Регулировка карбюратора грузового автомобиля ГАЗ-52
Карбюратор ГАЗ 52 считается устаревшим агрегатом, хотя и по сей день встречается на различных грузовых автомобилях либо вилочных погрузчиках, где установлен двигатель старого образца ЗМЗ-53 и ЗМЗ-53-11. В качестве примеров таких машин можно привести знаменитый ГАЗ 66 и автобусы ПАЗ. Поскольку в эксплуатации находится еще немалое количество таких авто, то и вопросы по ремонту системы подачи топлива не теряют актуальности.
Так выглядит грузовой автомобиль Газ 52
Конструкция агрегата
Разобранный карбюратор автомобиля Газ 52
- главную дозирующую;
- каналы холостого хода;
- обеспечивающие плавный переход на разные режимы работы;
- насос-ускоритель;
- принудительного обогащения смеси, реализуемого с помощью эконостата;
- холодного пуска двигателя;
- ограничитель оборотов коленвала.
Чтобы понимать принцип действия карбюратора ГАЗ 52, стоит рассмотреть работу всех перечисленных систем.
Принцип работы систем К-126
Главная дозирующая система предназначена для смешивания топлива с воздухом в определенных пропорциях и подачи ее во впускной коллектор двигателя в режиме движения (основной нагрузки). В карбюраторах К-126 таких систем 2 и они абсолютно одинаковы. Обе питаются горючим из общей поплавковой камеры, где уровень бензина поддерживается нажимным игольчатым клапаном. Дозирование производится согласно принципу карбюрации, то есть всасывания топливовоздушной смеси в цилиндры за счет разрежения.
Алгоритм работы системы такой:
- Бензин, проходя через калиброванные отверстия главных топливных жиклеров, поступает в камеру смешивания.
- Туда же попадает отфильтрованный воздух, пропущенный сквозь главный воздушный жиклер.
Схема работы карбюратора К-126
Чтобы происходил плавный переход с холостого хода на основной режим и обратно, в стенках над заслонками сделано несколько отверстий переходной системы. Чем больше открывается дроссель, тем сильнее становится разрежение, вытягивая горючее через эти отверстия и не давая мотору заглохнуть. При резком нажатии на акселератор в действие вступает насос-ускоритель, подающий струю чистого бензина прямо в коллектор, чтобы не возникали «провалы». Чтобы в отдельные моменты двигатель мог развивать полную мощность, в помощь основной системе дозировки в карбюраторе применен эконостат. Его клапан срабатывает при нагрузках, близких к максимальным, и направляет дополнительное количество горючей смеси в цилиндры через отдельное отверстие.
Двигатель для грузовика Газ 52
Возможные неисправности
По большей части карбюраторы серий К-126 и К-135 отслужили свой срок эксплуатации, поэтому иногда проще купить и поставить новый агрегат, чем пытаться привести в чувство старый. Также можно приобрести карбюраторы, бывшие в употреблении, но еще в довольно приличном состоянии.
Обслуживание карбюратора К-131 (для двигателей мод. 414)
Карбюратор К-131 (рис.2.22) — вертикальный, сбалансированный, с падающим потоком, однокамерный, двухдиффузорный. 1 пневмопривод пуска и подогрева; 2 привод ускорителного насоса и экономайзера; 3 распылитель ускорительного насоса; 4 воздушная заслонка; 5 распылитель экономайзера; 6 полуавтомат пуска и прогрева; 7 главный воздушный жиклер с эмульсионной трубкой; 8 воздушный жиклер холостого хода; 9 жиклер экономайзера; 10 топливный жиклер холостого хода; 11 главный топливный жиклер; 12 микровыключатель; 13 блок управления; 14 электромагнитный клапан; 15 винт эксплуатационной регулировки; 16 регулировочный винт состава смеси; 17 клапан экономайзера холостого хода; 18 дроссельная заслонка; 19 клапан экономайзера; 20 обратный клапан; 21 нагнетательный клапан; 22 клапан разбалансировки; а и б штуцеры для соединения шлангов жлектромагнитного клапана;
Главная дозирующая система — с пневматическим торможением топлива и эмульсированием в колодце, с центральным подводом эмульсирующего воздуха. Кроме того, карбюратор имеет автономную систему холостого хода и полуавтоматическую систему пуска и прогрева.
Обслуживание карбюратора заключается в периодической проверке надежности крепления карбюратора и отдельных его элементов, проверке и регулировке уровня топлива в поплавковой камере, регулировке малой частоты вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода, проверке работы ускорительного насоса и экономайзера, чистке продувке и промывке деталей карбюратора от смолистых отложений, проверке пропускной способности жиклеров.
Проверку уровня топлива производите при неработающем двигателе автомобиля установленного на горизонтальной площадке. При подкачке топлива с помощью ручного привода насоса уровень топлива в поплавковой камере карбюратора должен установиться в пределах, отмеченных метками (приливами) «а» (рис. 2.23) на стенках смотрового окна.
При отклонении уровня от указанных пределов произведите регулировку, для чего снимите крышку поплавковой камеры. Регулировку уровня производите подгибанием язычка 3 (рис. 2.24).
Разборка карбюратора серии к 131
- Снять карбюратор. Во избежание попадания мелких предметов, закрыть ветошью отверстие камеры сгорания.
- Открутить удерживающие крышку семь винтов.
- Вытащить шплинт крепления, вывести тягу от устройства пуска из рычага.
- Пружину возврата заслонки воздуха снять. Вывернуть два винта крышки балансировочного канала поплавковой камеры. Крышку отделить от корпуса вместе с прокладкой.
- Отвёрткой открутить винт крепления по центру. Распылитель эконостата снять вместе с прокладкой.
- Отвернуть три маленьких винта. Демонтировать детали пускового механизма: диафрагму, пружину, крышку.
- Пробку оси поплавка выкрутить. Поплавок с запорной иглой и ось вынуть из корпуса.
- Во избежание вытекания бензина по резьбе пробки оси поплавка, алюминиевую шайбу, расположенную на оси, следует обязательно вынимать из корпуса. При сборке её надо установить, где она стояла раньше, в составе оси. Этим будет обеспечено правильное положение в отверстии.
- Выкрутить седло клапана игольчатого.
- Открутить винт, крепящий штуцеры топлива в поплавковой камере. Вынуть из корпуса вместе с топливным фильтром и прокладками.
- Со стенки поплавковой камеры вывернуть пробку.
- Отвёрткой открутить кронштейн, удерживающий распылитель ускорительного насоса.
- Поочередно выкрутить жиклеры воздуха. Шилом извлечь трубки для эмульсии из отверстий.
- Открутить, вынуть блоки: воздушного, топливного холостого хода.
- Выкрутить заглушку, расположенный под ней эмульсионный жиклёр.
- По аналогии выкручивается жиклёр с обратной стороны.
- Отвёрткой открутить винты ускорительного насоса, извлечь содержимое.
- Вынуть малые диффузоры обеих камер с пружинами.
- Расположить карбюратор нижней частью вверх. Открутить два болта на дросселях, отделить от корпуса. Снять эбонитовую прокладку.
- Открутить два винта крепления экономайзера, снять вместе с прокладкой.
- Открутить два винта, отделить клапан ЭПХХ от корпуса.
- Снять крышку, ключом 6 мм отвернуть гайку, которая крепит запорный клапан. Вынуть его из диафрагмы.
- Выкрутить винты качества и количества смеси из корпуса узла холостого хода.
Рис. 7. Разобранный карбюратор к 131
Особенности карбюратора зил 130
Главные характеристики карбюратора ЗИЛ:
- Ширина маленького диффузора 0,85 см, большого -2,9.
- Ширина смесительных камер — 3,6 см.
- Ширина воздушной горловины — 6 см.
Пропускные характеристики отмеривающих составных частей при контроле под водой с напором 10 м, с температурном режимом 20 градусов в куб. см/мин:
- Основного жиклера -315.
- Жиклера максимальной интенсивности — 1150.
- Винта экономайзера -215.
- Воздушного жиклера – 860.
Величина отрезка от поверхности ГСМ в поплавковой камере до максимальной поверхности разъема 1,8-1,9 см.
Масса поплавка 0,19 кг.
Величина отрезка от края дроссельной заслонки до обшивки смесительной камеры, подходящий времени отвинчивания винта экономайзера с механическим приводом 0,9 см.
Холостой ход настраивается с применением упорного винта, который не допускает наглухо закрытие дроссельных заслонок и еще 2–мя винтами, которые могут поменять структуру топливного раствора при хорошо прогревшемся моторе и верно работающей группе зажигания. Большое значение имеет правильность работы свечей и наличие просветов нужных размеров между их электродами. Необходимо помнить, что карбюратор представляет собой устройство, включающее в себя две камеры и структура смеси в одной из камер, регулируется вне зависимости от структуры смеси второй камеры при помощи соответствующего винта
Помимо этого, стоит брать во внимание то, что когда винты начинают закручивать состав обедняется, при откручивании — обогащается
Настройка начинается с закручивания имеющихся винтов, их не следует сильно затягивать, а потом поочередно их начать выкручивать на 3 оборота. На следующем этапе осуществляют запуск мотора и настраивают упорным винтом минимальное раскрытие дроссельной заслонки, позволяющее мотору осуществлять свою деятельность размеренными темпами.
Теперь — объединить смесь, используя один из винтов, завинчивая его во время любой пробы на ¼ оборота, до начала работы мотора со сбоями, которые явно себя проявляют и возникающие из-за перебора в объединении смеси в камерах.
Следующий шаг заключается в обогащении смеси, этого можно достичь, откручивая винт на неполный цикл. По мере того, как структура смеси отрегулирована с использованием одного винта, эту же процедуру провести со 2-м винтом.
Произведя регулирование смесей, нельзя не постараться снизить количество вращений холостого хода, откручивая потихоньку упорный винт дроссельной заслонки, и вновь произвести объединение смесей, используя винты.
В большинстве случаев, попробовав несколько раз, можно отыскать оптимальное расположение для всех 3 винтов, используемых для настройки.
Не нужно выставлять слишком низкую интенсивность вращения коленчатого вала мотора на холостом ходу. Чтобы проверить, как отрегулирован холостой ход, нужно надавить на педаль привода дроссельной заслонки и тут же быстро отпустить. Когда после этих манипуляций мотор перестает осуществлять свою деятельность, то количество циклов холостого хода следует повышать. Если карбюратор на ЗИЛ-130 отрегулирован верно, то он даст возможность правильной деятельности мотора на холостом ходу.
Пневмоцентробежный ограничитель самой большой интенсивности вращения коленчатого вала включает в себя две составные части:
- Центробежного датчика, совершающего вращения от распределительного вала мотора.
- Диафрагменной составной части, влияющей на дроссельные заслонки карбюратора.
Ограничитель настраивает непосредственно производитель, занимающийся производством транспортных средств, сна самую большую интенсивность оборотов.
От автора
Карбюраторы серии К-126 представляют собой целое поколение карбюраторов, выпускавшихся Ленинградским карбюраторным , впоследствии ставшим АО «ПЕКАР» (Петербургские карбюраторы), почти сорок лет. Они появились в 1964 году на легендарных автомобилях ГАЗ-53 и ГАЗ-66 одновременно с новым тогда еще двигателем ЗМЗ-53. Эти двигатели, Заволжского моторного завода заменили собой знаменитый ГАЗ-51 вместе с применявшимся на нем однокамерным карбюратором.
Чуть позже с 1968 года Павловский автобусный завод начал выпуск автобусов ПАЗ-672, в семидесятых годах появилась модификация ПАЗ-3201,позднее ПАЗ-3205 и на всех устанавливается двигатель, сделанный на базе того же, что применялся на грузовиках, но с дополнительными элементами. Система питания не изменялась, и карбюратор тоже был, соответственно, семейства К-126.
Следует помнить, что карбюратор является лишь частью сложного комплекса, именуемого двигатель. Если, например, должным образом не работает система зажигания, мала компрессия в цилиндрах, негерметичен впускной тракт, то возлагать ответственность за «провалы» или большой расход топлива только на карбюратор, по крайней мере, нелогично. Необходимо отличать дефекты, относящиеся именно к системе питания, их характерные проявления во время движения, узлы, которые могут нести за это ответственность. Для понимания процессов, происходящих в карбюраторе, начало книги отводится описанию теории регулирования искровых ДВС и карбюрации.
В настоящее время Павловские автобусы являются практически единственными потребителями восьмицилиндровых двигателей ЗМЗ. Соответственно, карбюраторы семейства К-126 все реже встречаются в практике ремонтных служб. При этом эксплуатация карбюраторов продолжает задавать вопросы, на которые требуются ответы. Последний раздел книги посвящен выявлению возможных неисправностей карбюраторов и способам их устранения. Не надейтесь, однако, что найдете универсальную «отмычку» по устранению каждого возможного дефекта. Оцените ситуацию сами, прочтите то, что сказано в первом разделе, «приложите» это к вашей конкретной проблеме. Проведите полностью комплекс работ по регулировке узлов карбюратора. Книга рассчитана, прежде всего, на рядовых водителей и лиц, проводящих обслуживание или ремонт систем питания в автобусных или автомобильных парках. Надеюсь, что после изучения книги у них не возникнет более вопросов касающихся данного семейства карбюраторов.
Неисправности карбюратора
В карбюраторе автомобиля ГАЗ 53 могут быть много различных неисправностей, но все они связаны с повышенным расходом топлива в независимости от того, обогащенная или обедненная смесь поступает в цилиндры. Помимо повышенного расхода топлива характерны следующие признаки неисправностей:
- Идет черный дым из выхлопной трубы. Особенно он заметен при резком увеличении оборотов ДВС. При этом могут раздаваться выстрелы в глушитель;
- Двигатель неустойчиво работает на холостых оборотах, также может глохнуть на ХХ;
- Мотор не развивает оборотов, захлебывается, идут хлопки во впускной коллектор;
- При резком ускорении в работе ДВС возникает провал;
- Вялый разгон автомобиля, но на больших оборотах машина едет нормально;
- Недостаток мощности, двигатель не развивает оборотов;
- Рывки при движении, особенно заметны при наборе скорости.
Ремонт карбюратора для грузовика ГАЗ 53
Неисправной может быть любая из систем карбюратора, но чаще всего происходит следующее:
- Засоряется система холостого хода. Двигатель неустойчиво работает на ХХ, глохнет. Расход бензина возрастает при этом значительно;
- Заклинивает в цилиндре поршенек насоса-ускорителя. При резком ускорении автомобиль дергается, происходит провал в карбюраторе;
- Коробление корпуса поплавковой камеры в месте соединения с узлом дроссельных заслонок. В соединении происходит подсос воздуха, ТС обедняется, и мотор работает неустойчиво. Отрегулировать ХХ очень сложно – карбюратор практически не поддается регулировке;
- Засоряются жиклеры ГДС – топливные и воздушные. Все засорения в карбюраторе случаются из-за забитого топливного фильтра, эксплуатации автомобиля в пыльных условиях. Может быть засоренным и воздушный фильтр;
- Теряет герметичность поплавок или запорная игла поплавкового механизма. Карбюратор начинает переливать, часто автомобиль вообще невозможно запустить из-за перелива бензина.
Ремонт карбюратора в первую очередь подразумевает промывку и продувку всех систем. Для этого карбюратор снимают и разбирают, чтобы почистить все жиклеры.
Как регулируется карбюратор
Сигналом к тому, что механизм требует вмешательств и обслуживания, является неустойчивая работа ДВС. Проблемы с запуском, сбои – всё это свидетельствует о перебоях в подаче кислорода к топливу, что требует незамедлительного решения. Как выполняется настройка карбюратора мотоблока? Данный процесс включает несколько последовательных шагов:
- Запуск и прогрев мотора.
- Ослабление винтика, который контролирует число оборотов на холостом ходу, до тех пор, пока двигатель не начнёт глохнуть. Как только эффект достигнут, требуется медленно затягивать метиз обратно ровно до тех пор, пока работа двигателя не выровняется.
- Выставление положения дроссельной заслонки так, чтобы зазор между ней и стенками карбюратора оставался минимальным. Всё это время ДВС должен стабильно работать.
- Выставление максимальных оборотов мотора посредством вращения регулировочного винта.
- Повторное регулирование положения заслонки.
Такая последовательность повторяется на протяжении некоторого времени, пока двигатель не начнёт ровно функционировать как на рабочих, так и на холостых оборотах.
Канавки иглы, как способ настройки
До начала процедуры надо заняться винтом, настраивающим качество ТВС. Если наладить требуемый результат не получилось, то после этого можно заняться иглой.
На ней, в зависимости от модели, имеется пять канавок. Предусмотрено также запирающее кольцо, фиксируемое посередине. Таким образом, обеспечивается оптимальный вариант ТВС. Если штатная регулировка не устраивает или сбита, кольцо сдвигается в другое положение. С помощью сдвига этих самых положений или канавок обеспечивается регулировка той или иной дозы горючего.
Схема карбюратора
Допустим, стопорное кольцо поднимается на один уровень вверх. Это позволяет опустить иглу вниз, и канал подачи горючего перекрывается несколько в большей степени. Соответственно, меняется соотношение в ТВС. Бензина становится меньше, воздуха больше. Таким образом, выводится взаимосвязь. Поднимаем кольцо, обедняется ТВС, и наоборот.
Излишняя богатая или бедная ТВС отрицательно сказывается на работе двигателя. Это можно заметить по свечам зажигания, которые в такой ситуации сразу дают сигнал о ненормальном состоянии смеси.
Как заменить игольчататый клапан на ВАЗ
На самом деле, ремонт игольчатого клапана не предусмотрен, так как эта деталь является не ремонтопригодной. А вот выполнить ее замену в случае возникновения неисправности – возможно. Поэтому при первых признаках неисправности, сразу же покупайте новый клапан и установите его на карбюратор. Ниже будет представлена подробная инструкция по замене этой детали на советском автомобиле ВАЗ 2106.
Порядок действий:
Автомобиль нужно установить в теплом и светлом гараже, но можно проводить работы по замене и на улице, при условии, что климат не будет препятствовать разборке карбюратора.
- Откройте капот и открутите три гайки крепления верхней крышки воздушного фильтра. Если на его корпусе предусмотрена гофра, то ослабьте хомут со стороны фильтра и вытащите термостойкий шланг. После этого, снимите крышку с корпуса фильтра и вытащите фильтрующий элемент.
На этом замена игольчатого клапана завершена. Как видите, это не сложная процедура и легко выполняется при наличии стандартного набора инструментов и минимума знаний по устройству карбюратора.