Что такое дроссельная заслонка в машине

Воздушная заслонка карбюратора, электропривод и механический привод, регулировка положения и настройка управления открытия

Настройка воздушной заслонки карбюратора «Солекс» и «Озон»

Для того, чтобы двигатель уверенно запускался и в дальнейшем нормально работал, необходимо правильно откорректировать движитель воздушной заслонки карбюратора. При неправильно отрегулированной заслонке, к примеру, она полностью не закрывает доступ воздуха, холодный двигатель может попросту не запуститься. В случае если воздушная заслонка не отворяется целиком, повышается расход топлива и регулировка холостых оборотов становится практически невозможной.

Для регулировки воздушной заслонки карбюратора нам понадобятся два рожковых ключа на 8.

Проверяем работу заслонки:

  1. Для начала надлежит открепить крышку воздушного фильтра (чтобы можно было видеть заслонку);
  2. Затем напрочь закрываем воздушную заслонку (зазоров между заслонкой и воздушной камерой карбюратора не должно быть);
  3. После чего полностью открываем заслонку. При правильной работе, она должна стать в вертикальное положение и целиком открыть воздушную камеру карбюратора;
  4. Если воздушная заслонка закрывается или открывается не полностью, необходимо произвести её настройку.

Регулируем привод воздушной заслонки карбюратора:

  1. Для начала нужно открепить воздушный фильтр с карбюратора;
  2. Раскрываем воздушную заслонку карбюратора, полностью утопив рычаг подсоса;
  3. Послабляем винт на рычаге управления заслонкой (который зажимает трос);
  4. Послабляем затяжку винта фиксирующего кожух тросика подсоса;
  5. Проверяем, чтобы рукоятка подсоса была полностью утоплена;
  6. Поворачиваем рукоятку регулирования заслонкой до упора и, оставив 1 см до кожуха тросика подсоса, зажимаем его;
  7. После чего полностью отворяем воздушную заслонку, и в таком положении затягиваем винт, который держит трос подсоса.

Потянув за рукоятку подсоса несколько раз, убеждаемся, что она полностью открывается и закрывается. Настройка воздушной заслонки завершена.

Основные неисправности заслонки

При обращении на станцию техобслуживания наблюдаются поломки дроссельной заслонки. Подробно расскажу про каждую из них.

Датчик положения

Самая частая поломка происходит в датчике положения дроссельной заслонки. Этот механизм ломается, что приводит к нарушению работы силового агрегата:

  • Машина заводится с трудом или вообще не реагирует на поворот ключа в системе зажигания.
  • При движении появляются рывки или провалы в работе мотора.
  • Увеличивается расход горючего.
  • Ухудшается тяга и динамические показатели.
  • Нестабильная работа холостого хода: мотор работает на повышенных оборотах, либо может заглохнуть.
  • На панели приборов периодически светиться индикатор «Check Engine».

Сломанный датчик положения Отмечу, что все эти признаки могут указывать не только на поломку задвижки. Здесь требуется провести диагностику всех систем на СТО.

Засорение обходных каналов

Также неисправность провоцирует атмосферный воздух, проходящий сквозь заслонку при работе дизельного двигателя. Во время движения частицы мелкой пыли проходят через воздушный фильтр. Приводить к загрязнениям обходных каналов может даже масляная смесь, пропускаемая по системе. Частицы смешиваются с жидкостью, образуя сложный налёт. При такой поломке неполадки будут проявляться только при работе мотора на холостом ходу.

Устранить основные проблемы помогает классическая чистка дроссельной заслонки. Потрудиться придётся, если имеются более серьёзные неисправности. Работнику для визуальной оценки придётся извлечь все резиновые уплотнители и другие части модуля. Если проблема появляется из-за модуля механического или электронного управления, она решается дополнительной настройкой.

Подсос воздуха

В этом случае воздух проходит через блок дросселя или через образовавшееся отверстие во впускном коллекторе. В мотор поступает больше кислорода, чем нужно, что ведёт к увеличению оборотов. Также воздух проходит в обход фильтров, что приводит к быстрому загрязнению заслонки.

Красным отмечено место подсоса воздуха изнутри заслонки

Если нарушена герметичность соединения дроссельной заслонки и впускного коллектора или не до конца закрывается задвижка из-за люфта, то это устраняется при помощи замены и чистки устройства. Если воздух проникает через другие места, то надо проверить автомобиль на станции техобслуживания.

Нарушение адаптации заслонки

Адаптация это настройка электронного блока управления, который «видит» положение педали акселератора и положение дроссельной заслонки. Неисправность в адаптации появляется при отключении автомобильного аккумулятора, перенастройке блока управления мотором, снятии дросселя для чистки, а также некорректной работе двигателя на холостом ходу. Адаптацию лучше доверить мастерам в СТО, это стоит недорого.

Зачем чистить дроссельную заслонку

Чистить дроссельную заслонку необходимо для того, чтобы двигатель автомобиля мог принимать чистый воздух без каких-либо препятствий которые образуются в виде отложений на стенках. Образованию этих отложений способствует:

  • Грязный воздух. Конечно, же во всех автомобиля есть воздушный фильтр. Весь свой срок эксплуатации он фильтрует всасываемый воздух двигателем. Но к сожалению, он фильтрует только крупные частицы пыли в виде абразива, самым же мелки удается пройти сквозь него, какая-то часть сгорает в двигателе, а какая-то оседает на дроссельной заслонке и ее узлах.
  • Картерные газы. На современных автомобиля, картерные газы, отчищаются от масла в специальном узле – маслоотделителе. В дальнейшем они попадают обратно в двигатель через впуск, а именно дроссельную заслонку.
  • Отработавшие газы. С каждым годом нормы экологичности становятся все более жесткими. И производители вынуждены внедрять все новые и новые системы по ее обеспечению в двигатели авто. Одной из таких систем является клапан ЕГР, суть которого заключается в возвращении небольшого количества выпускных газов обратно в двигатель, через дроссельную заслонку.

Статья в тему: Защита фильтра – стоит ли пренебрегать?

А теперь делаем вывод, что частички масла которые находятся в картерных газах, смешиваются с продуктами горения из отработавших газов, с пылью и мелким абразивом из воздуха внешней среды, и все это оседает в дроссельной заслонке. Спустя тысячи километров, внутри нее образуется солидный слой всей это субстанции, который нарушает правильную работу дроссельной заслонки.

Завышенное положение дроссельной заслонки

Очень часто приходится отвечать на одни и те же вопросы. Самый главный из них такой — «Почистил дроссельную заслонку, а её показания положения дроссельной заслонки не изменяются и составляют 5-7%. Дроссельный узел износился?»

Приведу пример из жизни. Человек очень сильно озадачился завышенными показаниями положения ДЗ, которые составляли около 7-9% на холостом ходу. Начитавшись форумов в интернете и сайтов под названием «Пишулишьбыписать», приступил к выдраиванию дроссельного узла. Помыл — не помогло. Значит плохо помыл. Помыл ещё раз и очень дотошно. Снова не помогло. Что же делать, уже блестит, как у кота что-то там, а всё-равно по показаниям грязный!

Затем его озадаченность переросла уже в более кардинальную фазу — наверное, заслонка подклинивает и не закрывается.

Хорошо хоть не успел разобрать дроссельный узел в поисках подклинивания.

Вовремя проведенная внимательная диагностика выявила причину его бессонных ночей.

Виновником оказался… генератор.

Достаточно было всего одного взгляда на ремень вспомогательных агрегатов, чтобы понять, что что-то не так.

Оказалось, ротор генератора на столько туго вращался, что двигателю не хватало стандартной мощности холостого хода для его вращения. И, естественно, ЭБУ приоткрыл дроссельную заслонку для доступа большей массы воздуха.

Вот так. Но зато дроссель теперь очень чистый

Из этого у нас уже вылезло второе правило. Вот его суть.

Если значения в параметре «положение ДЗ» завышены, то это не обязательно значит, что нужно всё бросать и бежать с выпученными глазами чистить дроссельную заслонку.

Можете проверить данный факт сами, кому интересно. Запустите двигатель, подключите диагностический адаптер, нажмите на тормоз и попытайтесь тронуться с места не нажимая педаль акселератора

Обратите внимание на положение дроссельной заслонки. По мере повышения нагрузки на двигатель, также будут расти и показания положения ДЗ

ЭБУ сам будет приоткрывать дроссельную заслонку, чтобы повысить мощность и сохранить необходимые обороты холостого хода в заданных пределах даже под нагрузкой.

Также сам ЭБУ управляет положением ДЗ при запуске и прогреве двигателя, приоткрывая и прикрывая её в зависимости от прогрева двигателя и температуры окружающей среды.

Поэтому можно сделать выводы, почему положение дроссельной заслонки на Лачетти 1.4/1.6 и похожих авто может быть завышено:

  1. Дроссельный узел загрязнен и дроссельная заслонка не закрывается до необходимых значений. Необходима чистка.
  2. На двигатель действует повышенная нагрузка и ЭБУ целенаправленно увеличивает процент открытия ДЗ, чтобы обеспечить работу двигателя на холостом ходу. Тут необходима комплексная диагностика двигателя и навесного оборудования.

Для чего нужна модернизация дроссельной заслонки на ВАЗ-2109, 2110, 2115

В магазинах запчастей продаются дроссельные узлы с заслонками увеличенного диаметра (52, 54 и 56 мм) для автомобилей ВАЗ-2109, 2110 или 2115. По заверениям продавцов, установив такую заслонку взамен штатной 46-миллиметровой, владелец авто получит значительные преимущества: машина становится отзывчивее к педали газа, пропадают проблемы с холостыми оборотами, улучшается динамика автомобиля, и особенно это заметно, если заменить штатный воздушный фильтр фильтром нулевого сопротивления. Главный довод, который пытаются внушить автовладельцам, заключается в том, что мотору для эффективной работы требуется больше воздуха, для чего необходимо заменить штатный дроссельный узел на усовершенствованный. Приводят даже цифры: диаметр ресивера ВАЗ-2109 или ВАЗ-2110 составляет 53 мм, и заслонка диаметром 46 мм якобы «душит» мотор.

Многие владельцы ВАЗ-2109 и ВАЗ-2110 поддаются на уговоры и меняют штатное устройство на усовершенствованное. После этого, действительно, мотор работает лучше, и машина едет динамичнее. Причина улучшений на деле оказывается куда прозаичнее: вместо старого, грязного дроссельного узла, который давно нуждался в тщательной очистке, владелец поставил новый. В итоге двигатель вернулся к работе в штатном режиме, что и воспринимается владельцами, как обещанная отзывчивость и резвость автомобиля.

Чтобы автомобиль исправно работал и как можно дольше не появлялся на СТО, за исключением случаев технического обслуживания, необходимо внимательно к нему относиться. Одним из важных узлов железного коня является дроссельная заслонка (ДЗ). Этот механизм играет важную роль в работе дизельного или бензинового двигателя

Причем неважно, карбюраторная это силовая установка или инжекторная. ДЗ может быть как с механическим, так и электронным приводом

В последнем случае иногда возникает необходимость адаптировать дроссельную заслонку. Как это сделать? Попробуем разобраться, заодно подробнее рассмотрим виды этого узла. Также выясним, нужно ли это делать, и что может быть в противном случае.

Виды и конструкция ДПДЗ

Схема дроссельной заслонки с механическим приводом: 1) патрубок подвода охлаждающей жидкости; 2) патрубок системы вентиляции картера; 3) патрубок отвода охлаждающей жидкости; 4) датчик положения дроссельной заслонки; 5) регулятор холостого хода; 6) патрубок системы улавливания паров бензина; 7) дроссельная заслонка.

Существует два типа датчика ПДЗ, которые используются на авто:

  1. контактный (потенциометр);
  2. бесконтактный (магниторезистивный).

Первый используется всем автопроизводителями, а второй продается отдельно и используется как альтернатива контактному элементу.

Любой потенциометр состоит из двух основных составляющих – ползунка (подвижный элемент) и резистивных дорожек, относительно которых осуществляется перемещение. Эти два элемента постоянно контактируют между собой.

Принцип работы такого датчика дроссельной заслонки очень прост. Ползунок имеет жесткое соединение с осью заслонки. При нажатии на акселератор, заслонка открывается, что приводит к проворачиванию оси, при этом перемещается и бегунок из-за чего изменяется длина резистивных дорожек которые задействованы в электрической цепи.

На этом датчике положения дросселя имеется три вывода для подключения проводки. Один из них – масса, а два других «плюсовые», но на один из них подводиться напряжение, а со второго снимается значение.

Устройство и принцип работы

А работает все так: при полностью закрытой заслонке, бегунок находится в крайнем положении, что обеспечивает на выходе минимальное напряжение – 0,5-0,7 В, поскольку в цепи задействован лишь небольшой участок дорожек. При нажатии на акселератор, заслонка начинает открываться, а бегунок перемещается, увеличивая длину резистивных дорожек, задействованных в цепи, из-за чего повышается сопротивление и прямо пропорционально ему – напряжение на выходе.

При полностью открытой заслонке – сопротивление максимально и показатель напряжения – тоже (4 В и выше). На все эти изменения напряжения и реагирует электронный блок.

Магниторезистивные ДПДЗ по конструкции несколько отличаются. Принцип его работы основан на изменении напряжения от воздействия магнитного поля. У такого датчика ПДЗ тоже присутствует бегунок, но он не контактирует с другой составной частью, у него установлен постоянный магнит. Второй же элемент датчика – электронный, и чувствительный к изменению магнитного поля, которое создает бегунок. То есть, работа такого достаточно проста – ось заслонки при открывании смещает бегунок, из-за чего магнитное поле тоже перемещается, а на это реагирует электронный элемент.

Магниторезистивные датчики дросселя являются более совершенными и реже ломаются, но и стоят они дороже обычных потенциометрических ДПДЗ. Но поскольку вторые – более распространены, то и в дальнейшем их и будем рассматривать.

Неисправности, регулировка и ремонт

1. Основная слабость — датчик положения дроссельной заслонки. Именно он чаще всего выходит из строя, в результате чего начинаются неисправности двигателя:

  • Автомобиль не заводится или плохо заводится;
  • На холостом ходу начинаются «сюрпризы»: двигатель слишком активно работает или глохнет;
  • Исчезает плавность движения, появляются надрывы и провалы в работе двигателя;
  • Ухудшается динамика разгона, внезапно пропадает тяга;
  • Расход топлива увеличивается;
  • На панели приборов загораются индикаторы неисправности, в частности, «Check Engine» может включаться и выключаться».

Однако ни один из этих признаков напрямую не указывает на неисправность дроссельной заслонки. Чтобы определить причину, вам нужно будет запустить диагностику.

2. Еще одна проблема, хоть и не такая неприятная, как выход из строя датчика, это засорение обводных каналов. В этом случае симптомы будут связаны только с работой двигателя на холостом ходу. Колеблющаяся скорость, резкая остановка — все это может быть поводом проверить и прочистить дроссельную заслонку.

3. Третья неисправность — утечка воздуха через сам корпус дроссельной заслонки или из-за неисправности во впускном коллекторе. В результате в двигатель поступает больше кислорода, и скорость увеличивается, когда в этом нет необходимости. Также нет ничего хорошего в том, что воздух попадает в цилиндры минуя фильтр.

Если соединительное уплотнение между дроссельной заслонкой и впускным коллектором сломано или сам амортизатор не закрывается нормально, это можно исправить, очистив и переустановив его. Однако утечка воздуха может происходить и через другие слабые места, поэтому за квалифицированной помощью лучше обратиться в сервисный центр. Возможно, «отравлены» сальники форсунок, вход вакуумного усилителя тормозов, есть другие неисправности на пути воздуха к цилиндрам. Проблемы нужно искать и устранять.

4. В конце концов, амортизация может быть потеряна. Адаптация — это регулировка ЭБУ, чтобы правильно согласовать положение педали акселератора с положением акселератора. Несоблюдение установки может произойти, когда аккумулятор или ЭБУ отсоединены, сам амортизатор снимается для чистки и ремонта, его замены и т.д. Можно провести адаптацию самостоятельно, но лучше доверить ее специалистам. Сервис дешевый, работает быстро, сложно там все напортачить.

Функция дроссельной заслонки зависит от других элементов системы подачи воздуха. В частности, на нее влияет качество воздушного фильтра: при нарушении владельцем автомобиля правил обслуживания фильтр пропускает меньше воздуха, чем необходимо, и появляются проблемы с признаками неисправности.

Также важно состояние антифриза, если он предусмотрен для обогрева регулятора холостого хода. И, конечно же, неисправности ЭБУ могут привести к проблемам с подачей воздуха

В свою очередь, дроссельная заслонка в случае выхода из строя может вызвать массу проблем, особенно когда двигатель работает на слишком обогащенной смеси. Позаботьтесь о своей машине, и она будет вам верой и правдой!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электрон-Авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: