Как правильно закрепить детское автокресло: система LATCH
Аналог Isofix – система Latch, которая широкого распространена в США. Здесь она является стандартным вариантом фиксации сидений с начала 2000-тысячных годов.
Ее особенность – отсутствие рамы из металла и кронштейнов, что облегчает вес автолюльки. Фиксация производится посредством ремней, которые крепятся карабинами к скобам на заднем сиденье. Обе системы, Latch и Isofix совместимы, и, если в вашем ТС имеются крепления Isofix, вы можете приобрести люльку Latch.
Плюсы:
- Нет вибрации, что достигнуто благодаря мягкой фиксации с помощью эластичного ремня;
- Простой и удобный монтаж;
- Небольшой вес кресла;
- Малыш защищен в аварийной ситуации, что проверенного краш-тестами;
- Допустимый вес пользователя достигает 30 кг.
Недостатки:
- Система широкого распространена в Америка, в России же найти подобный вариант проблематично;
- Не универсальная, так как не все авто оборудованы специальными скобами;
- Высокая стоимость.
Возможные проблемы и способы их устранения
Иногда после сборки автокресла возникают определенные проблемы. Например, ребенок может чувствовать себя дискомфортно из-за неудобного расположения ремней или чехлов.
Игнорировать его жалобы нельзя. Неполадки нужно устранять.
Автомобильное кресло собрано неправильно
Главной причиной неправильной сборки кресла является нарушение порядка действий. Это происходит в том случае, когда на этапе разбора человек не запомнил их последовательность.
Чтобы такой ситуации не произошло, нужно фиксировать свои действия с помощью видео или фотокамеры. В дальнейшем запись поможет легко собрать все детали.
Хорошо, если под рукой имеется инструкция пользователя, предназначенная для конкретной модели автокресла. В зависимости от фирмы-производителя и конструкции устройства, правила могут отличаться. Хотя существенной разницы в последовательности действий нет.
Если после стирки чехлов собрать самостоятельно кресло не удается, можно обратиться к знакомым, которые имеют опыт подобных работ. Помощь могут оказать в магазине, в котором совершалась покупка. В крайнем случае, можно попытаться написать на сайт производителя, в службу сервисной поддержки.
Ремни располагаются неудобно
Если после установки кресла в машину родители замечают, что ремни крепления доставляют ребенку дискомфорт, игнорировать проблему не следует. Когда они слишком давят, их необходимо ослабить. Если ремни длинные, их укорачивают. Для этого они оснащены специальными регуляторами.
Важно правильно расположить ремни. Верхние фиксаторы должны выходить из кресла на уровне плеч ребенка. Если прорезь располагается под лопатками, значит малыш подрос
Требуется изменение положения ремней, либо покупка нового автокресла.
Если прорезь располагается под лопатками, значит малыш подрос. Требуется изменение положения ремней, либо покупка нового автокресла.
Когда средств на приобретение дорогостоящего устройства нет, на время можно выйти из ситуации, вытащив подкладку. Это позволит обеспечить больше простора для ребенка.
Иногда ремни ложатся неудобно из-за того, что на них сбились или загнулись мягкие накладки. Их необходимо снять, расправить (в некоторых случаях требуется отпаривание ткани) и надеть обратно.
На нем неудобно сидеть
После стирки чехлов ребенок может жаловаться на дискомфорт во время сидения. Чаще всего это происходит из-за того, что подкладка расположена на кресле неправильно.
Родители должны проверить, ровно ли она лежит, нет ли на ней складок и бугорков, участков сбившейся ткани. Обязательно осматривают надежность фиксации чехлов. Все клепки и замки должны быть закрыты.
Еще одна причина дискомфорта – это попавшая под подкладку мелкая деталь. Это может быть небольшая игрушка, которую ребенок спрятал и забыл. Возможно, потребуется снять чехол и убрать мешающий элемент.
Чехлы деформировались
Деформация чехлов происходит при несоблюдении правил по уходу за ними. Причиной может стать стирка в очень горячей воде, интенсивный отжим и сушка на радиаторе отопления. Исправить ситуацию можно с помощью повторной стирки.
Если все пятна и загрязнения были удалены, то моющие средства не добавляют. Чехлы увлажняют, дают воде самостоятельно стечь. Сушат их на ровной поверхности, отжимать ткань не рекомендуется.
Неправильно прикреплено
После стирки нужно не только правильно собрать, но установить кресло в автомобиле. Если оно будет зафиксировано не по инструкции, то обеспечить безопасность пассажира устройство не сможет. При обнаружении недочетов, их нужно немедленно устранить.
Необходимо помнить о том, что штатные ремни безопасности не дают жесткой фиксации кресла, но шататься оно не должно. Допустимы лишь незначительные колебания, не более чем на 2 см.
Ремни не должны болтаться или жать на тело ребенка. Оптимальный зазор между ними и туловищем составляет 3 см (примерно 2 пальца).
Штатную ленту пропускают через все направляющие, которые имеются в конкретной модели автокресла. Ремень должен проходить через плечо и бедра маленького пассажира, не смещаться в сторону шеи.
Как мы выбирали автокресло
Летом 2017 года мы купили кресло группы 1, которое предназначено для детей от 9 до 18 кг. Зимой 2020 нам придется менять его на новое — то, что есть сейчас, не будет подходить сыну по весу и росту.
По отзывам на форумах выбрали пять моделей: Britax Römer King II, Cybex Juno 2 fix, Inglesina Amerigo I-FIX, Joie Transcend и Chicco Oasys. Дальше выбирали среди них. Расскажу, какие были основные критерии.
Соответствие стандартам. При покупке в технических характеристиках об этом обязательно пишут. Можно увидеть данные, что кресло соответствует нормам ЕЭК ООН № 44 или произведено по ГОСТ Р 41.44-2005 — все эти документы так или иначе имеют отсылки к международному стандарту.
Нам было важно, чтобы кресло прошло основные испытания, но мы искали отметку именно международного стандарта ECE R44/04 — первоисточника в актуальной версии. Низкая оценка ADAC
Все пять кресел к тому моменту были проверены специалистами ADAC. Самая низкая оценка среди них была 1, самая высокая — 2,7. Выбрали три модели с самыми хорошими оценками
Низкая оценка ADAC. Все пять кресел к тому моменту были проверены специалистами ADAC. Самая низкая оценка среди них была 1, самая высокая — 2,7. Выбрали три модели с самыми хорошими оценками.
Так выглядит оценка нашего кресла на сайте ADAC — 1.0 или «очень хорошо» У другой модели из нашего списка оценки чуть хуже и означают просто «хорошо»
Надежная защита. Нам нужна была не просто «штука с ремнями», а по-настоящему надежное автокресло. Поэтому мы выбирали кресло с боковой защитой и дополнительной защитой для головы — в нашем первом стандартном кресле этих опций практически не было.
А еще сын иногда нервничал, если в дороге был крепко пристегнут ремнями, поэтому мы искали кресло со «столиком безопасности». Так в нашем списке остались две модели. Я поначалу с опаской относилась к этой конструкции, она не внушала доверия. Зато теперь не представляю, как можно ездить без столика, — жаль, что от него придется отказаться в следующем кресле.
В кресле со столиком чуть больше свободы движений. При этом нижняя часть туловища фиксируется крепко, и это вынуждает делать в дороге перерывы раз в полтора-два часа.
Крепления изофикс. Изофикс есть не в каждой машине, но в нашей Киа Сид и в других машинах семьи они есть, поэтому мы выбирали кресло только с изофиксом. Так отпала еще одна модель кресла, изофикса в ней не было.
Наклон кресла для сна. Когда сын был маленьким, он не любил ездить в машине — громко плакал и отвлекал этим водителя. Поэтому мы начали подстраивать поездки под время сна. Педиатры говорят, что это не очень полезно, но для нас это была скорее вынужденная мера
Поэтому нам было важно, чтобы у кресла было два положения: стандартное вертикальное и с небольшим наклоном. Когда кресло наклонено, ребенок сидит в нем, откинувшись назад
Голова не падает вперед — это удобно и безопасно.
Простота в уходе. Родители знают, что в дороге детей может укачивать. Мой сын поездки в машине переносит хорошо, но иногда бывали проблемы с протекшим подгузником. Все это вылилось в требование о легком уходе за креслом — в идеале у него должен быть съемный чехол.
У нынешнего кресла спинка наклоняется — когда ребенок спит, он не падает вперед, а его голова защищена И с самого кресла, и со столика обивка легко снимается, влезает в стиральную машинку и быстро сохнет. Это позволяет держать кресло в хорошем состоянии
В первом кресле ребенок часто засыпал в машине. Приходилось его будить и сажать или останавливаться и ждать, когда хоть чуть-чуть поспит. | Это было неудобно и сильно увеличивало время в пути |
Разновидности детских автолюлек, их характеристики и особенности
Как уже упоминалось ранее, по возрастным критериям люльки для автомобилей делятся на 0 и 0+.
Постройка ребенка меняется с возрастом, поэтому для каждого этапа разработки планируются другие транспортные устройства. Для новорожденных и младенцев, перевозимых в лежачем положении, колыбель или носитель. Затем багажник заменяется сиденьем, в котором старшие дети могут перевозиться на сидящем сиденье. Однако многие специалисты советуют, чтобы малыши путешествовали как можно дольше во время лежания или отдыха, закрепленные в детском удерживающем обратном направлении. Затем, в случае столкновения с лобовым ударом автомобиля на препятствии или другом транспортном средстве, сила удара поглощает всю спину ребенка и защищается гораздо более уязвимой для повреждения его шеи.
Люльки из разряда 0 разработаны специально для горизонтального положения ребенка и размещаются на заднем сидении авто. Благодаря большим размерам они занимают практически всю площадь пространства на заднем кресле. Люлька прикрепляется ремнями, а сам ребенок, лежащий в люльке, фиксируется широким прочным ремнем. Высокие бортики гарантируют дополнительную безопасность на поворотах и при ударах.
Вот почему большинство шведских детей используют детские удерживающие устройства, направленные назад, по крайней мере до их третьего дня рождения. Детское транспортное оборудование разделено на несколько групп, в зависимости от возраста и веса их пользователей. Сидя на пьедестале, ребенок крепится к ремню безопасности ремнями безопасности. Производители также производят детские кресла, которые «растут» с ребенком, таким образом имея системы, которые расширяют отдельные элементы места ребенка, чтобы обеспечить их рост.
Выбор оборудования для перевозки детей огромен, их цены также сильно отличаются. Они зависят от производителя, качества изготовления, расположения ремней, способа крепления автомобиля, а также моды. При выборе места, всегда проверяйте, соответствует ли он стандартам. Кроме того, вам нужно проверить вес сиденья, его крышки и, прежде всего, — будет ли ребенок в нем комфортным. Поэтому после этой покупки стоит выбрать с потенциальным пользователем «попробуйте» его на несколько автомобильных сидений и посмотреть, где он будет наиболее комфортно, и ему это нравится.
Люльки 0+ весят в среднем от 4 до 5 кг и имеют несколько положений. Стандартное и самое удобное для малыша – это положение под углом не больше 45 градусов, которое идеально имитирует нахождения младенца в материнских руках. Они оснащены удобной для переноса ручкой, что позволяет использовать люльку на прогулке, при походе в магазин или дома. Мягкие подушки-валики и вкладки делают нахождение ребенка в люльке удобным и снижают нагрузку на позвонки. Выполнены они из высококачественного пластика и достаточно просторные, поэтому не сковывают движения. Уникальной особенностью можно считать то, что они компактные и занимают всего одно пассажирское место.
Тогда он будет охотнее ездить на нем
Очень важно прикрепить сиденье. Он должен быть легко и надежно установлен в автомобиле
Он не может колебаться или двигаться. Существует только одна проблема: автомобиль должен иметь эту систему, а в более дешевых брендах и моделях это только вариант, поэтому за дополнительную плату. Инструкции по сборке должны быть прикреплены к каждому сиденью, а положение сиденья обычно определяется руководством по эксплуатации автомобиля. Это особенно касается автомобилей, оснащенных подушками безопасности переднего пассажира.
Стоит упомянуть, что все большую популярность набирают люльки, предназначенные для крепления к шасси коляски, они достаточно практичны, но такая функция увеличивает стоимость кресла почти в два раза.
По типу крепления автолюльки можно разделить на следующие категории:
- По ходу движения авто. Такие люльки и кресла используются зачастую в год и старше и устанавливаются как на переднее, так и заднее сиденье.
- Против хода движения авто. Наиболее безопасное расположение для детей младше годика. Такой тип крепления обеспечивает наибольшую безопасность ребенка при столкновении, а также нежелательных выбросов и наклонов вперед. И также как и предыдущий вариант крепится сзади или спереди.
- Комбинированные. Такая разновидность имеет несколько креплений, позволяющих размещать малыша в кресле как по, так и против движения автомобиля.
Виды детских автомобильных кресел
Разработка детских удерживающих устройств (автокресел, бустеров, адаптеров и др.) потребовалась потому, что для совсем маленьких пассажиров кажущееся естественным положение на руках у взрослого оказалось чрезвычайно опасным.
Дело в том, что при лобовом столкновении даже на скорости 50 км/час инерционная составляющая в десятки раз превышает вес предмета: ребёнка попросту невозможно удержать. Ситуация усугубляется тем, что ребёнок может быть придавлен пассажиром, который пытается его удержать.
Для детей же, например, от 3 до 7 лет использование только штатных ремней безопасности недопустимо потому, что они охватывают шею и бёдра ребёнка, что может привести к весьма печальным последствиям при аварии.
Именно поэтому международные (европейские) нормы безопасности ECE – R 44/03, применяемые и в России, предусматривают классификацию детских кресел в зависимости от веса ребёнка и выделяют пять групп устройств:
Группа ДУУ | Вес и возраст ребенка |
Гр. «0» | 0 – 10 кг, от рождения до полугода |
Гр. «0+» | 0 – 13 кг, от рождения до 1 года |
Гр. «1» | 9 – 18 кг, 1-4 года |
Гр. «2» | 15 – 25 кг, 3-7 лет |
Гр. «3» | 22 – 36 кг, 6-12 лет |
Мы уже описывали подробно эти группы (а также промежуточные и универсальные) в статье о выборе детского автокресла, поэтому в рамках данного материала остановимся на них лишь вкратце.
- Группа «0» – так называемые автолюльки. Предназначена для перевозки грудных детей в возрасте до 6 – 8 месяцев. Крепится ремнями безопасности или иным способом на заднем сидении перпендикулярно направлению движения транспортного средства.
- Группа «0+» – детское кресло, в котором ребёнок находится в полулежащем положении. Оборудовано собственными ремнями безопасности. Закрепляется либо ремнями безопасности автомобиля, либо при помощи креплений ISOFIX (если они предусмотрены конструкцией) против направления движения машины. Предназначено для детей в возрасте до 1 -1,5 лет.
Принципиально важно, чтобы при креплении автокресла групп «0» и «0+» на переднем пассажирском сидении автомобиля была возможность отключить подушку безопасности, иначе при её срабатывании можно травмировать ребёнка. Если подушка не отключается, то крепление детского кресла спереди запрещено
- Группа «1» – кресло для детей от 9 месяцев до 4 лет. Также оборудовано собственными удерживающими ремнями. Крепится по ходу движения автомобиля.
- Группа «2» – детское автокресло с регулируемым по высоте подголовником или спинкой. Ребёнок удерживается ремнями безопасности автомобиля, пропускаемыми в специальные прорези-направляющие кресла. Предназначено для детей от 3 до 12 лет. Крепится по ходу движения.
- Группа «3» – кресло для безопасной транспортировки детей до 12 лет, которым по тем или иным причинам (рост, вес, состояние здоровья) нельзя использовать штатные ремни безопасности автомобиля.
Альтернатива детским автокреслам
Правила дорожного движения не дают строгого определения ДУУ. И на практике для детей пятой возрастной группы (от 6 до 12 лет) используются так называемые бустеры – фактически часть автокресла пятой группы со снятой спинкой. Стоимость бустеров существенно ниже стоимости автокресел и их можно приобрести отдельно.
Также достаточно часто встречаются (особенно в машинах такси) бескаркасные детские автомобильные кресла, представляющие собой, по сути, тканевый коврик с пришитыми к нему ремнями безопасности (смотрите на фото выше). Само собой, что при возникновении аварийной ситуации о серьезной защите ребенка в таком «автокресле» и речи быть не может.
Наконец, самые простые (и самые недорогие) устройства – тканевые адаптеры, позволяющие изменить траекторию штатных ремней безопасности, «собрав» их на груди ребёнка (освобождается шея и бёдра). Подробней о таких адаптерах и о законности их применения смотрите на видео в конце этой статьи.
При описании видов детских удерживающих устройств необходимо отметить, что максимальная безопасность обеспечивается только автокреслами из перечисленных выше пяти групп. Параметры безопасности бустера ниже из-за отсутствия боковой поддержки и еще менее безопасны адаптеры: при аварии возможно «подныривание» под ремни (ребенок не достаёт ногами до пола и, конечно, незащищённость при боковом ударе).
Самым безопасным местом для перевозки детей в легковом автомобиле по статистике является расположение детского автокресла на заднем сидении по центру.
https://youtube.com/watch?v=ZMLiZKbn6d4
Госавтоинспекция разъясняет правила перевозки детей-пассажиров в легковых автомобилях
ГИБДД информирует!
Пункт 22.9 ПДД РФ гласит: «Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств)».
Таким образом, на переднем сиденье автомобиля разрешено перевозить детей, не достигших возраста 12 лет, только с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих их росту и весу.
Ребенка до 7 лет можно перевозить только с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих его росту и весу, как на переднем сиденье, так и на заднем сиденье автомобиля.
Детей от 7 до 12 лет на заднем сиденье автомобиля разрешено перевозить не только с использованием детских удерживающих устройств, но и с использованием трехточечного штатного ремня безопасности. В данном случае, при выборе пассивных мер безопасности водитель обязательно должен учитывать вес и рост ребенка.
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), требования которого в России обязательны для исполнения, штатный ремень безопасности, должен таким образом использоваться в отношении ребенка, чтобы отсутствовала возможность соскальзывания диагональной ветви ремня с плеча в результате смещения пассажира вперед или его подныривания под ремень безопасности. Главное предназначение ремня безопасности – это функция удержания тела пассажира или водителя в неподвижном состоянии при резком торможении или столкновении. Эта функция должна выполняться и при использовании его в отношении детей.
В том случае, если комплекция тела ребенка не позволяет штатному ремню безопасности выполнять эту функцию, необходимо использовать детское удерживающее устройство.
Что касается детских удерживающих устройств, то теперь в ПДД четко регламентировано, что установка в легковом автомобиле детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в строгом соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств). То есть, при размещении удерживающего устройства и ребенка в нем, должна быть обеспечена неподвижность в случаях резкого торможения или столкновения, как самого детского удерживающего устройства, так и ребенка в нем.
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», детские удерживающие устройства являются «компонентами транспортных средств» и подлежат обязательной сертификации на территории Российской Федерации. Сертификат должен удостоверять, что детское удерживающее устройство соответствует требованиям Правил Европейской экономической комиссии ООН № 44-04 (в общеевропейском обозначении – стандарт безопасности ЕСЕ R 44.04).
На сертифицированном детском удерживающем устройстве обязательно будет табличка, доступная для обозрения без вскрытия упаковки, подтверждающая его соответствие стандарту безопасности.
Напомним, что единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах содержатся в Государственном стандарте Российской Федерации ГОСТР 41.44-2005, где детские удерживающие устройства подразделяют на пять весовых групп:
1 группа 0 (group 0) — для детей массой менее 10 кг;
2 группа 0+ (group 0+) — для детей массой менее 13 кг;
3 группа I (group I) — для детей массой 9-18 кг;
4 группа II (group II) — для детей массой 15-25 кг;
5 группа III (group III) — для детей массой 22-36 кг.
Инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД
ОМВД России по Туринскому районуЛ. Мурзина
Правила установки детского кресла в машине
Чтобы защитить ребенка, важно правильно установить автокресло. Нормы, в соответствии с которыми выполняется размещение удерживающего устройства, законодательством не регламентированы
В пункте 22.9 ПДД РФ лишь упоминается, что кресло должно соответствовать возрасту, росту и весу ребенка.
Перевозка несовершеннолетних в удерживающих устройствах на переднем сидении в 2023 году не запрещена. Однако необходимо отключить подушку безопасности. Если она активируется, это может нанести существенный вред ребёнку. Когда на переднем сидении перевозится пассажир старше 12 лет, подушка в обязательном порядке должна быть включена.
Наиболее предпочтительным местом для установки детского автокресла считается центральное заднее сиденье. Статистика показывает, что это самое безопасное расположение при аварии.
Во внимание нужно принимать рост и вес ребенка. Учитываются и способы крепления автокресла. В пункте 22.9 ПДД РФ лишь упоминается, что кресло должно соответствовать возрасту, росту и весу ребенка. Тем не менее, существует классификация маркировок детских автомобильных кресел
Чтобы сделать правильный выбор, отметку категории из таблицы следует искать на автокресле при покупке.
Категория | Возраст ребенка | Требования к весу | Описание |
До года | 0-10 кг | Несовершеннолетний размещается в люльке в горизонтальном положении. Для фиксации применяется ремень. Он должен быть широким. Приспособление проходит через живот малыша. Если устройство применяется в сложенном виде, фиксация производится с помощью трехточечного ремня. | |
0+ | До 1,5 лет | 0-15 кг | Ребёнок находится в автокресле в полулежачем положении. Если требуется, допустимо размещение устройства спиной вперед относительно движения. |
1 | 1-4 года | 9-18 кг | Ребёнок в автокресле размещается сидя. Применяются пятиточечные ремни. Это основной фиксирующий элемент. |
2 | 3-7 лет | 15-25 кг | От других детских автокресел категория отличается присутствием возможности регулирования высоты спинки. Устройство крепится с помощью ремней, присутствующих в автомобиле. С их помощью выполняется и фиксация несовершеннолетнего. |
3 | 7-12 лет | 22-36 кг | Устройства имеют ограничитель верхней лямки. Спинку можно отсоединить. Потребность в осуществлении действия возникает, если ребёнок вырастет из автокресла. |