в режим самодиагностики. Для этого нажмите кнопку OFF при включенном зажигании. На панели должны подсветиться все его компоненты. Если какой-то из них не подсвечен, в нем присутствует поломка.
- Если все в норме, то на следующем шаге проверьте целостность цепей питания датчиков. Для этого увеличьте температуру и на индикаторе должна появится цифра 2. Если через некоторое время она сменится на 20, то все в норме. Цепи датчиков исправны.
- Далее, проверяется положение системой заслонки, которая определяет режим обдува. Для этого еще на шаг увеличьте температуру и на дисплее появится 3. если появится 30 – все нормально.
- Включите обдув и поочередно переключайте заслонки. Из всех должен появляться воздушный поток.
Аналогично проверяется температура, снимаемая датчиком. Сначала наружный, затем в салоне в режиме 5. Затем выполняется корректировка температурных показателей.
Профилактика неисправности
Профилактика заключается в проведении периодической диагностики. Также не забывайте про салонный фильтр и дозаправку системы фреоном. Своевременная проверка позволит выявить возможные дефекты в оборудовании и устранить возможные проблемы на стадии их появления. Не забывайте также дважды в год выполнять чистку и дезинфекцию кондиционера.
Что такое умное управление климатом
В основе интеллектуального управления климатом в помещении используется умный кондиционер или сплит-система. В комплекте оборудования, как правило, используется новейшие модели. Их основное свойство – возможность управления через пульт дистанционного управления. Вторым обязательным компонентом является управляющий модуль. Этот блок и выполняет основные настройки и регулировку режимов работы всей системы. В зависимости от производителя он может иметь единый корпус, либо изготавливаться в виде отдельных элементов, как, например, у Xiaomi, – инфракрасного пульта, шлюза и датчиков температуры и влажности. Кроме того, некоторые приборы дополнительно оснащены сенсорами чистоты и свежести воздуха.
Отличие сплит-системы от кондиционера
Сплит-система умного дома отличается от кондиционера по следующим основным параметрам:
- Наличием внешнего и внутреннего одного или нескольких блоков.
- Разнообразием конструкций по типу расположения – кассетные, канальные, настенные и напольные.
- Возможностью интеграции с другими датчиками умного дома – например, с пожарной сигнализацией. На случай возгорания поступление свежего воздуха прекращается, интенсивность пламени снижается.
Большинство моделей сплит-систем включает один внешний и несколько внутренних блоков. Это дает возможность нагревать или охлаждать воздух сразу в различных комнатах дома. Кондиционеры же выполняются в моноблочном исполнении. Чаще всего это мобильные, компактные модели на колесиках. В отличие от устаревшей надоконной версии они не способствуют проникновению внешнего воздуха и легко перемещаются в нужное место.
Принцип действия систем
Современные системы климат контроля умного дома могут объединять в себе управление одновременно следующими микроклиматическими элементами:
- Кондиционерами и сплит-системами.
- Отопительными радиаторами.
- Системами теплых полов.
- Вентиляционным оборудованием.
- Котельными отопительными агрегатами.
- Фильтрами.
- Озонаторами, ионизаторами.
- Другими климатическими компонентами – жалюзи, приточной вентиляцией и т. д.
В основе управления кондиционером умного дома и других выше перечисленных компонентов используется электронный модуль. Все функции система выполняет автоматически. Базой служат заданные настройки. При этом роль людей сводится лишь в установлении необходимых параметров, периодической проверке и контроля, а также наблюдения исправности.
Принцип работы сектора умного дома «климат контроль» сводится к следующему алгоритму:
- Датчики измеряют температуру, влажность, состав воздуха.
- Информация проходит в интеллектуальный модуль, анализируется и сравнивается с базовыми характеристиками.
- В случае расхождения данных поступает команда на соответствующий элемент, для изменения параметров его работы.
Например, если в квартире упала температура воздуха, от термодатчика поступает соответствующий сигнал в блок управления, а оттуда после анализа ситуации команда – на снижение оборотов вентиляции и повышение нагрева ТЭНа радиатора.
Преимущества автоматического климата в помещении
- Абсолютная автономность в работе.
- Широкий выбор климат-режимов.
- Подбор уникального микроклимата для каждой комнаты.
- Задание точных необходимых параметров для спец.помещений – ванной, кладовой, коллекционного зала и т. д.
- Экономия расхода электроэнергии.
- Контроль на расстоянии.
- Быстрое оповещение на мобильное устройство хозяина в случае ЧП.
- Уменьшение нагрузки на электросеть.
- Повышение безопасности в доме.
Дополнительные источники регулирования климата в помещении
Регулировка микроклимата помещения осуществляется в основном за счет термодатчиков. В случае расхождения поступающей с него информации с заданными параметрами, блок управления уменьшает или увеличивает мощность кондиционера или сплит-системы. Однако это далеко не единственный механизм влияния на климат внутри дома. Существуют также следующие способы:
- Открывание и закрывание окон для проветривания.
- Увеличение и уменьшение потока теплоагента радиаторов.
- Подключение теплых полов.
- Включение воздушного осушителя или увлажнителя.
- Приведение в действие озонатора или ионизатора.
- Инициация атмосферных фильтров.
- Включение вытяжной или приточной системы вентиляции.
При этом каждому из способов полагается установка своих специфических датчиков для контроля параметров.
Советы по эксплуатации
Наличие системы автокондиционирования в ТС — это безусловный и огромный плюс. Особенно он проявляется летом, когда хочется ощутить прохладу в салоне авто, как и в квартире.
Вне зависимости от того, какая система стоит в вашем автомобиле, есть несколько правил по их эксплуатации. Советую придерживаться этих рекомендаций.
- Даже если в автокондиционере нет текущей необходимости, старайтесь периодически его включать хотя бы на какие-то 5 минуток. Это позволит маслу пройти по системе и не спровоцировать испарение хладагента;
- Если сейчас на улице жарко, сразу же системы включать не стоит. Лучше проехаться пару километров с открытым окном, обеспечить приток свежего воздуха;
- В жаркие знойные дни нельзя направлять холодные воздушные потоки на стекла. Иначе могут образоваться микротрещины;
- Радиатор испарителя постепенно накапливает на себе разные микроорганизмы, провоцирующие аллергические и дерматические реакции. Вовремя меняйте салонный фильтр;
- Следите за тем, сколько хладагента осталось в системе. Заправку проводят обычно раз в 2-3 года;
- Обе системы влияют на расход топлива. Тут нет лидера или аутсайдера. Потому включайте их по мере необходимости. Но и жертвовать комфортом ради сохранности 300-500 мл топлива не стоит;
- Ремонт кондиционера проще, чем вмешательство в КК. Опять же во многом из-за ЭБУ. Но, опираясь на видео уроки и руководство по эксплуатации, ряд проблем можно решить своими силами.
Да, во многом представленное оборудование похоже, но есть и заметная разница между ними. Такая ли она существенная, чтобы переплачивать за климат, каждый решает для себя сам.
Если вас интересует мое мнение, то я однозначно за климат-контроль. Он функциональнее, удобнее, практичнее и универсальнее, чем отдельно стоящий кондиционер и система отопления. В КК все объединено в единую систему, причем автоматизированную.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь, задавайте свои вопросы и рассказывайте о нас своим друзьям!
(1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Подпишитесь на обновления и получайте статьи на почту!
Гарантируем: никакого спама, только новые статьи один раз в неделю!
Система поддержания нужной температуры в салоне автомобиля настолько привычна большинству автовладельцев, что мало кто задумывается, с чего всё начиналось. Первой попыткой охладить уставших от жары пассажиров была простейшая вентиляция салона. Помните угловые форточки на старых автомобилях, поворачивающиеся под углом, как воздухозаборники? При отрытых настежь окнах струя воздуха врывалась в салон движущегося автомобиля и дарила прохладу автовладельцу и его компаньонам вместе с пылью, шумом и возможностью простудиться от сквозняка. К тому же такая система не работала тогда, когда в ней больше всего нуждались — на стоянках и в пробках под палящим солнцем.