Регулировка клапанов двигателя ЯМЗ-238
Теперь, опишу сам порядок регулировки, который у меня выработался. Первым делом, ставим машину на ровное чистое место и достаем инструмент. Поднимаем кабину и откручиваем клапанные крышки клапанов.
Бывает, некоторые болты с барашками не хотят откручиваться от руки, тогда берем газовый ключ или большой рожковый ключ. Мне при такой проблеме, хорошо помогал ступичный трубчатый ключ на 55, который шел в комплекте инструмента на автомобиль.
Далее, берем накидной ключ на 30 с усилителем и залазим под переднюю часть автомобиля. Если клапана на машине регулируются в первый раз, то берем с собой еще и трехгранный напильник.
Ищем метку впрыска 1-го цилиндра на шкиве коленчатого вала и на передней части шкива обращенной к радиатору, запиливаем риску напротив метки 1-го цилиндра.
Затем, делаем еще одну метку диаметрально напротив первой, а также под 90 градусов к первым двум меткам, ставим еще две метки. Таким образом, мы делим шкив на четыре части под углом 90 градусов.
Теперь, приступаем к выставлению первой заводской метки под 18 градусов и это место на передней плите, следует отчеркнуть хотя бы мелом, т.к. оно еще пригодится.
Вылазим из под машины и проверяем не зажаты ли клапана 1-го цилиндра. Также, убедиться в этом можно по метке топливного насоса, тогда станет понятно, точно ли мы прокрутили двигатель и впрыск находится на 1-ом цилиндре.
Сначала, я тоже так делал и если оказывалось, что впрыск на 6-ом цилиндре, то опять залазил под машину, прокручивал двигатель еще на один оборот и начинал регулировку с 1-го цилиндра в порядке работы двигателя 1-5-4-2-6-3-7-8.
Отрегулировав оба клапана на 1-ом цилиндре, залазим под машину и прокручиваем коленвал так, чтобы вторая риска на шкиве оказалась напротив метки впрыска 1-го цилиндра на блоке. Таким образом, мы повернули коленвал ровно на 90 градусов и можно переходить на левый ряд цилиндров и регулировать следующий по порядку 5-ый цилиндр.
Затем, опять лезем под двигатель, крутим коленвал еще на 90 градусов до совпадения меток и регулируем клапана 4-го цилиндра на правой стороне двигателя. Далее, просто повторяем процесс для всех оставшихся цилиндров в соответствии с порядком работы мотора.
Альтернативный метод регулировки клапанов
Парочку раз отрегулировав клапана на двигателе ЯМЗ-238 подобным образом, меня посетила простая мысль и я сократил прокручивание коленвала до точки впрыска 1-го цилиндра
С этого момента, для меня стало важно просто выставить заводскую метку на шкиве в момент впрыска, после чего, я проверял клапана 1-го цилиндра и если они не были зажаты, то регулировал их, а дальше шел по порядку 1-5-4-2-6-3-7-8. Если же клапана 1-го цилиндра были зажаты, то я начинал регулировку клапанов с 6-го цилиндра, а дальше придерживался порядка6-3-7-8-1-5-4-2
. Если же клапана 1-го цилиндра были зажаты, то я начинал регулировку клапанов с 6-го цилиндра, а дальше придерживался порядка6-3-7-8-1-5-4-2 .
Такая мелочь, позволяла лишний раз не залазить под машину и не смотреть на привод топливного насоса, а облегчить процесс регулировки клапанов и немного сократить требующееся на это время.
Кто-то привык регулировать клапана по закрытию одного из них, кто-то регулирует сразу два цилиндра вместе. Спорить о том, какой способ лучше, я не буду. Лично мне, понравился именно порядок регулировки приведенный выше, поэтому им и пользовался.
Угол впрыска топлива МТЗ: установка и регулировка
Например, Двигатели ММЗ
Угол опережения впрыска топлива влияет на многие показатели работы дизельной силовой установки. Установка определенного значения на автотракторной технике МТЗ требуется после демонтажа ТНВД или его ремонта, а также одновременно с заменой ремня ГРМ.
Алгоритм установки угла
Последовательность действий при постановке угла впрыска горючего через насос определена производителем. Для этой процедуры потребуется гайка накидного типа с отрезком трубы, к которому присоединена трубка из стекла с диаметром внутри в 1-2 мм. Сначала необходимо поставить рычаг, запускающий подачу горючего, в максимальную позицию.
Затем нужно:
- Разъединить штуцер в первом отделе насоса с трубой высокого давления;
- Присоединить на место последней моментоскоп;
- Повернуть коленвал мотора с помощью ключа до появления из стеклянной трубы горючего (оно не должна содержать воздушные пузырьки);
- Частично освободить трубку от горючего;
- Медленно поворачивать коленвал по ходу часовой стрелки.
В это время следует контролировать уровень жидкости внутри трубки. Остановить вращение вала следует с началом повышения этого уровня. Далее болт для установки выворачивают из резьбы в заднем листе, его помещают в маховик.
Если происходит совпадение болта и отверстия в этом узле, это говорит о нахождении поршня первого моторного цилиндра в позиции 26 градусов до ВМТ. В ином случае нужно поменять расположение шлицевого фланца по отношению к шестеренке от привода ТНВД.
Как отрегулировать угол?
Процесс регулировки угла впрыска через насос начинается с демонтажа лючка с распределительной крышки, а также планки и креплений. Установочный болт ставят так, чтобы он был совмещен с отверстием внутри маховика. Затем:
- Накидывают ключ на гайку и проворачивают валик вместе с фланцем в направлении движения часовой стрелки до повышения уровня горючего внутри стеклянной трубки;
- После совпадения отверстий в шестеренке и фланце ставится планка и вворачивают болты;
- После прикрепления фланца контролируют запуск подачи горючего;
- Монтируют трубку высокого давления, заворачивая специальный болт для установки;
- Болты закрепления фланца, контрят при помощи замковых шайб.
После всех этих действий лючок можно поставить на место. Остается лишь подрегулировать осевой зазор на шестеренке привода. Если в ходе монтажа отверстия не совпадают по радиусу, коленвал поворачивают, пока болт не совместится с отверстием в маховике.
Для установки осевого зазора необходимо полностью завернуть соответствующий болт в панку. После этого его слегка отворачивают и контрят гайкой. Во время удаления с силовой установки топливного насоса нежелательно демонтировать болты, которыми фланец и планка закреплены на шестеренке.
Наименование | Артикул | Ост. | Цена |
Насос водяной МАЗ-4370 с ЖМТ (Д245.9Е2/30Е2) (ОАО БЗА) | 245-1307010А1-09М | 1 | 5 768,00 |
Насос водяной Д-245 с ЖМТ, 3 ручья (ОАО БЗА) | 245-1307010А1-11М | 5 382,00 | |
Насос водяной Д-260 без датчика 1 ручьевой | 260-1307116-02-Р | 4 | 5 712,00 |
Насос водяной Д-260 без датчика 1 ручьевой (ОАО БЗА) | 260-1307116-02М | 2 | 9 093,00 |
Насос водяной Д-263 без шкива (ОАО БЗА) | 263-1307117-Б | 1 | 15 836,00 |
Насос водяной ЗИЛ, МАЗ, ПАЗ, ГАЗ с ЖМТ без шкива (ОАО БЗА) | 245-1307010-А1-08 | 4 | 3 313,00 |
Насос водяной ЗиЛ-5301, 2 ручья (ОАО БЗА) | 245-1307010А1-01М | 5 | 3 584,00 |
Насос водяной МТЗ | 240-1307010-Р | 8 | 1 588,00 |
Насос водяной МТЗ (ОАО БЗА) | 240-1307010А1-М | 16 | 3 416,00 |
Насос водяной МТЗ без шкива (ОАО БЗА) | 245-1307010А1-04 | 9 | 2 799,00 |
Насос водяной МТЗ, ПАЗ, ГАЗ 2 ручья (ОАО БЗА) | 245-1307010А1 | 20 | 3 599,00 |
Насос водяной ПАЗ, ГАЗ с ЖМТ, 2 ручья | 245-1307010А1-10М-Р | 2 099,00 | |
Насос водяной ПАЗ, ГАЗ с ЖМТ, 2 ручья (ОАО БЗА) | 245-1307010А1-10М | 2 | 5 484,00 |
Насос водяной с электромуфтой Евро-3, 12V, 2 ручья (ОАО БЗА) | 245-1307015 | 1 | 14 170,00 |
Насос водяной с электромуфтой Евро-3, 24V, 2 ручья | 245-1307015-01-Р | 5 854,00 | |
Насос водяной с электромуфтой Евро-3, 24V, 2 ручья (ОАО БЗА) | 245-1307015-01 | 17 004,00 | |
Насос ГУР (БААЗ) | 64221-3407008 | 18 380,00 | |
Насос ГУР в сборе (БААЗ) | 630300-3407010 | 27 705,00 | |
Насос ГУР в сборе (Евро-1) (БААЗ) | 533702-3407010 | 25 623,00 | |
Насос ГУР в сборе (Евро-2) (БААЗ) | 543240-3407010 | 23 876,00 | |
Насос ГУР в сборе (Евро-3) (БААЗ) | 651705-3407010 | 18 078,00 | |
Насос ГУР в сборе с/о (БААЗ) | 5336-3407010 | 18 196,00 | |
Насос дозатор МТЗ-1221 | АР-160-Р | 2 | 8 060,00 |
Насос дозатор МТЗ-1221 (ГОМЕЛЬ Гидромаш) | Д160-15 21 | 11 284,00 | |
Насос дозатор МТЗ-1221 (МОГИЛЁВ) | Д160-14.20-02 | 4 | 9 296,00 |
Магнето на трактор: принцип работы и установка
Переключение ВОМ МТЗ 80, 82 – разбираемся в режимах
Обзор трактора МТЗ 320.4 М
Как устранить «виляние» колес МТЗ?
Обзор навески МТЗ 320
Особенности замены прокладки ГБЦ МАЗ
- Поставьте метку — она упростит установку запчасти.
- Ослабьте ролик.
- Снимите кожух ремня.
- Демонтируйте ролик и шестерню распределительного вала.
После этого приступайте к выполнению второй части:
- Выкрутите с кожуха все болты и снимите прокладку ГБЦ. Извлекайте воздушный фильтр только с корпусом.
- Отсоедините все тросики и шланги.
- Открутите блок подогрева и отсоедините крышку.
- Слейте тосол после того, как открутите краник на радиаторе.
Третья часть по замене ГБЦ МАЗ:
- Снимите «штаны» коллектора, после чего отсоедините от ГБЦ патрубки и провода дитчиков.
- Снимите возвратную пружину.
- Демонтируйте провода с датчика тамблера и холла.
- Почистите верхнюю часть бока цилиндра.
Притирка клапанов
Перед разборкой головок цилиндров очистить их от масла и нагара и пометить порядковые номера клапанов на торцах тарелок для того, чтобы при сборке установить их на свои места.
Для рассухаривания клапанов необходимо головку цилиндров без форсунок, коромысел, осей коромысел и шпилек крепления осей коромысел установить привалочной поверхностью на плиту так, чтобы обеспечить упор для клапанов.
Рассухаривание выполнять с помощью приспособления, изображенного на рис. 5.
Для этой цели ввернуть упорный болт 1 приспособления в отверстие под шпильку крепления оси коромысла, нажимную тарелку 2 приспособления установить на тарелку пружин соответствующего клапана и, нажимая на рукоятку 3 рычага приспособления, отжать пружины клапана, вынуть сухари и снять все детали клапанного узла.
Таким же путем последовательно рассухарить все остальные клапаны и снять пружины клапанов и сопряженные с ними детали.
Повернуть головку цилиндров и вынуть клапаны из направляющих втулок. Клапаны и седла тщательно очистить от грязи, нагара и масляных отложений, промыть в керосине или специальном моющем растворе, высушить и осмотреть для определения степени ремонта.
Восстановить герметичность клапана притиркой возможно только при наличии незначительных износов и мелких раковин на рабочей фаске и лишь в том случае, если тарелка и стержень не покороблены и нет местных прогаров на фасках клапана и седла.
При наличии таких дефектов притирке должны предшествовать шлифовка седел и клапанов или замена неисправных деталей.
Для притирки клапанов использовать специальную притирочную пасту, приготовленную путем тщательного перемешивания трех частей (по объему) микропорошка зеленого карбида кремния с двумя частями моторного масла и одной частью дизельного топлива.
Видео: Замена прокладок ГБЦ на ЯМЗ 238Скачать
Видео: замена маслосъемных колпачков ЯМЗ без снятия и разбора головкиСкачать
Перед употреблением притирочную смесь тщательно перемешать, так как при отсутствии механического перемешивания микропорошок способен осаждаться.
Установить головку цилиндров на плиту или специальное приспособление привалочной поверхностью кверху.
Нанести на фаску клапана тонкий равномерный слой притирочной пасты, смазать стержень клапана чистым моторным маслом и установить его в головку цилиндров.
Допускается наносить пасту на фаску седла.
Притирку выполнять возвратно-вращательными движениями клапанов при помощи специального приспособления или дрели с присосом.
Нажимая на клапан с усилием 20…30 Н (2…3 кгс), повернуть его на ⅓ оборота в одном направлении, затем, ослабив усилие, на 1/4 оборота в обратном направлении.
Нельзя выполнять притирку круговыми движениями.
Периодически поднимая клапан и добавляя на фаску пасту, продолжать притирку, как указано выше, до тех пор, пока на фасках клапана и седла не появится непрерывный матовый поясок шириной «А» не менее 1,5 мм (рис. 6).
Разрывы матового пояска и наличие на нем поперечных рисок не допускается.
При правильной притирке матовый поясок «А» на фаске клапана седле должен начинаться у большего основания конуса, как показано на рисунке 6.
После окончания притирки клапаны и головку цилиндров тщательно промыть керосином или специальным моющим раствором и высушить.
Внимание! Наличие даже незначительных остатков притирочной пасты на клапане или головке цилиндров могут привести к надиру и ускоренному износу гильз цилиндров и поршневых колец. Клапаны, пружины и детали их крепления установить на головку цилиндров и засухарить клапаны, используя приспособление (см
рис. 5)
Клапаны, пружины и детали их крепления установить на головку цилиндров и засухарить клапаны, используя приспособление (см. рис. 5).
Качество притирки сопряжения клапан-седло проверить на герметичность путем заливки керосина или дизельного топлива, заливая его поочередно во впускные и выпускные каналы.
Хорошо притертые клапаны не должны пропускать керосин или дизельное топливо в течение одной минуты.
Допустима проверка качества притирки карандашом.
Для этого поперек фаски притертого чистого клапана мягким графитовым карандашом нанести через равные промежутки 10 – 15 черточек, после чего осторожно вставить клапан в седло и, сильно нажимая к седлу, повернуть его на ¼ оборота. При хорошем качестве притирки все черточки на рабочей фаске клапана должны стереться
При хорошем качестве притирки все черточки на рабочей фаске клапана должны стереться.
При неудовлетворительных результатах проверки качества притирки ее необходимо продолжить.
Порядок работы цилиндров двигателя ЯМЗ 238
В таком порядке работают все v-образные восьми цилиндровые двигатели. Это означает, что поршень первого цилиндра подошел в ВМТ в момент сжатия. Произошел впрыск топлива в камеру сгорания перого цилиндра Клапана первого цилиндра закрыты. И именно в этом положении на не работающем двигателе можно регулировать клапана первого цилиндра.
Следующим согласно порядка работы двигателя в работу вступит 5 цилиндр. Поршень пятого цилиндра подойдет к вмт произойдет впрыск топлива. Клапана в этот момент закроются. Это положение и будет для регулировки клапанов пятого цилиндра. Так далее. Согласно порядка будут работать остальные цилиндры. То есть необходимо подводить поршень каждого цилиндра в верхнюю мертвую точку по очереди согласно порядка работы.
Помимо этого необходимо хорошо знать расположение цилиндров в двигателе
Регулировка клапанов ЯМЗ 238 за два оборота коленчатого вала.
Заключается он в следующем. Как и во всех описанных случаях выставляется поршень первого цилиндра в вмт в момент сжатия. Но выставляется он уже более точно по меткам коленвала . Совмещается предварительно метка ТНВД затем метка на шкиву совмещается с «0» на передней крышке. И регулируются клапана согласно схемы
Затем коленчатый вал проворачивается на один оборот то есть 360 градусов. Снова выставляются метки шкива коленвала или маховика на «0» и регулируются следующие клапана.
Но где здесь сильно экономится время. Мне не совсем понятно. Коленвал также проворачивается на два оборота. Разве что меньшее количество подходов. Требуется более точная установка коленчатого вала. Что тоже не очень выгодно. Лазить под машиной и выискивать метки которые забиты грязью или просто не читаются. Да и схему эту запомнить и держать в голове до следующей регулировки не получится. По закону подлости в нужный момент она не окажется под рукой.
Поэтому этот способ лучше забыть и не когда им не пользоваться. Крутить вал реже, а суеты на много больше. Клапана можно от большого изобилия информации просто перепутать. Оставим этот способ для очень умных водителей. Которые потом всё равно переделают клапана по другому. Если ММЗ для двигателя Д 240 предлагает регулировку клапанов за два оборота. То да это удобно и точно. Камаз и ЯМЗ ни чего об этом не говорят то и нечего лезть в дебри. Конструкторам виднее
Для них важно чтобы мотор ходил долго. Мотор не прощает даже мелких ошибок
Заводской способ регулировки клапанов ЯМЗ 238.
В руководстве по эксплуатации предлагается выставить поршень первого цилиндра в ВМТ в момент сжатия. Таким же образом как уже написано. Отрегулировать клапана первого цилиндра. Затем перейти на пятый цилиндр. Начать вращать коленчатый вал. Выпускной клапан первого цилиндра уже закрыт. Коромысло впускного клапана движется и в какой то момент впускной клапан закрывается и коромысло становятся неподвижным. В этот момент можно еще немного провернуть коленчатый вал. Только для того чтобы убедится в том что клапана закрыты и коромысла неподвижны.
В этом положении можно регулировать клапана
Приблизительно вал должен провернуться на 90 градусов но это не очень важно. Далее переходим на четвертый цилиндр и также проворачиваем вал до тех пор пока не закроется впускной клапан четвёртого цилиндра
После того как клапана закрылись а коромысла стали не подвижны. Регулируем клапана четвёртого цилиндра. Затем переходим на 2 цилиндр и так далее до 8 цилиндра. Кажется что не очень точно. Но на самом деле очень практично. Не нужно лазить под двигателем, искать метки маховика. Достаточно того что совместились метки на топливном насосе в момент установки поршня первого цилиндра.
Торцевые отверстия маховика для проворачивания вала
Коленчатый вал можно проворачивать за маховик при помощи воротка вставляемого в торцевые отверстия. Как это принято на Камазе. Соседние отверстия делят сектор маховика на 30 градусов. То есть если установить поршень первого цилиндра как положено в момент сжатия. И отрегулировать клапана . Следующие клапана регулируются на пятом цилиндре. Для этого необходимо провернуть маховик на три отверстия. Коленвал при этом повернётся на необходимые 90 градусов. И так через каждые три отверстия регулируем следующие цилиндры.
Все эти сбособы предполагают регулировку клапанов каждого цилиндра в отдельности. Кажется, что вы затрачиваете на это много времени. Потому что приходится постоянно прокручивать маховик. Но для этих способов достаточно только знать порядок работы цилиндров V-образного восьмицилиндрового двигателя. Его вам скажет любой профессиональный водитель. Зная порядок работы, вы смело можете регулировать клапана. Есть еще альтернативный способ регулировки клапанов за два оборота.
Резюме
Перекрыв подачу топлива, демонтировав клапанную крышку и проверив затяжку осей коромысел ГРМ, приступают к регулировке выпускного и впускного клапанов ЯМЗ 238 согласно установленного диапазона (0,25-0,3 мм):
- вращая коленвал за шкив или маховик, выставить клапаны исследуемого цилиндра в такт сжатия;
- проверить зазор, вставив щуп между качающимся рычагом и торцом клапана;
- ослабить гайку подналадочного винта;
- снова смонтировать щуп;
- вращением винта добиться рекомендуемой величины тепловой компенсации;
- зажать гайку;
- вновь проверить регулируемую величину щупом, при необходимости – повторить;
- произвести дальнейшую наладку в порядке 5-4-2-6-3-7-8;
- провернуть коленвал и вновь идентифицировать расстояние (допускается 0,20…0,35 мм);
- пустить двигатель и удостоверится в отсутствии стуков;
- установить крышки ГБЦ.
Порядок работы цилиндров двигателя ЯМЗ 238
В таком порядке работают все v-образные восьми цилиндровые двигатели. Это означает, что поршень первого цилиндра подошел в ВМТ в момент сжатия. Произошел впрыск топлива в камеру сгорания перого цилиндра Клапана первого цилиндра закрыты. И именно в этом положении на не работающем двигателе можно регулировать клапана первого цилиндра.
Следующим согласно порядка работы двигателя в работу вступит 5 цилиндр. Поршень пятого цилиндра подойдет к вмт произойдет впрыск топлива. Клапана в этот момент закроются. Это положение и будет для регулировки клапанов пятого цилиндра. Так далее. Согласно порядка будут работать остальные цилиндры. То есть необходимо подводить поршень каждого цилиндра в верхнюю мертвую точку по очереди согласно порядка работы.
Помимо этого необходимо хорошо знать расположение цилиндров в двигателе
Порядок затяжки гаек крепления головок цилиндров двигателя ЯМЗ – 238НБ
в) подтянуть все внешние резьбовые соединения;
г) отрегулировать зазоры клапанного механизма;
д) проверить и при необходимости отрегулировать установку угла опережения впрыска топлива;
е) провести технический уход № 1 со сменой масла в системе смазки и промывкой масляных фильтров;
ж) снять пломбу и вывернуть винт — ограничитель мощности (рис. 42) до упора.
Ряс. 41. Порядок затяжки гаек крепления головок цилиндров двигателя ЯМЗ – 238НБ
Рис. 42. Вывертывание винта-ограничителя мощности двигателя ЯМЗ – 238НБ
При снятии пломбы винта-ограничителя мощности руководитель хозяйства совместно с представителем отделения «Сельхозтехника» составляет акт, удостоверяющий продолжительность работы двигателя с ограниченной мощностью.
Для обеспечения надежной работы прокладок головок цилиндров необходимо проводить повторные подтяжки гаек крепления головок после первых 60, 120 и 240 часов работы двигателя с последующей регулировкой клапанных зазоров после каждой подтяжки.
После замены прокладки головки цилиндров подтяжку производить так же, как и в период обкатки, то есть через 60, 120 и 240 часов работы двигателя.
ОСОБЕННОСТИ ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Для обеспечения бесперебойной работы двигателя в зимних условиях следует своевременно заменять эксплуатационные материалы зимними сортами и при работе руководствоваться общими правилами зимней эксплуатации.
При подготовке к зимней эксплуатации необходимо:
Провести технический уход, в ходе которого тщательно проверить работу всех узлов и систем двигателя;
Промыть систему смазки и заменить летнее масло зимним;
Промыть топливный бак и заправить его зимним топливом. При заправке вместе с топливом в бак не должна попадать вода, так как это приведет к замерзанию топливопроводов и перебоям в работе двигателя. Нельзя допускать разбавления
дизельного топлива бензином, так как это может вызвать перебои в работе топливной аппаратуры из-за образования газовых пробок;
Рекомендуется утеплять топливные баки, фильтр грубой очистки топлива, топливопроводы и аккумуляторные батареи.
Если объем охлаждающей жидкости уменьшился за счет испарения, а не из-за течи, в систему охлаждения следует добавлять только дистиллированную воду.
Электропусковая система двигателей при исправных аккумуляторных батареях обеспечивает пуск без подогрева при температуре — 5°С и выше. При температурах ниже — 5°С перед пуском необходимо прогревать двигатели с помощью подогревательных устройств, одновременно следует прогреть масляный фильтр турбокомпрессора.
С целью предотвращения «разноса» двигателя в зимний период эксплуатации категорически запрещается обливать топливный насос высокого давления перед пуском горячей водой. В течение всего периода эксплуатации запрещается мойка топливного насоса водой под напором. При переходе с летнего на зимний период эксплуатации произвести смену масла в картере насоса и регуляторе.
При остановке двигателя в зимний период эксплуатации скобу кулисы регулятора оставлять в положении выключенной подачи.
При зимней эксплуатации следить, за температурой охлаждающей жидкости: при ее понижении до 70°С закрывать жалюзи, а если необходимо, утеплять капот и радиатор защитными кожухами.
Вам может быть интересно: Металлорежущий инструмент. Сверло, развертка, метчики оптом и в розницу.
голоса
Рейтинг статьи
МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ
МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д
Резьбовое соединение Момент затяжки Н·м (кгс·м)
Болты крепления крышек коренных подшипников:
– вертикальные 430–470 (43–47)
горизонтальные 100–120 (10–12) Болт крепления ступицы коленчатого вала 431–490 (44–50) Болты крепления крышек шатунов 200–220 (20–22)
Болты крепления картера маховика 100–125 (10–12,5)
Болты крепления маховика:
с пластинами стоп. под два болта 200–220 (20–22)
с пластиной под все болты 235–255 (24–26)
Видео: Замена и снятие головки блока цилиндров (Г.Б.Ц.) на автомобиле МАЗ двигатель ЯМЗ 326Скачать
Видео: Разбираем двигатель ЯМЗ-238 с комбайна ДОН 1500 БСкачать
Болты крепления кронштейна передней опоры
двигателя 90–110 (9–11)
Боты крепления верхней крышки блока
цилиндров 25–32 (2,5–3,2)
Гайки шпилек крепления головки цилиндров 240–260 (24–26)
Гайки крепления осей коромысел 120–150 (12–15)
Болт скобы крепления стартера 70–90 (7–9)
Болты крепления кронштейнов стартера 45–62 (4,5–6,2) Болты стартера с фланцевым креплением М12 98,1–122,6 (10–12,5) Гайки скоб крепления форсунок 50–62 (5–6,2)
Гайка крепления муфты опережения впрыска 130–150 (13–15) Штуцеры топливного насоса высокого давления 100–120 (10–12) Гайки распылителей форсунок 60–80 (6–8)
Штуцер форсунки 8–10 (8–10)
Гайка крепл. шестерни распределительного вала 270–300 (27–30)
Гайка крепления ведомой шестерни привода
топливною насоса 140–180 (14–18)
Резьбовые соединения муфты привода топливного насоса высокого давления:
– болты крепления пластин к ведомой
полумуфте 32–40 (3,2–4)
– остальныс 44–60 (4,4–6,0)
Резьбовое соединение Момент затяжки Н·м (кгс·м)
Гайка оси шкива натяжного устройства привода пневмокомпрессора 120–150 (12–15)
Гайка болта-натяжителя натяжного устройства
привода компрессора 10–20 (1–2)
Гайки регулировочных винтов коромысел 44–56 (4,4–5,6)
Болты крепления масляного насоса 90–100 (9–10)
Пробка сливная масляного картера 140–160 (14–16)
Болты крепления топливного насоса высокого
давления 28–36 (2,8–3,6)
Гайки топливопроводов высокого давления 18–25 (1,8–2,5)
Болты крепления турбокомпрессора 36–44 (3,6–4,4)
Болты крепления выпускных коллекторов 36–44 (3,6–4,4)
Болты крепления топливопроводов низкого давления:
Видео: Головка блока цилиндров | Переборка двигателя ЯМЗ 238ДЕ2 на тягаче МАЗ Часть 3Скачать
Видео: Замена прокладки ГБЦ на ЯМЗ-236Скачать
Болты крепления картера сцепления к картеру коробки передач
Болты крепления картера сцепления к картеру
маховика М12 70–80 (7–8)
Болты крепления проставки к картеру
основной коробки 123–157 (12,5–16)
Болты крепления картера демультипликатора к проставке:
Болты крепления верхней крышки картера основной коробки
Оси вилки переключения демультипликатора 118–128 (12–13)
Болты крепления крышки первичного вала 23,5–35 (2,4–3,6)
Болты крепления муфты зубчатой низшего
диапазона к проставке 49–55 (5–5,6)
Болт крепления фланца выходного вала 431–490 (44–50)
Регулировка клапанов двигателя ЯМЗ-238
Теперь, опишу сам порядок регулировки, который у меня выработался. Первым делом, ставим машину на ровное чистое место и достаем инструмент. Поднимаем кабину и откручиваем клапанные крышки клапанов. Бывает, некоторые болты с барашками не хотят откручиваться от руки, тогда берем газовый ключ или большой рожковый ключ. Мне при такой проблеме, хорошо помогал ступичный трубчатый ключ на 55, который шел в комплекте инструмента на автомобиль.
Далее, берем накидной ключ на 30 с усилителем и залазим под переднюю часть автомобиля. Если клапана на машине регулируются в первый раз, то берем с собой еще и трехгранный напильник.
Порядок нумерации цилиндров двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238
Ищем метку впрыска 1-го цилиндра на шкиве коленчатого вала и на передней части шкива обращенной к радиатору, запиливаем риску напротив метки 1-го цилиндра.
Затем, делаем еще одну метку диаметрально напротив первой, а также под 90 градусов к первым двум меткам, ставим еще две метки. Таким образом, мы делим шкив на четыре части под углом 90 градусов.
Теперь, приступаем к выставлению первой заводской метки под 18 градусов и это место на передней плите, следует отчеркнуть хотя бы мелом, т.к. оно еще пригодится.
Вылазим из под машины и проверяем не зажаты ли клапана 1-го цилиндра. Также, убедиться в этом можно по метке топливного насоса, тогда станет понятно, точно ли мы прокрутили двигатель и впрыск находится на 1-ом цилиндре.
Сначала, я тоже так делал и если оказывалось, что впрыск на 6-ом цилиндре, то опять залазил под машину, прокручивал двигатель еще на один оборот и начинал регулировку с 1-го цилиндра в порядке работы двигателя 1-5-4-2-6-3-7-8
Отрегулировав оба клапана на 1-ом цилиндре, залазим под машину и прокручиваем коленвал так, чтобы вторая риска на шкиве оказалась напротив метки впрыска 1-го цилиндра на блоке. Таким образом, мы повернули коленвал ровно на 90 градусов и можно переходить на левый ряд цилиндров и регулировать следующий по порядку 5-ый цилиндр.
Затем, опять лезем под двигатель, крутим коленвал еще на 90 градусов до совпадения меток и регулируем клапана 4-го цилиндра на правой стороне двигателя. Далее, просто повторяем процесс для всех оставшихся цилиндров в соответствии с порядком работы мотора.
Подведем итог
Перед проведением работ по настройке ГРМ топливо не должно поступать в двигатель. Насос перекрывается посредством специального рычага. Далее стоит убедиться, что бы оси коромысел были крепко зафиксированы. После этого осуществляем настройку согласно имеющимся правилам:
- Коленвал проворачивается за маховик. Регулировка производится в момент сжатия для каждого цилиндра.
- Щуп должен иметь соответствующий размер и входить между деталями без усилий.
- Для получения необходимого зазора проворачиваем винт.
- Достигнув оптимального зазора производим затяжку гайки.
- Проводим повторную операцию по контролю зазоров тем же методом.
- Чтобы окончательно убедиться в точности настройки механизма, нужно провернуть коленвал и проверить зазоры на нескольких цилиндрах.
- Открываем топливный насос для подачи горючего в цилиндры.
- Запускаем мотор и слушаем его работу. Отсутствие посторонних шумов свидетельствует о правильности настройки.
- Устанавливаем крышку ГБЦ на место.