Определение года выпуска и даты производства шин

Более важными, чем дата изготовления шин, являются условия, при которых они хранятся.

Вы заказываете четыре новые шины, платите довольно много, и они отправляют … старые. Ну, может быть, не старые, но и не совсем новые, например, комплекту несколько месяцев.  Договариваться о цене со скидкой? Не переживать и ставить?

Есть ли новые шины вообще?

Да, резина стареет. Между тем, редко можно купить шины, изготовленные несколько недель назад. Чаще всего случается, что зимние шины, которые мы покупаем в октябре, были произведены в марте, и это самая молодая партия модели, которая нас интересует. Проходят месяцы, а иногда … годы, прежде чем шины будут распределены на складах импортеров в разных странах, прежде чем они будут куплены местными оптовиками и отправлены в магазины и отдельным покупателям.

Для шин, произведенных на Дальнем Востоке, существует долгий морской путь и таможенные процедуры. Так проходит от пару месяцев — до года. Однако можно предположить, что если мы покупаем шину старше года, это означает, что что-то не сработало — например, оптовый продавец заказал слишком много шин, был не сезон, и они не продались, он избавляется от товара в следующем года. Что это меняет?

На что еще нужно обратить внимание при покупке шин?

При выборе новой «обувки» для своего автомобиля важно обращать внимание не только на год выпуска шин. Существует ряд признаков, по которым можно понять, что товар хранился неправильно:

  1. Вздутия и грыжи на поверхности шины – указывают на то, что шины уже бывали в использовании. Покупать такие покрышки ни в коем случае нельзя, ведь подобные новообразования вызывают дисбаланс шин, который невозможно убрать ни в одном шиномонтаже.
  2. Микротрещины на боковине – скорее всего, товар с такими проблемами уже не подлежит продаже из-за неправильного хранения или истечения срока эксплуатации.
  3. Следы сварки или герметика – указывают на то, что над шиной поработали «реставраторы». Некоторые покрышки еще можно восстановить, существуют даже целые фирмы, которые этим занимаются. Но зачастую вулканизирующие пасты, которыми заклеивают порезы и трещины, оказываются неэффективны. Шины начинают спускать, машину ведет, в общем, никакого удовольствия от езды на таких покрышках вы точно не получите.

Даже покупая шины, бывшие в употреблении, внимательно осматривайте их на предмет вышеперечисленных признаков. Если обнаружите хотя бы один из них, отложите такую покупку на потом.

Срок службы шин легковых и грузовых автомобилей в соответствии с нормативной документацией

Автошины изнашиваются не только из-за эксплуатационных нагрузок. Для них характерно естественное старение, поскольку резиновая смесь, из которой изготовлены покрышки, постепенно утрачивает эластичность и упругость. Использование такой резины приводит к ухудшению управляемости автомобилем и создает аварийно опасные условия из-за высокой вероятности разрыва автошины в пути.

В соответствии с ГОСТами 4754-97 и 5513-97 гарантийный срок службы автомобильных шин составляет 5 лет.

Зарубежные производители заявляют, что рабочий ресурс шин – 5-10 лет

Законодательных актов, обязывающих водителей менять покрышки по истечению этого срока, нет, но с целью создания безопасных условий езды водитель должен принимать во внимание рекомендации ГОСТа. Производители обычно устанавливают собственные гарантийные сроки. Таблица гарантийных сроков годности шин брендов «Мишлен» (Michelin), «Бриджстоун» (Bridgestone), «Нокиан» (Nokian), «Континенталь» (Continental), «Данлоп» (Dunlop), «Пирелли» (Pirelli), «Йокогама» (Yokohama):

Таблица гарантийных сроков годности шин брендов «Мишлен» (Michelin), «Бриджстоун» (Bridgestone), «Нокиан» (Nokian), «Континенталь» (Continental), «Данлоп» (Dunlop), «Пирелли» (Pirelli), «Йокогама» (Yokohama):

Бренд Гарантийный срок годности, заявленный производителем
Bridgestone Зависит от типа шин – 3-6 лет
Nokian 5 лет
Continental 10 лет
Dunlop Зависит от типа шин
Pirelli Зависит от типа шин
Yokohama 5 лет
Michelin 10 лет

В течение гарантийного срока ответственность за выявленные существенные недостатки возлагается на производителя. Владелец транспортного средства будет вынужден самостоятельно устранять дефекты, если имели место:

  • нарушение условий хранения автопокрышек, вследствие чего на изделиях появились определенные дефекты;
  • установка на диск, не соответствующий автошине;
  • деформации, коррозионный износ и сильное загрязнение обода;
  • сочетание покрышек и камер не соответствующих обозначений;
  • непрофессиональный монтаж авторезины;
  • эксплуатация автошины с неправильным внутренним давлением;
  • механические и химические повреждения покрышек;
  • установка покрышек с глубиной протектора, меньшей допустимого уровня;
  • отсутствие гарантийного талона;
  • монтаж на автомобиль с нарушенной геометрией оси или поврежденной подвеской;
  • использование шин, не соответствующих сезону;
  • предварительный ремонт изделий.

При интенсивной эксплуатации транспортного средства необходимость замены покрышек может наступить раньше окончания гарантийного срока годности. Поэтому нормативные документы устанавливают величину пробега, после которого следует задуматься о замене шин.

Максимальный нормативный пробег составляет:

  • для легкового автомобиля грузоподъемностью до 2 т – 45 тыс. км;
  • для грузовых грузоподъемностью 2-4 т – 60 тыс. км;
  • для грузовых грузоподъемностью свыше 4 т – 65-70 тыс. км.

Есть ли срок годности шин

Разобравшись с тем, как определить года выпуска шин, необходимо обратить внимание на то, какой срок годности имеют автомобильные покрышки.  Как уже было сказано выше, применительно к покрышкам  следует помнить, что имеет место старение автомобильной резины. Сами производители покрышек предоставляют 5-и летнюю гарантию на шины

Это значит, что покрышка будет сохранять все заявленные характеристики на протяжении указанного срока (если ее износ не наступит раньше)

При этом важно понимать, что такой срок предполагает правильные условия хранения. В противном случае покрышка может не в полной мере соответствовать заявленным характеристикам

Сами производители покрышек предоставляют 5-и летнюю гарантию на шины. Это значит, что покрышка будет сохранять все заявленные характеристики на протяжении указанного срока (если ее износ не наступит раньше)

При этом важно понимать, что такой срок предполагает правильные условия хранения. В противном случае покрышка может не в полной мере соответствовать заявленным характеристикам

Как показывает практика,  покрышки  хорошего качества вполне могут служить и дольше, сохраняя эластичность и другие эксплуатационные характеристики и показатели. Получается, старение резины напрямую зависит от качества шин, от условий эксплуатации и хранения.

Как правило, со временем резина теряет эластичность, так как изменяется химический состав. Химические вещества постепенно «испаряются», резина твердеет, появляется склонность к растрескиванию.

Более того, в условиях высоких температур, под воздействием ультрафиолета (солнечных лучей)  или высокой влажности поверхность резины стареет намного быстрее. По этой причине хранить шины лучше в пакетах, размещая покрышки в темных прохладных помещениях. В таких условиях  резина сохраняет свои свойства  7 или даже 10 лет.

Кстати, внешними признаками старой резины являются мелкие трещины, которые быстро увеличиваются и становятся глубже. Покрышка также вместо черного цвета приобретает сероватый или белесый оттенок.

Обратите внимание, даже если протектор не сильно изношен, однако шина растрескалась, «задубела», побелела, тогда такие покрышки нужно менять. Еще добавим, если шины новые, но по дате выпуска им уже более 3 лет, тогда особое внимание нужно уделять условиям хранения резины.   . Если на складе подходящие температурные условия и влажность, тогда срок хранения шин может достигать 5-7 лет и более, причем не будет потери характеристик.  Если же шины лежать на улице, в воде или под палящим солнцем, от такой покупки лучше отказаться, тем более если стоимость такой резины не особо отличается от «свежих» покрышек.

Если на складе подходящие температурные условия и влажность, тогда срок хранения шин может достигать 5-7 лет и более, причем не будет потери характеристик.  Если же шины лежать на улице, в воде или под палящим солнцем, от такой покупки лучше отказаться, тем более если стоимость такой резины не особо отличается от «свежих» покрышек.

Получается, если покрышка выпущена  больше 2-х лет назад, следует оценивать ее внешнее состояние (наличие или отсутствие трещин, изменение цвета, эластичность и т.д.). Также хороший внешний вид  шины  зачастую говорит о том, что условия хранения были приемлемыми и такую резину можно брать.

Однако, даже для новых шин в идеальном состоянии возраст более 3-х лет может быть весомым аргументом для серьезного торга с продавцом.  Причина — недобросовестные продавцы часто скрывают  появившиеся признаки старения шины, обрабатывая их специальными составами.

Еще нужно помнить, что резина разных производителей также стареет не одинаково. Крупные мировые компании продают резину высокого качества, постоянно проводят исследования в этой области, вводят в состав резины уникальные запатентованные  химические добавки и т.д. Результат – большой срок службы.

Менее известные производители экономят, чтобы конкурировать в бюджетном сегменте. Получается, изначально дешевые покрышки могут стареть намного быстрее. Например, если шина Michelin или Nokian окажется вполне нормальной даже через 4 года, дешевая Rosava может растрескаться и потерять эластичность уже через пару лет.  

Не ужели это так важно , знать год изготовления резины?

Да! Абсолютно всё имеет свой срок годности и эксплуатации. Покрышки далеко не исключение. 3 года – это стандарт для абсолютно всех покрышек любого вида. Для её хранения необходимы специальные условия , так как резиновая смесь ,со временем , может терять свои свойства.

Потеря эластичности даёт трещины по всему колесу , от чего езда на подобной шине становиться небезопасной. Даже если шины хранились при соблюдении абсолютно всех норм , но сроком более трёх лет – это не даёт повода , что бы не проверять её на целостность. Для того, что бы обезопасить себя и окружающих, необходимо проверять дату выпуска автошины перед её приобретением.


К несчастью , продавцы идут на любые уловки, что бы продать свой товар , и даже уверяют в том , это абсолютно не нужный показатель .

Не редко , на рынках можно найти продукт ещё с прошедших сезонов. Такие шины , скупаются оптом для перепродажи на других рынках с пометкой – « Новые» . И всё бы ничего, но такие способы продаж ведут за собой множество факторов , которые пагубно влияют на качество продукта. Проблемами являются – условия хранения покрышек и их транспортировка с места их сбыта , до рынков перепродажи.

Наклейка на шинах

Один из новых трендов маркировки покрышек — наклейки, которые наклеивают на протектор перед продажей. На них Вы можете узнать сопротивление качению, шумность и торможение авто на мокром асфальте.

  • Сопротивление качению или же RRC (Rolling Resistance Coeficient) измеряется в буква A, B, C, D, E, F, G. Самым лучшим считается A, что означает самый низкий коэффициент. Остальные буквы увеличивают расход топлива на эталонном авто с расходом 6.6 л / 100 км пути.
  • Торможение на мокром асфальте как и в предыдущем примере измеряют в буквах латинского алфавита: A, B, C, D, E, F, G, где буква A будет значить самый меньший тормозной путь на мокром асфальте.
  • Шумность шины обозначена пиктограммой динамика с покрышкой и нанесенным уровнем dB. Если черным цветом заполнены все звуковые волны, значит скат имеет 75 и более dB, что с 2016 года уже будет запрещено на территории ЕС.

Если Вы дочитали эту статью до конца, поздравляем Вас, Вы с уверенностью можете считать себя экспертом в части маркировок на шинах.

Как определить год выпуска шины

Приобретая новый комплект автомобильной резины, водители надеются получить изделие текущего года, так как старые, даже без эксплуатации, могут потерять характеристики частично или полностью. Определение даты выпуска колеса убережет от затрат на ремонт или покупку нового экземпляра.

Обратите внимание!
Дата производства покрышек маркируется на боковой стороне и имеет вид штампа овального типа. На изделии будут присутствовать три или четыре цифры в зависимости от года изготовления. Две первоначальные обозначают неделю, а оставшиеся две – год производства

Две первоначальные обозначают неделю, а оставшиеся две – год производства.

Например, если на покрышке прописано 2013 – это означает 20 неделю 2013 года. Система трехзначных обозначений времени выпуска шины применялась да 2000 годов и читались таким же образом: первые цифры – неделя, окончательная цифра – год производства. К примеру, указанный код на боковине колеса 109 можно расшифровать так: 10 неделя 89 или 99 года.

Чтобы определить 80-е или 90-е годы выпуска авторезины, нужно обратить внимание, присутствует ли после этих цифр пробел (отступ или штамп в виде треугольника). С промежутком или треугольником – год выпуска 98. Такая система маркировки была разработана с учетом того, чтобы автомобильные колеса будут использоваться не более 10 лет

Такая система маркировки была разработана с учетом того, чтобы автомобильные колеса будут использоваться не более 10 лет.

После 2000 года тенденция изменилась, а производители стали применять более эффективную и удобную маркировку даты выпуска. Перед цифровым кодом могут располагаться буквы (LMLR107), но они не имеют отношения к определению датировки выпуска шины.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что нет ничего сложного в вопросе определения производственной даты автомобильной резины – следует проявить внимательность.

Типы шин для внедорожных автомобилей

Нельзя выбрать покрышки, одинаково хорошо подходящие и для бездорожья, и для движения по городским улицам. Потому и предлагаются варианты отдельно для каждого случая использования, а также резина, в разной степени предназначенная как для города, так и для пересеченной местности.

  1. Highway TerrainДанный шоссейный тип шин снабжается соответствующей маркировкой H/T и, как видно из названия, предназначается в большей степени для езды по асфальтированным дорогам. В некоторых случаях эта резина подойдет и для внедорожного авто, при условии, что езда по проселочным дорогам занимает не более 20% от всех перемещений.

    Внешний вид покрышек напоминает обычные шины для города с тем отличием, что протектор имеет более глубокий рисунок. Конфигурация ламелей на протекторе обеспечивает идеальное сцепление колес с асфальтовым покрытием любой степени влажности. Разумеется, на грунтовой дороге автомобиль будет чуть менее управляемым.

  2. High PerformanceВысокопроизводительные шины маркируются как H/P. Они показывают свою эффективность лишь на качественной и ровной асфальтированной трассе, поэтому называть эту категорию внедорожной было бы неправильно. Обычно эти покрышки выбирают для автомобилей класса Премиум. Вряд ли премиальные модели авто будут использоваться их владельцами для поездок по бездорожью. А поскольку ровное шоссе стимулирует двигаться с высокой скоростью, рисунок протектора у этих шин чаще всего асимметричный, наиболее подходящий для скоростной езды.
  3. All TerrainДанная внедорожная резина подойдет для эксплуатации автомобиля как на городских улицах, так и за городом. Маркируется она соответственно как A/T (All Terrain). Причем, адаптированы шины для всех условий в равной степени.

    В рисунке протектора этих покрышек выделяются массивные блоки, разделенные достаточно широкими каналами, что способствует высокой проходимости шин и их способности к самоочищению от грязи. Но полной адаптации ко всем дорожным условиям добиться чрезвычайно сложно. Поэтому на ровном асфальте такие шины дают много шума, в то время как появление на дороге грязи или снежной каши будет даже не замечено водителем, который выбрал этот комплект.

  4. Mud TerrainНаличие на боковой стороне покрышки маркировки M/T говорит о принадлежности резины к типу Mud Terrain («грязная территория»). Такую резину можно считать внедорожной в прямом смысле слова.

    Обладателям шин M/T гарантируется очень хорошая проходимость по сложным грунтовым дорогам или по полному бездорожью. С другой стороны, для асфальта эти покрышки плохо приспособлены, так как заметно снижают управляемость и комфорт во время езды, дают много шума и создают впечатление езды на тракторе.

    Несмотря на то, что по статистике оба последних типа резины проезжают по асфальту всего 20% от всего пробега, качество этих покрышек должно обеспечивать продолжительную езду по этому покрытию. Однако езда по твердому покрытию быстро изнашивает шины, и чем выше скорость движения автомобиля, тем быстрее происходит износ и разрушение резины. Как и в покрышках типа A/T, протектор здесь имеет рисунок из крупных блоков и широких канавок, способствующих самоочищению колес.

    Итак, можно заключить, что любые попытки использовать на автомобиле внедорожную резину как универсальную приводят со временем к утрате качеств покрышек, необходимых для нормальной езды в определенных условиях. Протектор с крупным рисунком полезен при езде по бездорожью, но ухудшает управляемость и снижает уровень комфорта на асфальте. И наоборот, шины для городского паркетника стоит выбрать для города, но они почти не пригодны для труднопроходимых грунтовок.

Основные маркировки

Как вы знаете, на боковых поверхностях шин маркировка имеет множество параметров. К основным параметрам, обязательно включаемым в обозначение маркировки включает в себя:

  • производитель (название фирмы);
  • модель покрышки и торговая марка (производитель может иметь много торговых марок);
  • размер шины;
  • индекс максимальной нагрузки;
  • индекс скорости;
  • назначение;
  • уровень защиты;
  • сезон (зима, лето, всесезонная);
  • дополнительная информация.

Рассмотрим подробнее, что включает в себя каждые перечисленные выше пункты:

  • Производитель. Обозначается большими буквами. В настоящее время существуют огромное количество производителей качественных автомобильных шин.
  • Модели и торговая марка. Производители для покрышек для машин могут иметь много торговых марок.
  • Размер покрышки. Это самое основное, что нужно знать при выборе покрышек. Возьмем в качестве примера такой шифр в маркировке — 195 / 60 R 14. Первое число 195 — это ширина профиля шины в миллиметрах, то есть это расстояние между внешними границами боковых граней накаченного колеса, но без учета защитных поясов. Второе число, которое после дроби, 60 — это отношение высоты профиля к его ширине в процентах. В примере данного обозначения получается 195 * 0,6 = 117 мм. Латинская буква R означает, что шина радиального типа (Radial). Еще диагональный тип покрышки, но сейчас используют почти все шины радиального типа. И, что касается последнего числа в данном обозначении, то есть 14, он обозначает посадочный диаметр, то есть диаметр диска в дюймах. Есть шифры в маркировке, где после обозначения посадочного диаметра указывается буква С (comercial), которая говорит о том, что шина имеет дополнительные слои. Такие шины можно использовать для небольших грузовиков, джипов, микроавтобусов, фургонов. В последние годы индекс грузоподъемности обозначают двумя числами, первая из которых дает информацию о том, какую нагрузку можно использовать для одного колеса, вторая — для сдвоенных колес.

Есть модели покрышек, на которых в маркировке не обозначается соотношение шириной и высотой профиля в процентах. Если нет обозначения, то необходимо знать, что соотношение находится от 0,8 до 0,82. Если значение меньше 0.8, то оно всегда указывается на шине с шагом 0.05.

Пример обозначения маркировки шин в США

35/12.5 R15 113Q расшифровывается маркировка следующим образом:

  1. Внешний диаметр шины в дюймах — 35.
  2. Номинальная ширина в дюймах — 12,5.

Все остальные параметры расшифровываются также, как было рассмотрено на примере выше. Основное отличие — это первые два параметра, которые в США измеряются в дюймах, а в России и СНГ — в миллиметрах.

Обозначение резины 185/80R15C 215/80R16C 225/75R16C 5,90-13C
Обозначение профиля обода 5 1/2J*, 5K, 6J 6J* 6 1/2J*, 6J, 5 1/2J 4J*, 4 1/2J

* — рекомендуемый профиль обода для данной покрышки.

Индекс максимально допустимой нагрузки (Load Index)

Индекс максимальной нагрузки — это максимальная масса, которую может выдержать шина. В маркировке цифры не показывают конкретную массу, это шифр. Примерный расчет будет такой: полную массу транспортного средства делим на 4 и получаем максимально допустимую массу на покрышку колеса. В маркировке шин индекс нагрузки указывается сразу после обозначения размера.

Индекс нагрузки Нагрузка, кг Индекс нагрузки Нагрузка, кг Индекс нагрузки Нагрузка, кг Индекс нагрузки Нагрузка, кг Индекс нагрузки Нагрузка, кг
62 265 75 387 88 560 101 825 114 1180
63 272 76 400 89 580 102 850 115 1215
64 280 77 412 90 600 103 875 116 1250
65 290 78 425 91 615 104 900 117 1285
66 300 79 437 92 630 105 925 118 1320
67 307 80 450 93 650 106 950 119 1360
68 315 81 462 94 670 107 975 120 1400
69 325 82 475 95 690 108 1000 121 1450
70 335 83 487 96 710 109 1030 122 1500
71 345 84 500 97 730 110 1060 123 1550
72 355 85 515 98 750 111 1090 124 1600
73 365 86 530 99 775 112 1120 125 1650
74 375 87 545 100 800 113 1150 126 1700

Для легковых автомашин — зная индекс нагрузки, необходимо придерживаться правила, чтобы не нагружать массу автомобиля до того, как нагрузка станет больше 80% от допустимой нагрузки на шину.

Для внедорожников — не более 70%.

Что обозначают цветные метки на шине

Желтая отметка, в виде круга или треугольника, означает самую легкую часть шины. При установке покрышки на диск желтую отметину необходимо совместить с самым тяжелым местом на шине. По стандарту это часть, где находится ниппель.

На покрышках с пробегом желтая метка теряет актуальность из-за того, что при износе резины ее баланс несколько смещается.

Красный маркер — точка на покрышке. Он показывает область силовой разнородности, который обуславливается разными соединениями слоев резины в процессе ее производства. Разнородность — явление обычное, оно присутствует во всех автошинах. Но красным отмечают только ту резину, которая идет на первичную сборку машины (когда автомобиль выпускают с завода).

Красный маркер соединяется с белыми отметками на дисках, которые являются ориентиром для нахождения центра колес (примерного). Это необходимо для того, чтобы места с максимальной разнослойностью оказывали минимальное влияние на движение машины, что гарантирует более сбалансированные параметры нагрузки на автопокрышки. При стандартной услуге монтажа шин основным ориентиром является совпадение желтой метки с ниппелем. Расположение точки красного цвета игнорируют.

Маркировка. После того как автошина прошла все уровни контроля качества, на нее ставят белый штамп. В нем зашифрован номер проверяющего.

Для свободного ориентирования в моделях автошин на складе на протектор наносят цветовую метку. У всех видов резины (например, с разным типоразмером) эти полоски отличаются по цвету. Если покрышки находятся на складах в больших количествах, по цвету можно понять, что резина относится к одному типоразмеру. Более ценной информации эти цветные полосы не несут.

Как правильно сделать свой выбор ?

Стоит обратить внимание на производителя шин. Большие компании тратят много усилий для того, что бы произвести множество исследований в области износа и срока годности покрышек

Такая компания как Bridgestone владеет большим количеством исследовательских и научных центров по всему миру.

Если же идёт речь о покупке Б/У продукта , то стоит обратит внимание на износ протекторов и внешнего вида. Проверить на наличие трещин

Ну и последним пунктом – Проверить покрышку на наличие следов ремонта , потёртостей и неровностей у основания обода. Так можно проверить как её использовали до вас и как хранили на складах.

Итоги теста

По итогам теста Nokian Hakkapeliitta 9 заняла второе место в общем зачете.

На сухом и мокром асфальте шина выступила относительно слабо (как и большинство хороших шиповок), однако отставание от лидеров в результатах было незначительно. При этом на льду и снегу у Нокиана один из самых лучших результатов, что является более приоритетным для данного класса шин и обеспечило ей второе место по итогам теста.

Дисциплина Место Комментарий
Торможение на сухом асфальте 5 Тормозной путь на 1,96 метра длиннее, чем у лидера теста.
Торможение на мокром асфальте 5 Тормозной путь на 2,79 метра длиннее, чем у лидера теста.
Торможение на снегу 1 Лучший результат среди шипованных шин. Тормозной путь на 0,02 метра короче, чем у шины на втором месте.
Разгон на снегу 1 Лучший результат среди шипованных шин. Время разгона на 0,02 сек меньше, чем у шины на втором месте.
Управляемость на снегу 6 Средняя скорость прохождения трассы на 5,5 км/ч меньше, чем у лидера теста.
Торможение на льду 2 Тормозной путь на 0,08 метра длиннее, чем у лидера теста.
Управляемость на льду 1 Лучший результат. Время прохождения трассы на 1,1 сек меньше, чем у шины на втором месте.
Разгон на льду 1 Лучший результат. Время разгона на 0,02 сек меньше, чем у шины на втором месте.
Экономичность 6 Сопротивление качению на 0,24кг/т выше, чем у лидера теста.

Относительно длинный тормозной путь на сухом и мокром асфальте. Одна из лучших шин на льду. Быстрые и четкие реакции на повороты руля, превосходное поведение в зимних условиях.

Список протестированных шин:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электрон-Авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: