На каких перекрёстках обгон разрешён и запрещён? обзор пдд

Что сказано в ПДД

Изначально под самим понятием обгона подразумевается особый маневр водителя на транспортном средстве, при исполнении которого происходит выезд на полосу встречного движения, а впоследствии его возвращение в ранее занимаемую полосу, но уже впереди упомянутого авто.

Стоит помнить и о том, что по факту нет чёткого упоминания, должны ли присутствовать в этот момент на трассе иные транспортные средства. Например, можно даже обгонять какое-либо статическое препятствие: любые места происшествия, выбоины, преграды и иные объекты.

Главное условие здесь – необходимо осуществить выезд на встречную полосу, особенно в тех местах, когда действия полностью запрещены действующими ПДД 2020 года.

Виды опережения авто

Большинство владельцев автомобиля (независимо от своего опыта вождения) думают, что «опережение» и «обгон» — практически одно и то же, поскольку речь идёт о выполнении очень похожих маневров с единой целью перестройки на пути. Но на деле всё-таки существуют некоторые важные отличия в теории и для начала:

  • обгон подразумевает, что нужно выехать на встречную полосу, а вот при опережении этого не требуется делать;
  • нарушение условий опережения по правой стороне не чревато штрафом, а при неправильном обгоне наказание регламентируется ст. 12 КоАП РФ;
  • перестройка справа иногда допустима только с левой стороны, а вот опережение разрешено по обеим линиям;
  • обгон включает достаточное количество запретов, а для опережения только одно – запрещенные участки для маневров.

Поэтому водители не должны путать обгон и опережение с перестройкой в другую сторону движения – по сути это совершенно разные траектории движения на дороге. К тому же бывает всего 2 вида опережения, которые разрешены правилами: без изменения полосы (через увеличения скорости) и с выездом на соседнюю полосу (без выезда на встречную).

Различия обгона и опережения

Если разбираться с сухой теории, то обгон в принципе нельзя совершать с правой стороны, исходя из самого понятия по ПДД. Понять, в чём именно заключается ошибка многих автолюбителей, употребляющих словосочетание «обгон справа», следует тщательно изучить оба термина:

  1. Опережение – это движение без выхода на встречную сторону с более высокой скоростью, чем у соседнего транспорта на той же полосе движения.
  2. Обгон – это опережение машины с выездом на встречную полосу. Перестраиваться так не всегда запрещено, но это является наиболее опасным маневром, поэтому на некоторых зонах совершать его недопустимо.

В итоге получается, что под «обгоном справа» многие водители подразумевают именно опережение, ведь в России принято правостороннее движение и получается, что обгонять другие автомобили можно лишь с левой стороны.

https://youtube.com/watch?v=SrqflXU15iM

https://youtube.com/watch?v=fnL_d8avt_Y

Когда разрешается обгонять?

Двухполосные и трехполосные автодороги, разделенные прерывистой чертой, позволяют обгонять соседние автомобили. Для быстроты маневра советуется прибавлять скорость во избежание транспортного происшествия. Многие водители успешно практикуют опережение и перестроение вправо на соседнюю полосу. Правила ДД умалчивают о том, разрешен ли обгон справа, но опережать и перестраиваться можно вполне легально.

Проще говоря, справа допускаются обгонные действия только при соблюдении следующих моментов:

Возникла острая необходимость (срочное оказание медицинской помощи, предотвращение ДТП и другие веские причины).
Отсутствие машин, движущихся навстречу.
Отсутствие спереди и сзади движущихся автомобилей, которые подают сигнал опережения.
Дорожные разметки позволяют маневрировать.
Отсутствуют запрещающие знаки, пешеходные переходы, перекрестки, припаркованные машины, автобусные остановки и сложные участки дорог.
Дорожная магистраль хорошо просматривается.
Погодные условия не влияют на состояние дорожного полотна и грунта обочины.
Важно соблюдать дистанцию между автомобилями.
Когда обгон подходит к завершению, необходима полная уверенность шофера в безаварийном заезде на ранее занимаемую позицию.

Первый пункт списка не просто так возглавляет нижеследующие условия. Чтобы не оплачивать штраф за обгон справа, инспектору ДТС придется приводить весомые аргументы, объясняющие причину ваших неправомерных действий.

Что делать, когда обгоняют меня

Каким бы образом не совершал маневр другой водитель — даже с нарушением Правил, вы должны знать, какие действия запрещены, если вас обгоняют.

Инициатор маневра должен удостовериться, что дорога свободна, нет выездов из дворов, парковок и других потенциальных источников внезапного возникновения других ТС. Нужно осмотреть дорогу на предмет разметки и знаков, которые могут запрещать маневр или предупреждать о приближении к пешеходному переходу, эстакаде, туннелю и пр.

А тот, кого обгоняют, обязан сохранять заданную скорость и направление, не препятствовать маневру и при необходимости уступить другому водителю для возвращения в свой ряд. Создание препятствий в осуществлении маневра недопустимо.

Различия меду обгоном и опережением

Согласно новым правилам обгон рассматривается как опережение машины по встречной полосе, после чего водитель возвращается на свою полосу. Опережение понимается как езда, в ходе которой машина обгоняет другое авто, при этом, не выезжая на полосу, отведенную для встречного движения. Если осуществляется выезд из полосы или ряда, который занимал автомобиль, при этом направление движения сохраняется, то осуществляется перестроение. Опережать автомобиль можно почти в любой момент времени, при этом для обгона предусмотрена масса ограничений.

Опережать и обгонять ТС запрещается:

  • на пешеходном переходе;
  • переезде ж/д транспорта;
  • регулируемых и нерегулируемых перекрестках;
  • в тоннелях, эстакадах;
  • на подъеме;
  • на участках, где видимость плохая.

ПДД гласят:

  • опережение с правой стороны разрешается;
  • обгонять автомобиль безрельсового типа разрешено только с левой стороны;
  • обгон справа, равно как обгон по обочинам – запрещается;
  • если выполняется обгон справа, как перестроение на правую сторону для продолжения движения, при условии, что она относится к участку дороги, где двигаются авто в одном направлении и при опережении машины – разрешается.

12 июля 2017 года в законодательство были внесены коррективы, согласно которым введены новые правила относительно обгона транспортного средства. закрепляется, что при передвижении по дороге, которая обладает двусторонним типом движения, не разрешается продолжать движение по встречной полосе, когда полосы разделены при помощи разделительной полосы, трамвайной линией и прерывистой линией.

В каких местах запрещен обгон?

Выполнять маневр не разрешено:

  • нельзя совершать объезд на нерегулируемых и регулируемых перекрестках, если автолюбитель совершает передвижение не по главной, а по второстепенной дороге;
  • на железнодорожных переездах. При этом не обходимо учитывать, что маневр запрещено делать на расстоянии 0,1 километрадо этого объекта и после него;
  • в тоннелях различного вида и протяженности, на эстакадах, объектах ИССО, и т.д.;
  • в зонах, предназначенных для пешеходов, независимо от присутствия на них граждан;
  • на вершине подъема и на участках магистрали, где наблюдаются определенные ограничения видимости.

Действующие правила запрещают маневрировать, если есть соответствующая разметка посередине трассы – одиночная или двойная сплошная.

Обозначающие знаки

Выполнять обгон не допускается в зоне действия  знака с изображением черного и красного автомобиля «Обгон запрещен», «Обгон грузовым автомобилям запрещен». Такие знаки устанавливают по ходу движения справа на высоте 1,5-4 м от дорожного покрытия, чтобы их было видно издалека. Знак повторяют после пересечения второстепенной и главной дороги.

Дорожный знак «Обгон запрещен» работает вместе с разметкой, которая не разрешает выезд на встречную полосу. Разметка может действовать отдельно от знака и наоборот.

Знак действует от точки установки и дальше на отрезках дорог:

  • До знака «Конец зоны запрещения обгона» или «Конец зоны всех ограничений»;
  • До ближайшего перекрестка. При этом, въезд на прилегающую территорию перекрестком не считается;
  • До конца населенного пункта, если перекрестков нет;
  • На протяжении расстояния, указанного в пояснительной табличке под знаком «Обгон запрещен», если таковая была.

Чем опережение отличается от обгона, когда оно запрещено и за что можно получить штраф

Недавно мы разобрались с тем, что такое обгон и в каких случаях он разрешен, а в каких запрещен. Сегодня мы прольем свет на другую ситуацию – опережение: для него ограничений в ПДД установлено меньше, но есть и важные нюансы. Более того, даже при опережении можно нарушить правила и получить штраф. Разбираемся во всем по порядку.

Определение опережения очень простое: это движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. Важнейшее отличие опережения от обгона состоит в том, что обгон – это опережение, связанное с выездом на встречную полосу, а простое опережение осуществляется без выезда на встречку.

Прямого запрета на опережение в конкретной ситуации в ПДД нет – то есть на опережение не распространяются запреты, действующие для обгона: опережать можно и на перекрестках, в тоннелях, на поворотах и так далее, поскольку водитель движется по своей полосе движения и нет риска появления на ней встречного автомобиля. Несомненно, помимо правил стоит учитывать и конкретные дорожные условия: к примеру, опасный поворот в условиях ограниченной видимости (туман, дождь, снег) или в гололед – не лучшее место для опережения, пусть оно и не противоречит правилам.

Однако в ПДД есть отдельный пункт 11.5, касающийся именно правил опережения: он гласит, что опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 ПДД. Пункт 14.2, в свою очередь, устанавливает, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость, а продолжать движение разрешено, только пропустив пешеходов. Поэтому, даже двигаясь по своей полосе, нужно следить за дорожной обстановкой и помнить одно из ключевых правил: если автомобили впереди начали торможение, вы тоже должны замедлиться, чтобы понять, что происходит.

Когда-то в ПДД не было понятия «опережение», и это породило такое словосочетание, как «обгон справа», которое вдобавок обросло мифами. Имея в виду действующие правила, стоит понимать, что понятия «обгон справа» не существует, поскольку встречная полоса там располагаться не может, а соответствующий маневр называется «опережение справа». При этом прямого запрета на опережение справа в ПДД нет: если дорога имеет больше одной полосы движения в одном направлении, вы движетесь в левой полосе, и автомобиль перед вами начал замедляться (например, для поворота налево), то вы имеете полное право перестроиться в правую полосу и опередить его, соблюдая правила маневрирования. То же самое касается ситуаций, когда водитель в нарушение ПДД движется по левой полосе при свободной правой, а вы, совершая опережение, догнали его: в этой ситуации можно вернуться в положенный правый ряд, опередить попутную машину (без превышения скорости) и продолжить движение в правом ряду.

Однако есть и ситуации, в которых опережение справа будет незаконным: они связаны с выездом на обочину, велосипедные и пешеходные дорожки либо тротуары. Такой маневр хоть и является опережением, но фактически остается прежде всего нарушением ПДД.

Из рассказанного выше становится понятно, что нарушение правил опережения может спровоцировать несколько ситуаций, в который водитель получит штраф. Рассмотрим их по порядку.

Нарушение пункта 11.5 ПДД при проезде пешеходных переходов, когда водитель не замедляется вместе с попутными автомобилями, может закончиться для него не административным, а уголовным делом, если пешеход будет сбит. Но даже если этого не произойдет, водитель будет наказан по статье 12.8 КоАП за «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении»: это влечет наложение административного штрафа в размере от 1 500 до 2 500 рублей.

Опережение справа, связанное с выездом на обочину, карается в соответствии с частью 1 статьи 12.15 КоАП: согласно ей движение по обочинам влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей».

Если же водитель выполнит опережение справа с выездом на велосипедную или пешеходную дорожку либо тротуар, он будет наказан по части 2 той же статьи 12.15: «движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД влечет наложение административного штрафа в размере 2 000 рублей».

На каких перекрёстках обгон запрещён?

А теперь настало время перечислить другие дорожные ситуации, когда нельзя обгонять.

На регулируемом

Как мы уже не раз упоминали выше, обгон на регулируемом перекрёстке запрещается. Это диктует нам пункт 11.4 ПДД 2023 года.

Обратите внимание при этом, что регулироваться данный участок дороги может не только светофором, но и регулировщиком. Таким образом, если дорога вам, к примеру, знакома, и вы знаете, что светофорного движения на перекрёстке нет, то прежде, чем начать обгон, убедитесь, что на нём не также и сотрудника ГИБДД в качестве регулировщика

На нерегулируемом неравнозначном при движении по второстепенной

Если обгон разрешён при движении по главной дороге как исключение перечня запретом пункта 11.4 Правил, то при езде по второстепенной дороге он запрещён.

На двухполосной дороге

Вне зависимости от наличия перекрёстка нельзя совершать обгон на проезжей части, которая имеет 4 или более полос в обоих направлениях, из которых 2 или 3 в попутном для вас. Это регулирует пункт 9.2 ПДД, актуальный на 2023 год.

При этом, прямо в Правилах не запрещено обгонять, если имеется 3 полосы в обоих направлениях

При этом, важно соблюдение нескольких условий такой дороги:

  • есть разметка, разделяющая их на 3 полосы,
  • отсутствуют сплошные линии такой разметки,
  • вы едете по главной на нерегулируемом перекрёстке.

На пешеходном перекрёстке

По определению ПДД перекрёсток в принципе не может быть пешеходным, так как соединяет разные проезжие части. То есть есть именно примыкание или пересечение проезжих частей образует перекрёсток. Пешеходные же переходы или дорожки не образуют такового.

В этом случае это просто дорога с пешеходным переходом, и совершать обгон на ней нельзя, так как в любых случаях он запрещён на пешеходных переходах по пункту 11.4 Правил.

Где обгон запрещён?

Территория действия данного запрета распространяется от места расположения знака до ближайшего перекрёстка или окончания населённого пункта (если знак установлен внутри посёлка, города, села и т. д.).

При этом действие запрета продолжается и в местах выезда к основной дороге, в том числе при её пересечении со второстепенными дорогами без соответствующих табличек, разрешающих обгон.

К таким знакам, являющимся основанием для уменьшения зоны действия данного запрета, относятся:

  • 2.1 (иначе называется «зона действия»);
  • 31 (окончание действия всех ограничений);
  • 21 (то есть окончание зоны запрета на обгон).

Кроме этого, запрещается осуществление манёвра по обгону и на опасных промежутках дороги (даже при отсутствии соответствующего знака), а именно:

  • пешеходных переходах;
  • пересечении железнодорожных переездов;
  • регулируемых и нерегулируемых перекрёстках;
  • мостах;
  • тоннелях;
  • эстакадах;
  • путепроводах;
  • опасных поворотах (к примеру, трассе с плохой видимостью, вершине подъёма, извилистой дороге и т. д.).

Общие принципы совершения обгона

Сразу же оговоримся: 11 раздел ПДД в своей львиной доле посвящен именно обгону и требованиям, предъявляемым к нему. Это и неудивительно, потому что нарушение правил обгона может привести к ДТП с лобовым столкновением и весьма плачевными последствиями.

Обгон – это очень опасно!

Второе обстоятельство, определяющее особое внимание к принципам обгона, заключается в строгости административного наказания за нарушение правил выполнения указанного маневра. Штраф за обгон с нарушением в 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (а при повторном совершении правонарушения – до года)  — весьма весомый аргумент в пользу отказа от игнорирования правил обгона

И, наконец, третья причина столь пристального внимания российских ПДД к правилам совершения обгона – это сложность самого маневра. Водитель должен при совершении такого маневра учитывать самые различные факторы (скорость своего, обгоняемого и встречного автомобилей, интенсивность движения и пр.).

Именно поэтому к осуществлению обгона в нашей стране предъявляются повышенные требования безопасности. Разберем их подробнее.

Итак, перед началом выполнения обгона водитель обязан убедиться, что:

1) полоса, предназначенная для встречного движения, которую он планирует использовать для совершения маневра, свободна на достаточном для выполнения обгона расстоянии, и своими действиями он не создаст никакой опасности или каких-то помех для других участников движении;

2) транспортное средство, двигающееся впереди, не приступило к выполнению какого-то препятствующего обгону маневра (обгона, объезда, поворота налево, разворота и пр.);

3) транспортное средство, двигающееся сзади, само не приступило к выполнению маневра обгона;

4) однако самым проблематичным требованием ПДД для водителя, планирующего обгон, является следующее – последнее – положение: прежде чем приступить к выполнению этого сложного маневра, водитель должен удостовериться, что при завершении обгона он сможет благополучно вернуться на занимаемую ранее полосу, не создавая помех движению других транспортных средств и не формируя своими действиями какой-то опасности для движения.

Вот она вся, казалось бы, парадоксальность ситуации: еще до начала выполнения обгона водитель обязан убедиться в безопасности его завершения. В этом как раз заключаются и сложность маневра, и строгость требований к его осуществлению, и тяжесть санкций за нарушение правил.

Таким образом, перед началом обгона водитель обязан убедиться в 4-х составляющих безопасности предполагаемого маневра (подведем итог!):

  • полоса, на которую он выезжает для обгона, должна быть свободной на достаточном (безопасном) расстоянии;
  • водитель обгоняемого транспортного средства не предпринимает никаких действий, связанных с планируемым выездом из занимаемой полосы;
  • водитель транспортного средства, двигающегося сзади, сам не приступил к выполнению маневра, связанного с обгоном;
  • есть твердая убежденность в благополучном возвращении на занимаемую полосу после завершения обгона.

Необходимость постоянного контроля за ситуацией и чередование этих четырех факторов безопасности – вот главная причина сложности обгона. Пока водитель обеспечивает безопасность по одному параметру, остальные три претерпевают изменение. И так – постоянно! Добиться 100-процентной уверенности в безопасности обгона невероятно сложно. Не зря существует поговорка: «Не уверен – не обгоняй!».

Однако ПДД предусматривают не только требования, предъявляемые к водителю, который планирует совершить обгон. Существуют и запреты, касающиеся действий водителя обгоняемого транспортного средства. Ему запрещается любыми способами препятствовать обгону.

Например, повышением скорости. И это обстоятельство в практике реального дорожного движения встречается чаще всего. Самое обидное, что водитель обгоняемого транспортного средства, повышая скорость, сам не понимает опасности ситуации. Ведь в случае грядущего лобового столкновения (из-за затянувшегося обгона) разбитые автомобили может выбросить на него самого. И он сам будет участником ДТП.

Поэтому благородный принцип водительского братства являет собой «золотое правило»: если тебя обгоняют, убери ногу с педали газа и дай возможность обогнать себя. Если, конечно, это не гонки «Формулы-1»!

Еще один распространенный способ препятствования обгону – это изменение направления движения в виде «качка» в левую сторону.

Кстати, препятствование обгону любым способом сегодня считается одним из элементов опасного вождения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электрон-Авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: