Зил 130 / 131

Цветная электрическая схема электрооборудования зил 131 и 130 с описанием проводов

Схема электропроводки ЗИЛ 131, замена проводки своими руками: инструкция, фото и видео

Армейская версия многоцелевого грузового ЗИЛ 131 приступила к несению военной службы с 1966 года. Многие экземпляры и по сей день исправно работают, и не только на своих боевых постах, но и в хозяйстве многих предприятий и организации России.

Вот он – герой нашей статьи

Модификации

Автомобиль в неизменном виде продержался на конвейере до 1986 года, когда в планах автозавода появился:

  1. ЗИЛ 131Н – модернизированный вариант с карбюраторным двигателем;
  2. ЗИЛ 131Н1 (Н2) с дизельными двигателями;
  3. ЗИЛ 131А – с обычной схемой проводки (неэкранированной) для гражданских заказчиков.

Узнайте также все нюансы схемы электропроводки Нива Шевроле.

Особенности электрооборудования

Помимо высоких внедорожных качеств, которыми наделен «сто тридцать первый», есть особенности конструкции, ранее не применявшиеся в отечественном автомобилестроении:

  1. Бензиновый 8-ми цилиндровый 16-ти клапанный двигатель;
  2. Бесконтактная система зажигания с электронным коммутатором;
  3. Автомобильный генератор переменного тока увеличенной мощности;
  4. Экранированная герметичная электропроводка ЗИЛ 131.

Фото: цветная обучающая инструкция – зажигание и его основные узла

Бесконтактная система зажигания

На автомобилях ЗИЛ 131 впервые применили бесконтактную систему зажигания, отличавшуюся от традиционной улучшенными параметрами искрообразования:

  1. В контактной системе постоянный ток от аккумулятора проходит через первичную обмотку катушки зажигания;

В бесконтактной – в цепи между АКБ и катушкой подключается конденсатор;
Он накапливает высокое напряжение, заряжаясь электронной схемой.

В свою очередь, электронная схема состоит из:

  1. преобразователя напряжения, заряжающего накопительный конденсатор;
  2. электронного ключа, подключающего данный конденсатор к катушке зажигания.

Конструкторы предусмотрели регулировку узлов своими руками

Особенности и недостатки бесконтактной системы

Недостатком бесконтактной системы в те годы являлся дефицит электронных компонентов и их надежность при многолетнем использовании в суровых условиях.

Применительно к ЗИЛ 131:

  1. проводка ЗИЛ 131 выполнялась экранированной, однако ее качество оставляло желать лучшего;
  2. на автомобилях первых лет выпуска не удавалось обеспечить длительность импульса конденсаторов;
  3. конструктивная сложность применяемых тиристоров и транзисторов требовала дополнительного обучения автомехаников и водителей.

https://youtube.com/watch?v=h8uhNvVhtEI

Выводы

Надеемся, что представленные в статье схемы основных систем и видео помогут вам в обслуживании транспортного средства. А автомобиль выполнит все возложенные на него задачи.

Разбирайтесь также в тонкостях проводки ВАЗ 2109 (мастер-класс под капотом).

СИНХРОНИЗАТОР

Синхронизаторы обеспечивают бесшумность при включении. Разница в частоте вращения муфты синхронизатора и включении шестерни выравнивается плавно благодаря возникающей между ними силе трения. Механизм переключения КПП имеет фиксирующее устройство оно удерживает стержни переключения в требуемом положении.

Синхронизатор ЗИЛ-130

Синхронизатор автобусов ЛАЗ-695, ЛАЗ-697 и автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 132) работает следующим образом.

При перемещении муфты 11 влево с помощью вилки переключения коническое бронзовое кольцо передвинется вместе с ней и прижмется к конической поверхности шестерни 1. Конические кольца 7 и муфта ]] связаны между собой не жестко, а через три фиксирующих пальца 5 с шариками и пружиной. Шестерня 1 и кольца 7 вращаются с разной окружной скоростью. До тех пор, пока за счет силы трения эти скорости не сравняются, муфта 11 будет смещаться (рис. 132, б).

Синхронизатор ЗИЛ-130

Оба бронзовых кольца 7 жестко связаны друг с другом при помощи пальцев 12. Муфта 11 будет передвигаться до того момента, пока коническая поверхность 10 муфты не упрется в коническую поверхность 9 пальца (рис. 132, а и г). Когда же скорости колец 7 синхронизатора и конуса шестерни 1 выравняются, палец 12 расположится по центру отверстия муфты 11, блокирующие конические поверхности разъединятся (рис. 132, в и д), и муфта продолжит свое смещение. Ее наружные зубья 13 войдут в зацепление с внутренними зубьями шестерни вала 1, которая, таким образом, соединится с помощью синхронизатора с ведомым валом 14.

Технические параметры детали

Устройства такого типа характеризуются следующими техническими параметрами:

Габариты определяются такими размерами: 32 на 18 и на 15

Такие показатели гарантируют расположение устройства без помех или неудобств доступа к нему или соседним деталям.
Стартер общим весом 9 килограмм 200 грамм можно без проблем и больших усилий перемещать, снимать и монтировать обратно к узлам машины.
Напряжение, которое потребуется для работы механизма составляет 12 В.
Для корректной и безотказной эксплуатации стартера такой модели важно обеспечить машину аккумулятором с минимальными параметрами емкости — 90 Ач.
Удерживающая обмотка обеспечивает показатели 11 ампер.
В комплекте предусматривается наличие 3-х миллиметровой шестерни.
Приводная шестерня стартера имеет 9 одинаковых зубьев для надежной и прочной сцепки с другими сопутствующими деталями.. Преимуществами и отличительными чертами стартера ЗИЛа 130 станут такие основные моменты: надежный и долговечный металлический корпус обеспечивает долговечность устройства и его компактные габариты

Проверенный редукторный механизм — это гарантия большого коэффициента производительности, что является важным условием хорошей, комфортной эксплуатации автомобиля

Преимуществами и отличительными чертами стартера ЗИЛа 130 станут такие основные моменты: надежный и долговечный металлический корпус обеспечивает долговечность устройства и его компактные габариты. Проверенный редукторный механизм — это гарантия большого коэффициента производительности, что является важным условием хорошей, комфортной эксплуатации автомобиля.

Устройство сохраняет свою работоспособность и отлично выполняет функции даже в условиях падения показателей пускового тока в аккумуляторе автомобиля.

Политика модификаций

Имея столь серьезную поддержку и признание, автозавод с 1967 года получил заказы на модификацию ЗИЛ 130. Особо следует выделить 2 направления:

  1. Выпуск моделей, способных нести службу в Заполярье (при температуре ниже -45С). Эти автомобили производились для осваивания месторождений в Сибири и на Дальнем востоке;
  2. Выпуск моделей, предназначенных для работы в тропиках (при 100% влажности). Их производили для зарубежных стран, которым помогало советское правительство.

Фото плаката 60-х: ЗИЛ-130 в тропическом исполнении

Модификация ЗИЛ 130С

В 70-е годы в Сибири были открыты многие месторождения полезных ископаемых. Цена добычи была низкой, и для их разработки требовались грузовые автомобили, способные работать в суровых климатических условиях.

Для Севера инструкция ЗИЛа предусматривала оранжевый цвет – для большей заметности во время снегопадов

О том, с какими трудностями сталкивались автомобили в условиях Крайнего Севера, вы можете судить по видео, представленному в нашей статье. Это черно-белая копия, воссозданная из архивных материалов Завода имени Лихачева, наглядно демонстрирует возможности грузового автомобиля ЗИЛ 130 С.

Тематическое видео смотрите в конце статьи.

Среди комплектации ЗИЛ 130С (Сибирь) следует отметить особенности электрооборудования:

  1. Предпусковой обогреватель с автономным источником питания;
  2. Кабина с двойным остеклением и дополнительным автономным отопителем, оснащенным электрическим вентилятором повышенной мощности;
  3. Противотуманные фары и прожектор-искатель с управлением из кабины;
  4. Два независимых бензобака с указателем уровня топлива на приборной панели;
  5. Указатель температуры электролита аккумуляторной батареи.

Предпусковой обогреватель обеспечивал запуск двигателя при отрицательных температурах

Специальные версии

Также грузовые модификации различались по заказчикам:

  1. Для министерства обороны (МО);
  2. Для аварийно-спасательных служб (в основном пожарных);
  3. Для гражданских предприятий.

В частности, для армейских нужд автозавод приступил к выпуску автомобиля ЗИЛ-130Е, на который:

  1. устанавливалась экранированная электропроводка ЗИЛ 130;
  2. генератор переменного тока Г-51 (450 Вт мощности и силой тока 40А);
  3. реле-регулятор напряжения РР-51;
  4. прерыватель-распределитель зажигания Р-102;
  5. высоковольтная катушка зажигания Б-102Б;
  6. электрический стартер СТ-2;
  7. свечи зажигания СН-307.

Памятник на территории Управления МЧС в Белгороде, установленный своими руками

Особенности электрооборудования

На автомобиле использовалась традиционная для отечественного автопрома:

  1. Однопроводная схема, где роль второго провода выполняет металлический кузов автомобиля;
  2. Все электрооборудование рассчитано на напряжение 12 В;
  3. Стартер работает от напряжения 24 В (для этого устанавливается второй аккумулятор);
  4. Основные цепи защищены плавкими предохранителями;
  5. В качестве основы согласно унификации деталей использовалась электропроводка ЗИЛ 4331 – преемника ЗИЛ 130.

Заводская инструкция указывала каталожные индексы применяемых деталей

Особенности проводки кабины

Унаследовав от «больших» собратьев высокую кабину, конструкторами без особых изменений была задействована и внутрисалонная схема проводки ЗИЛ Бычок.

Это позволило:

  1. удешевить расходы на сборку;
  2. а для потребителей – предложена приемлемая цена на «развозной» городской грузовик.

Фото кабины, унифицированной со старшими моделями прошлых лет

Старая кабина унаследовала и некоторые «особенности» предшественника.

В связи с чем, эксплуатирующие данный автомобиль владельцы вынуждены были своими руками дорабатывать недочеты, а именно:

  1. мощности электрического насоса омывателя не хватало, поскольку вода вначале подавалась на правую щетку, затем на среднюю и только потом на щетку стеклоочистителя со стороны водителя;
  2. дополнительная врезка в капот двух распылителей решала проблему.

Панель приборов

Основные трудности в эксплуатации возникают в работе:

  1. замка зажигания;
  2. выключателя массы (расположен за аккумуляторным ящиком).

В панели приборов использовалась модернизированная проводка ЗИЛ 4331

Технические параметры детали

Устройства такого типа характеризуются следующими техническими параметрами:

Габариты определяются такими размерами: 32 на 18 и на 15

Такие показатели гарантируют расположение устройства без помех или неудобств доступа к нему или соседним деталям.
Стартер общим весом 9 килограмм 200 грамм можно без проблем и больших усилий перемещать, снимать и монтировать обратно к узлам машины.
Напряжение, которое потребуется для работы механизма составляет 12 В.
Для корректной и безотказной эксплуатации стартера такой модели важно обеспечить машину аккумулятором с минимальными параметрами емкости — 90 Ач.
Удерживающая обмотка обеспечивает показатели 11 ампер.
В комплекте предусматривается наличие 3-х миллиметровой шестерни.
Приводная шестерня стартера имеет 9 одинаковых зубьев для надежной и прочной сцепки с другими сопутствующими деталями.. Преимуществами и отличительными чертами стартера ЗИЛа 130 станут такие основные моменты: надежный и долговечный металлический корпус обеспечивает долговечность устройства и его компактные габариты

Проверенный редукторный механизм — это гарантия большого коэффициента производительности, что является важным условием хорошей, комфортной эксплуатации автомобиля

Преимуществами и отличительными чертами стартера ЗИЛа 130 станут такие основные моменты: надежный и долговечный металлический корпус обеспечивает долговечность устройства и его компактные габариты. Проверенный редукторный механизм — это гарантия большого коэффициента производительности, что является важным условием хорошей, комфортной эксплуатации автомобиля.

Устройство сохраняет свою работоспособность и отлично выполняет функции даже в условиях падения показателей пускового тока в аккумуляторе автомобиля.

История и назначение грузовика

В середине 1950-х годов на заводе имени Лихачева начались работы по созданию полноприводного грузового автомобиля для армии. Вместе с разработкой ЗИС 157 специалисты пытались сконструировать принципиально новую машину. Большинство идей, используемых для техники, ранее уже были реализованы и успешно зарекомендовали себя. При этом автомобиль имел и ряд явных недостатков. В 1956 году разработчики представили опытный грузовик ЗИС 131, унифицированный с моделью ЗИС 130.

Предприятие в тот период испытывало определенные трудности с выпуском деталей и узлов, не являющихся серийными, потому в 1958 году была представлена переходная версия ЗИЛ 165. По техническим характеристикам и конструкции автомобиль был похож на опытный вариант. Однако тестирование показало большое количество недоработок в конструкции продукта. В итоге на заводе решили остановить дальнейшее развитие модели и направить все силы на доработку ЗИЛ 131. С этого момента автомобиль начали усовершенствовать. В 1959 году были проведены испытания опытной партии грузовиков, после чего ожидалось открытие массовой сборки, но различные трудности не позволили сделать это.

В 1960 году предприятие выпустило модель ЗИЛ 132 с более высокой проходимостью, но в серию она не пошла. В 1964 году на заводе началось глобальное обновление производственной программы. Изменения затронули внутреннее содержание и внешность грузовиков. Модернизация коснулась и ЗИЛ 131. Изначально модель предполагалось унифицировать с ЗИЛ 130, но военные представители подобные попытки пресекли. С витиеватой облицовкой радиатора и дутыми передними крыльями в полевых условиях было бы очень тяжело.

Первая серийная партия ЗИЛ 131 была выпущена в 1967 году. За 8 лет инженеры существенно доработали автомобиль, сделав его достойной заменой ЗИЛ 157. По уровню комфорта, грузоподъемности, проходимости и скорости он заметно превосходил предшественника. В 1974 году продукт удостоился Государственного знака качества.

В первоначальной вариации модель просуществовала почти 20 лет. В 1986 году завод имени Лихачева показал ее модернизированный вариант – ЗИЛ 131Н. Автомобиль выпускался с дизельными и (модификации ЗИЛ 131Н1 и ЗИЛ 131Н2) и бензиновыми (модификация ЗИЛ 131Н) моторами. Спустя год производство модели началось на Уральском автозаводе.

Помимо базового исполнения, у грузовика существовали основные модификации. Среди них:

  • ЗИЛ 131А – версия с неэкранированным негерметичным электрооборудованием;
  • ЗИЛ 131В – седельный тягач. На его основе выпускался автопоезд ЗИЛ 137, состоящий из седельного тягача и 10-тонного прицепа;
  • ЗИЛ 131С – автомобиль для холодного климата.

Большое распространение получили шасси ЗИЛ 131, которые использовались для монтажа оборудования. На базе автомобиля производились маслозаправщики, топливозаправщики, автоцистерны, версии с кузовами-фургонами, специальные автомобили повышенной массы, автомастерские и другие виды техники.

В Москве выпуск ЗИЛ 131 был завершен в 1994 году. В модельном ряду бренда его заменил ЗИЛ 4334. Однако на Уральском автозаводе производство грузовика продолжалось. Формально оно завершилось только в 2002 году. При этом Уральский автозавод продолжил выпускать модель АМУР 521320, которая была полноценным аналогом ЗИЛ 131Н.

Внешний вид

Схема электрооборудования зил 131 цветная с описанием Грузовой автомобиль ЗИЛ-45065, как и многие его другие аналоги, построенные на базе модификаций ЗИЛ-4331, обладает угловатыми и четкими очертаниями. Спереди установлен металлический бампер с интегрированными приборами головного освещения и указателями поворотов. В центральной части бампера имеются две прорези.

Крылья и капот соединены в один элемент. Передняя часть этой конструкции имеет радиаторную решетку, в центре которой расположена эмблема ЗИЛ.

Сбоку грузовик мало чем отличается от других моделей. Здесь также присутствуют широко вынесенные зеркала заднего вида, окна с форточкой, небольшие поручни, а также по одной подножке на каждой стороне, которая окрашена в черный цвет.

ЗИЛ ЗИЛ 131 Схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-131Н и седельного

114-3733024 Реле электромагнита типа РС523 в сборе Поиск по номеру
130-3721062 Устройство контактное с крышкой в сборе Поиск по номеру
130-3722105 Предохранитель 6А Поиск по номеру
130-3722210 Предохранитель 7,5А Поиск по номеру
130Т-3704010-А Выключатель зажигания типа ВК350 в сборе Поиск по номеру
130Т-3708110-А Реле включения стартера типа РС502 в сборе Поиск по номеру
130Т-3709010 Переключатель света центральный типа П44-А в сборе Поиск по номеру
130Т-3709060-20 Переключатель указателей поворота типа П105А-01 Поиск по номеру
130Т-3714010-Б Плафон кабины типа ПК201 в сборе Поиск по номеру
130Т-3715010-А1 Лампа переносная типа ПЛТ67-А в сборе Поиск по номеру
130Т-3715060-А Лампа подкапотная типа ПД308-А в сборе Поиск по номеру
130Т-3721020-02 Сигнал звуковой типа С311-01 в сборе Поиск по номеру
130Т-3723043 Панель соединительная четырехконтактная типа ПС2-А2 в сборе Поиск по номеру
130Т-3726038 Фонарь сигнальный типа УП101 в сборе Поиск по номеру
130Т-3730010 Электродвигатель отопителя типа 192.3730 в сборе (35 Вт) Поиск по номеру
130Т-3730166 Сопротивление электродвигателя дополнительное типа СЭ300 в сборе Поиск по номеру
130Т-3803021 Контрольная лампа типа ПД20-Е Поиск по номеру
130Т-3806040-01 Датчик указателя уровня топлива типа БМ117-Д-Т в сборе Поиск по номеру
130Т-3808012 Датчик указателя температуры воды типа ТМ-100-В в сборе Поиск по номеру
130Т-3808014 Датчик лампы перегрева воды в радиаторе типа ТМ-102 в сборе Поиск по номеру
131-3702010-11 Реле-регулятор типа РР132А в сборе Поиск по номеру
131-3703010-А Аккумуляторная батарея типа 6СТ-90ЭМ (с электролитом) в сборе Поиск по номеру
131-3703140 Выключатель массы аккумуляторной батареи типа ВК318-Б Поиск по номеру
131-3705050-Б Резистор цепи катушки зажигания СЭ326 Поиск по номеру
131-3706010-20 Датчик-распределитель 43.3706 в сборе Поиск по номеру
131-3707010 Свеча зажигания типа СН307-В в сборе Поиск по номеру
131-3708010-01 Стартер типа СТ2А в сборе Поиск по номеру
131-3709036 Переключатель света фар ножной типа П53 Поиск по номеру
131-3710136-Б Выключатель типа ВК-403 в сборе Поиск по номеру
131-3710142 Выключатель типа ВК38-Б в сборе Поиск по номеру
131-3710600-01 Выключатель управления реле типа 4607.3710 в сборе Поиск по номеру
131-3711010-А Фара типа ФГ122П в сборе Поиск по номеру
131-3712010-Б Фонарь передний типа ПФ133А в сборе Поиск по номеру
131-3713230-Б Патроны ламп освещения приборов с проводами типа ПП126-К в сборе Поиск по номеру
131-3714320 Фонарь освещения кабины типа ФП12-Б в сборе Поиск по номеру
131-3715020 Штепсельная розетка типа ПС400 в сборе Поиск по номеру
131-3716010-Б Фонарь задний типа ФП133А Поиск по номеру
131-3717010 Фонарь освещения номерного знака типа ФП134 в сборе Поиск по номеру
131-3720010-А2 Выключатель сигнала торможения типа ВК13-Б в сборе Поиск по номеру
131-3721300-А Сигнал-зуммер типа С205-Б в сборе Поиск по номеру
131-3727012-А Фара-прожектор типа 17.3711 с рукояткой в сборе Поиск по номеру
131-3733010 Электромагнит привода воздушного клапана типа РС326 в сборе Поиск по номеру
131-3734010 Коммутатор транзисторный типа ТК200 в сборе Поиск по номеру
131-3734012 Вибратор аварийный типа РС 351 в сборе Поиск по номеру
131-3810090-Б Манометр давления воздуха в шинах типа МД223-Б в сборе Поиск по номеру
131-7904044 Фильтр конденсаторный типа ФР132 Поиск по номеру
150Ю-3713240 Патрон контрольной лампы Поиск по номеру
150Ю-3713300 Переключатель типа П20-А2 в сборе Поиск по номеру
150Ю-3715020 Штепсельная розетка типа 47К в сборе Поиск по номеру
150Ю-3722150 Предохранитель термобиметаллический типа ПР2-Б Поиск по номеру
150Ю-3723032 Панель соединительная трехконтактная типа ПС1-А2 в сборе (для моделей 131Н и 131НА с односкоростной коробкой отбора мощности) Поиск по номеру
150Ю-3723076 Панель двухконтактная типа ПС4-А2 в сборе Поиск по номеру
152Ю1-7904030 Фильтр радиопомех цепи катушки зажигания типа ФР82-Ф в сборе Поиск по номеру
155Ю-3713300 Выключатель типа ВК26-А2 в сборе Поиск по номеру
157Г-7904200 Конденсатор электродвигателя отопителя типа КБП-С 125-40-1 +/-20% Поиск по номеру
157КЮ-3730020 Электродвигатель вентилятора типа МЭ11 в сборе Поиск по номеру
164Ю-3716110 Розетка штепсельная прицепа типа ПС300А-100 в сборе Поиск по номеру
164Ю-3723079 Панель соединительная пятиконтактная типа ПС5 в сборе Поиск по номеру
164Ю-3726026 Прерыватель указателей поворота типа РС57 в сборе Поиск по номеру
164Ю-3803025 Контрольная лампа указателей поворота типа ПД20-Д Поиск по номеру
375-3701010 Генератор типа Г287Б в сборе

banga.ua

Исторический экскурс

Вполне логично, что прошлые наработки завода, а именно комплектующие от тяжелых грузовых авто решено было максимально унифицировать с новым классом:

  1. На ЗИЛ 5301 устанавливалась кабина типа 4331;
  2. В трансмиссии использовалась коробка передач от ЗИЛ 130.

За 1995 год была изготовлена опытно-промышленная партия из 200 авто, которая приступила к полноценным натурным испытаниям, а видео о новой модели тут же облетела все новостные телеканалы страны:

  1. По итогам года результат обкатки признан успешным;
  2. Концепция «мерседесовского шасси» одобрена в качестве платформы;
  3. Базовой моделью фургона стал ЗИЛ-5301 с трехсекционным кузовом объемом 15,5 м. куб.;
  4. Серия ЗИЛ 5301 получила собственное имя «Бычок», из-за кабины с высоким расположением фар, напоминавшим очертания животного;
  5. За 1996 год выпуск «Бычков» составил 1350 автомобилей.


Конструкторы пытались максимально унифицировать детали нового грузовика

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электрон-Авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: