Описание конструкции
Двигатель ЗМЗ-402 карбюраторный, четырехцилиндровый. Блок цилиндров изготовлен из алюминиевого сплава. Гильзы цилиндров чугунные, съемные. Крышки коренных подшипников и картер сцепления обработаны в сборе с блоком и поэтому они не взаимозаменяемы.
Коленчатый вал двигателя чугунный, пятиопорный, динамически отбалансирован с маховиком и ведущим диском сцепления. Осевое перемещение вала ограничено двумя упорными шайбами, расположенными по обеим сторонам переднего коренного подшипника.
Распределительный вал с пятью опорными шейками разного диаметра установлен в блоке цилиндров. На валу нарезана шестерня привода датчика-распределителя зажигания и масляного насоса.
Привод распределительного вала осуществляется через текстолитовую или полиамидную шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней коленчатого вала. Кулачки распределительного вала воздействуют на толкатели. Штанги толкателей через коромысла приводят в действие клапаны.
Система смазки двигателя — комбинированная. Для охлаждения масла установлен масляный радиатор. При давлении в системе 0,7-0,9 кгс/см2 предохранительный клапан открывается и масло поступает в радиатор, а затем сливается в картер двигателя. Для отключения масляного радиатора предусмотрен кран. При положении ручки вдоль шланга — он открыт.
Система охлаждения — жидкостная, закрытая. Перед радиатором установлен дополнительный электровентилятор.
Впускной трубопровод подогревается отработавшими газами. Регулятор подогрева имеет два положения — «зима» и «лето».
Сопротивление бегунка, кОм 5-8
Сопротивление наконечника
свечи, кОм 4-7
Сопротивление центрального контакта крышки*, кОм 8-13
Сопротивление обмотки
статора, кОм 0,4-0,45
* На части датчиков вместо сопротивления установлен угольный контакт.
Неисправности в работе трамблера
Поскольку в трамблере 2109 минимум механических деталей, то он не так подвержен износу, как трамблер с контактной группой. Тем не менее, они есть и к ним нужно быть готовым.
- Часто забивается отверстие для вентиляции и компенсации давления на хвостовике трамблера. Это приводит к тому, что кратерные газы, не имея другого выхода, прорываются через сальник валика трамблера и замасливают бегунок.
- Случаются пробои на массу в крышке распределителя из-за микротрещин.
- Из-за некачественных элементов выходит из строя датчик холла;
- Разбалтывается подшипник вала трамблера.
Все эти неприятности решаются довольно просто, если не жалко времени все можно устранить своими руками. Трамблер ВАЗ 2109 цена которого составляет не многим более 1000 рублей — в принципе, расходный узел, поэтому принимать решение о его ремонте может быть нерентабельно с точки зрения потраченного времени. Правильного вам искрораспределения, и удачи на дорогах.
Что такое трамблер
Трамблер – это прерыватель-распределитель зажигания в системе зажигания бензинового двигателя, который отвечает за искрообразование. Как правило, данное решение встречается на двигателях с карбюратором, которые не имеют электронного управления впрыском и зажиганием.
Основная задача трамблера сводится к подаче напряжения на ВВ-провода свечей зажигания в тот момент, когда поршень в цилиндре полностью сжал топливно-воздушную смесь (завершен такт сжатия)
При этом важно, чтобы поджиг топливно-воздушной смеси в цилиндрах был реализован своевременно для максимальной отдачи энергии топливного заряда на поршень и полноценного сгорания топлива.. В свою очередь, трамблер выполняет следующие функции:
В свою очередь, трамблер выполняет следующие функции:
- отвечает за искрообразование на свечах;
- замыкает и размыкает контакты прерывателя;
- распределяет напряжение на нужную свечу;
- накапливает энергию в бобине;
- изменяет момент искрообразования (с учетом режима работы мотора).
Установлен трамблер в подкапотном пространстве, находится в непосредственной близости к ГБЦ. При помощи высоковольтных бронепроводов трамблер соединен с катушкой зажигания и свечами зажигания. Также есть низковольтный провод трамблера, подключенный к бобине. В целом решение простое и надежное, однако, в процессе эксплуатации автомобиля нужно учитывать отдельные нюансы.
Виды СЗ
Система зажигания служит для воспламенения в необходимый момент топливовоздушной смеси, находящейся в цилиндрах двигателя.
Применяемые СЗ можно разделить на три основных типа:
- Контактные;
- Бесконтактные;
- Контактно-транзисторные.
Первый и третий тип особого интереса для нас не представляют, поскольку на ВАЗ 2109 используется бесконтактная или бесконтактно-транзисторная система.
https://youtube.com/watch?v=Ud-nuLSxwvk
Применять такие схемы начали еще в середине 80-х годов прошлого века. С течением времени инженерам удалось повысить эффективность, работоспособность и надежность.
Принцип действия
Принцип действия системы зажигания, установленной на ВАЗ 2109, выглядит следующим образом:
- Датчик положения коленвала выполняет свои основные задачи, посылает сигнал на контроллеры;
- Контроллер обрабатывает полученную информацию и проводит расчет последовательности включения в работу катушек зажигания;
- Катушка создает две искры — воспламеняющую и холостую.
Метод холостой искры подразумевает создание искр одновременно в двух свечах зажигания. Одна воспламеняющая, а вторая холостая, поскольку бьет в такт выпуска отработанных газов на другой свечке. Таким образом, цилиндры, где одновременно образуются искры, создают пары — 1 и 4 цилиндры и 2 и 3 цилиндры.
Основные преимущества
Используемая система зажигания для девяток отличается неплохими показателями надежности, хотя вырабатывает энергию до 50 кДж, а напряжение пробоя порой может достигать отметки 30 кВ и больше. БСЗ ценят за высокий КПД.
Можно выделить несколько главных преимуществ, которыми характеризуются бесконтактные системы зажигания.
Преимущества
Особенности
СЗ работает с датчиком Холла
Из-за этого на параметры энергии искры не влияют напряжение в электросети, частота работы двигателя. Это обусловлено тем, что период времени концентрации энергии в катушке зажигания всегда неизменный. Так обеспечивается высокий КПД схемы
Отсутствует механическое взаимодействие между контактами
Это способствует отсутствию загрязненности, обгорания контактов, потому чистить их не приходится
Не нужно регулировать положение контактов
Это объясняется просто — их нет в СЗ ВАЗ 2109
Минимальные механические взаимодействия деталей
Такой фактор способствует отсутствию вибраций ротора, резонанса, неравномерного распределения искры по свечам зажигания
Энергия в свечи постоянно повышенная
Она может достигать 50 Дж, что позволяет избегать сбоев при воспламенении топливовоздушной смеси в цилиндрах. Особенно хорошо это видно при разгоне автомобиля
Экономичность и экологичность
Применение новой СЗ позволило улучшить экономию топлива примерно на 5 процентов, а также на 20 процентов снизить количество выбросов СО
Стабильный запуск холодного двигателя
Даже если АКБ разрядится до 6В, запустить мотор все равно можно будет без проблем. Этим БСЗ существенно отличается от других систем зажигания, которые не могут похвастаться такой стабильностью.
Как заменить датчик Холла на автомобиле?
Так
как ремонт неисправного ДХ нецелесообразен, готовим инструменты и приступаем к
его замене. Понадобятся:
- отвертка;
- пассатижи;
- молоток;
- ключ «на 13».
Действуем
по такой схеме:
- Глушим двигатель, открываем
капот. - Отсоединяем патрубок от вакуумного
регулятора. - Снимаем крышку трамблера.
- Отключаем разъем на ДХ.
- Отворачиваем пластину держателя ключом «на 13». После
этого можно снять трамблер. - Берем молоток, с его помощью выбиваем винт пружинной муфты.
- Выворачиваем винты, крепящие вакуумный регулятор. Вытаскиваем его
— доступ к ДХ открыт. - При помощи отвертки отворачиваем крепящие его винты, снимаем
механизм. Меняем на новый.
Сборка
производится от обратного. По завершении процедуры обязательно прокатитесь на
автомобиле, чтобы убедиться, что все сделано правильно.
Причины выхода из строя датчика Холла бывают
разными, но безотлагательно заменить сенсор нужно в любом случае. Ремонтировать
устройство бесполезно — даже не стоит думать об этом. Однако прежде чем
демонтировать прибор Холла, убедитесь, что именно он — виновник всех проблем.
МЕТОДИКА ПРОВЕРКИ
Индукционные датчики проверяются в отсоединённом от основной схемы виде, вращением рукой или стартером. Па выходе должно быть синусоидальное изменение напряжения с амплитудой от мах. «+» до мах. «-» 1 В при малых оборотах и возрастать до 5 — 7 В -на высоких оборотах работающего двигателя. При соединении датчика в общую схему, характеристика сигнала не должна изменяться (при отсутствии к. з.).
Датчики на эффекте Холла можно проверять в отсоединённом и в присоединённом к общей схеме состоянии. Если датчик присоединён к общей схеме, при включении зажигания на 1 и 3 выводе должно появиться напряжения 5 или 12 В (смотреть справочную информацию). На 2 м (сигнальном) выводе, во время вращения стартером, должно периодически появляться напряжение (5 или 12 В).
Если датчик отсоединён от общей схемы, то для проверки работоспособности датчика необходимо собрать небольшую схему изображённую рядом.
На разъёмы «+» и «-» подать питающее напряжение соответственно. При вращении ротора вручную на сигнальном выводе должно появляться и исчезать до нуля питающее напряжение.
Устройство и принцип работы крышки распределителя зажигания
Крышка распределителя – формованная деталь из не проводящего ток материала, в которую запрессованы металлические контакты – центральный и боковые электроды. Количество боковых электродов соответствует количеству свечей (а не цилиндров — ведь существуют двигатели, в которых на каждый цилиндр приходится больше одной свечи). С внешней стороны крышки к центральному электроду присоединяется высоковольтный провод от катушки зажигания, а к боковым — высоковольтные провода, ведущие к свечам. Внутри крышки центральный контакт снабжен клеммой с подпружиненным контактным элементом («угольком»), передающим напряжение на центральный контакт ротора распределителя зажигания.
При установке крышки распределителя важен не только порядок подключения свечных проводов, но и ориентация крышки относительно «носа» бегунка
Крышка распределителя зажигания крепится к корпусу распределителя при помощи защелок или (и) винтов. Для предотвращения образования конденсата под крышкой в ней имеется вентиляционное отверстие.
ПРИНЦИП РАБОТЫ
Рассмотрим часто встречающиеся виды датчиков оборотов, которые расположены в распределителе зажигания (трамблёре).
Контактная система зажигания использует для управления моментом подачи управляющего импульса на катушку зажигания обычную контактную группу.
Индукционные датчики или датчики генераторного типа более распостранены и имеют несколько типов конструктивного исполнения.
В автомобильных системах управления 80-х годов часто использовались датчики с полюсными магнитами (по числу цилиндров), поверх стержней которых, устанавливались катушки соединённые между собой. При вращении распредвала в обмотках возникает переменное напряжение. Когда один из зубьев якоря приближается к обмотке, напряжение в ней быстро возрастает и при совпадении зуба со средней линией обмотки достигает максимума, затем, при удалении зуба, быстро меняет знак и увеличивается в противоположном направлении до максимума. Нулевой переход между двумя максимумами используется для управления системой зажигания (t3).При вращении стартером амплитуда такого напряжения составляет 0,5 — 1 В и растёт с ростом частоты вращения коленвала. Моменту запирания выходного транзистора коммутатора соответствует момент перехода через 0.
На рисунке прсдставлена разновидность индукционного датчика генераторного типа. Использовался на а\м производства Японии (Сузуки).
Магнитоэлектрический датчик Холла используют для получения импульсов напряжения при прохождении стального цилиндрического экрана между постоянным магнитом с одной стороны и полупроводником, по которому протекает ток — с другой. Далее сигнал поступает в коммутатор или в ЭБУ. Если импульсы с датчика поступают в коммутатор, они обрабатываются, усиливаются, формируются и служат для управления током первичной обмотки катушки зажигания. Если в ЭБУ двигателем, то эти импульсы служат одной из информационных слагаемых, поступающих и обрабатываемых программами, заложенными в ЭБУ двигателем.
Внешний вид распределителя зажигания с встроенным датчиком Холла приведён на рисунке.
Осциллограмма — на рисунке ниже.
На осциллограмме управляющий сигнал прямоугольной формы 12В, но может быть и 5 В. В каждом конкретном случае необходимо обращаться к справочной информации.
Из блока управления, пересчитанный на поправочные коэффициенты, управляющий сигнал передастся на катушку зажигания (если коммутатор расположен внутри блока управления) или на коммутатор. Ниже приведена электрическая схема системы управления сдатчиком Холла в системе зажигания а\м VW Пассат, дв. 1,8 л, K-Jetronic.
Сигнал с датчика Холла об оборотах двигателя поступает в блок управления зажиганием (103), пересчитывается с учётом положения датчика дросселя и температуры двигателя, формируется и передаётся на коммутатор, который является усилительным каскадом для управления током первичной обмотки катушки зажигания (иногда состоит из одного ключевого транзистора). Рассмотренная схема использовалась на а\м выпуска 80-х годов.
В некоторых конструкциях крыльчатка-экран не используется, а магнит крепится на подвижном элементе и при прохождении магнита вблизи чувствительного элемента датчика Холла, на его выходе появляется импульс напряжения.
Оптические датчики имеют большую разрешающую способность и компактные размеры програмного диска, что позволяет с высокой точностью определять положение коленчатого вала. Ниже приведена электросхема а\м NISSAN NX-100, дв. 1,6 л.
Принцип действия такого датчика заключается в периодическом прерывании светового потока, созданного излучателем (светодиодом) и регистрации изменений этого потока приёмником (фотодиодом). Прерывание осуществляется маркерным диском с большим количеством прорезей.
После усиления выходного напряжения с фотодиода на выходе датчика получается напряжение импульсной формы. На электросхеме оптические датчики расположены под номерами 178 и 179.
Это двухканальный оптический датчик. На одном канале формируется информация об угловом положении коленвала, а на другом — фазовое положение распредвала. На рисунке приведено изображение распределителя зажигания, в котором установлен двухканальный оптический датчик.
Осциллограмма углового положения коленвала приведена на рисунке
Видно, что все импульсы одинаковой формы и с одинаковой скважностью
На рисунках ниже приведены осциллограммы фазового положения распредвала. Каждый четвёртый импульс имеет отличную от трёх других форму (для 4х цилиндрового двигателя) для определения начала отсчёта.
Осциллограммы могут быть и другими. В данном примере приведены два из возможных вариантов.
Назначение трамблера ВАЗ 2109
В любой системе зажигания, бесконтактной, или контактной, есть два контура — высоковольтный и низковольтный. Трамблер, распределитель зажигания, является как раз тем устройством, которое имеет дело как высоковольтной проводкой, так и с маловольтажной. Основная его задача — распределение высокого напряжения между свечами зажигания в нужный момент и в определенном порядке.
Работает трамблер следующим образом — Высоковольтное напряжение генерируется в катушке зажигания методом электромагнитной индукции. По высоковольтному проводу оно подается на центральный контакт крышки распределителя. Контакт находится в постоянном взаимодействии в бегунком, который распределяет ток по четырем контактам, соответствующим свече в цилиндре. Бегунок находится в постоянном вращении и поочередно замыкает центральный контакт с контактами свечей. Ток поступает на свечи по проводам высокого напряжения в порядке, определенном очередностью работы цилиндров — 1-3-4-2. Бегунок приводится в движение приводным валом, который соединен с распредвалом.
Снятие крышки и бегунка датчика-распределителя
Извлекаем высоковольтные провода из крышки
Чтобы не перепутать, помечаем их положение. Гнездо в крышке для провода первого цилиндра отмечено цифрой 1
Освобождаем два пружинных зажима и снимаем крышку
Снимаем бегунок, потянув его вверх
Устанавливаем новый бегунок и крышку на место.
Подсоединяем высоковольтные провода к крышке, соблюдая порядок работы цилиндров 1–2–4–3, начиная с вывода «1» против часовой стрелки.
Крышка устанавливается только в одном положении.
При сборке проверьте совмещение выступа крышки с прорезью на корпусе распределителя.
Смазка датчика распределителя
Снимаем крышку и бегунок датчика распределителя, как описано выше
Вынимаем фильц из втулки ротора
Подаем четыре-пять капель моторного масла во втулку ротора
Устанавливаем фильц, бегунок и крышку датчика-распределителя
Снятие датчика-распределителя
Снимаем крышку распределителя с высоковольтными проводами
Снимаем шланг вакуумного регулятора
Ключом на 7 откручиваем гайку крепления наконечника низковольтного провода
С помощью ключа на 10 откручиваем болт крепления октан-корректора
И вынимаем распределитель
Устанавливаем датчик-распределитель в обратной последовательности
Прорезь в упорной втулке валика привода смещена относительно оси вращения и совмещается с муфтой датчика-распределителя только в одном положении
Разборка датчика распределителя
Снимаем датчик-распределитель, как описано выше
Снимаем бегунок с датчика распределителя, и откручиваем три винта
Выдвигаем изолятор из паза корпуса
Вынимаем статор
Откручиваем два винта, снимаем вакуумный регулятор
Откручиваем два винта опоры статора
Помечаем взаимное положение ротора и муфты на валике
Извлекаем фильц
Удерживая валик за муфту привода от проворачивания, отворачиваем винт
Снимаем с валика ротор
Вынимаем опору статора в сборе с подшипником
Поддеваем отверткой и снимаем пружинное кольцо
С помощью бородка выталкиваем штифт из отверстия валика
И, сняв муфту с шайбами, вынимаем валик в сборе с центробежным регулятором
Перед сборкой датчика-распределителя смазываем валик и его подшипники смазкой ЦИАТИМ-201 или № 158, на фильц наносим 1–2 капли моторного масла.
Собираем датчик в следующем порядке: устанавливаем в корпус датчика валик и опору статора.
Надеваем на штифт опоры тягу вакуумного регулятора
Устанавливаем статор и, убедившись, что тяга регулятора не соскочила со штифта, закручиваем два винта крепления статора
Дальнейшую сборку проводим в обратном порядке
Проверяем, чтобы метки на роторе и муфте совпали, при необходимости разворачиваем муфту на валике на 180°
Ремонт токоразностной пластины бегунка
При ремонте изношенного бегунка в распределителе зажигания напайкой латунной полоски на токоразносную пластину трудно определить необходимый размер от оси бегунка до ее края.
Если полоска окажется короче – не получим эффекта от ремонта, а если длиннее – пластина будет задевать за выводы крышки.
Чтобы определить этот размер, до ремонта накладываем кусочек пластилина на конец токоразносной пластины и, установив крышку распределителя, вращаем коленчатый вал.
Лишний пластилин срезается выводами, после чего измеряем размер «а».
Припаяв полоску латуни, обрабатываем ее выступающий торец до размера на 0,1 мм меньше, чем величина «а».
Склеиваем крышку прерывателя-распределителя
Если в пути треснула крышка прерывателя-распределителя, а запасной (или подходящего клея) нет, можно склеить ее соком чеснока.
Натрите место разлома зубчиком чеснока и сожмите части крышки на одну-две минуты, как при пользовании обычным клеем.
Чесночный «клей» не боится повышенной температуры в моторном отсеке и обладает хорошими электроизоляционными свойствами.
Ездить с такой крышкой можно довольно долго – при хорошем качестве склеивания до нескольких сотен километров.
Компьютерное моделирование гидросистем с типовыми нелинейными характеристиками
Поставлена задача синтеза структуры регулируемой гидросистемы, в математической модели которой учтены присущие ей нелинейности. Решение предложено находить путем последовательного компьютерного моделирования, начиная от структуры устойчивой линеаризованной гидросистемы с последующим усложнением – включением существенно нелинейных звеньев. Полученная таким образом гидросистема может не удовлетворять критерию устойчивости Ляпунова и быть неустойчивой, что возможно устранить с помощью корректирующих звеньев. Результаты коррекции контролируются по виду переходных процессов, вызванным ступенчатым изменением сигнала управления.Применение предлагаемого метода иллюстрируется компьютерным моделированием электрогидравлического следящего привода с дроссельным регулированием с вращательным движением выходного звена. Питание привода жидкостью под давлением осуществлено от источника питания с постоянным давлением.Проведено моделирование привода по линейной модели, по модели с учетом нелинейности …
Почему выходит из строя датчик Холла
Повреждение
сенсора может проявляться разными симптомами — даже профессионалу порой бывает
непросто определить точную причину. Вот какие признаки говорят о поломке
датчика:
- мотор плохо заводится;
- холостой ход с постоянными
перебоями; - на высоких оборотах
автомобиль дергается; - искра на свечах пропадает;
- двигатель
внезапно глохнет.
Главная
причина выхода этой детали из строя банальна — накопилась грязь. Как только это
происходит, ДХ сигнализирует моментально. С машиной начинают происходить «чудеса».
Однако винить этот прибор во всех бедах неправильно — нужна доскональная
проверка.
Исчезновение искры — главный симптом
неисправности ДХ.
Распространенная
причина неисправности — отсутствие контакта в проводке. Всего в приборе 3
контакта — соединяющий его с массой, с плюсом, с коммутатором. Один из
контактов мог окислиться, из-за чего и разорвалась электрическая цепь.
Наконец,
провод может просто оборваться или переломиться. Это происходит из-за того, что
вакуумный корректор зажигания смещает площадку, на которой размещен ДХ, сдвигая
угол зажигания. Во избежание такой напасти проводку нужно закрепить так, чтобы
она изгибалась петлей.
Если
высоковольтная проводка в машине изношена и пролегает рядом с проводами
сенсора, возможен пробой высокого напряжения. Часто пробои возникают при
влажной погоде, при заезде колесом в глубокую лужу.
Провода датчика должны быть удалены от остальной
проводки. А еще проводку нужно как можно чаще менять — хотя бы раз в 2 года.
Поломка
может возникнуть из-за перезарядки генератора аккумуляторной батареи — когда ДХ
испытал слишком сильную нагрузку и на входе коммутатора сгорела одна из
деталей.
Как проверить датчик Холла в трамблере?
Распространённый
способ проверки — имитирование наличия датчика. Это самый эффективный способ. Он
подходит при наличии электричества на узлах системы зажигания и при полном
отсутствии искры.
Для
проверки с трамблера демонтируем колодку для подключения штекеров. Потом
активируем зажигание машины и при помощи небольших кусочков проволоки замыкаем
выходы 2 и 3. Если есть искра на среднем проводе катушки зажигания, значит,
датчик приказал долго жить. Для выявления образования искры высоковольтную
проводку располагаем рядом с массой.
Прозвонить мультиметром
Надо
замерить напряжение, которое сформировалось на выходе контроллера. При
исправности прибора напряжение будет в пределах 20 вольт.
Прежде
всего придется вынуть чехольчик с колодки, подведенной к трамблеру. Далее
действуем так:
- демонтируем основной
экранированный провод с распределителя; - подсоединяем его к массе
(для предотвращения риска случайного появления разряда); - активируем зажигание;
- снимаем распределительную
колодку; - мультиметр ставим в
положение ПТ 20 В; - минусовой щуп присоединяем
к массе; - плюсовой нам
потребуется для замера напряжения.
На
трамблерной колодке 3 разноцветных провода. На красном напряжение должно быть в
районе 12 В. Такое же значение — норма и для зеленого провода. А вот на белом
оно должно равняться нулю. Если прибор в звуковом режиме, при касании щупом
белого провода появится звон. Это свидетельство нормального соединения провода
с массой.
Так
мы убедились в наличии всех импульсов на ДХ. Теперь берем приготовленные
заранее небольшие гвоздики и вставляем их: один — в зеленый (средний) провод, другой
— в белый (масса). Колодку монтируем в трамблер. Гвоздики выполняют роль
проводников. Дело в том, что с другой стороны колодки контактная база
отсутствует, а оголять проводку нельзя. Плюсовой щуп подносим к среднему проводу,
минус — к массе. Прибор должен показывать 11.2 В (примерное значение). Проворачиваем
коленвал. Если в нижней точке показания будут соответствовать 0,02 В, а в
верхней 11,8 В — это норма. Значительные отклонения от этих показаний говорят о
проблеме.
Другие способы
Если
симптомы неисправности датчика Холла не убедили вас, что проблема именно в нем,
можно попробовать измерить сопротивление на датчике. Здесь самому придется
выступить в роли конструктора и сделать прибор, составляющие детали которого:
- резистор в 1 кОм;
- светодиод;
- проводка.
К
одной ножке светодиода паяем сопротивление, к нему — 2 проводка. Длину
проводков выбираем самостоятельно — так, чтобы было удобнее работать. Демонтируем
крышку распределителя, отключаем штекерный узел и трамблер. Затем диагностируем
электроцепь. Для этого вольтметр подсоединяем к 1 и 3 клеммам, активируем
зажигание авто. Если узел работает правильно, на экране появится значение —
10-12 вольт.
Затем
сделанный для измерения прибор подсоединяем к тем же клеммам. Светодиод обязательно
загорится при верном выборе полярности. Если этого не происходит, провода надо
поменять местами. Дальше действуем так:
- подключенный к первой
клемме провод оставляем в покое; - третью клемму перебрасываем
на вторую; - прокручиваем
распредвал (вручную или при помощи стартера).
Принцип
прост: если при прокручивании вала светодиод мигает — значит, все работает и
сенсор в порядке. Проверка датчиков на разных моделях машин производится по
одной схеме.
Также
можно попросить знакомых одолжить устройство, которое является заведомо
рабочим. Обратитесь к автолюбителям, на машинах которых стоят идентичные сенсоры.
Если проблемы пропали, это означает, что ДХ на вашем автомобиле неисправен.
Где стоит датчик Холла и как он выглядит?
Находится
датчик Холла в трамблере — точнее, внутри его крышки. Снимите её — и увидите
датчик. Он отвечает за возникновение искры, выполняет роль контактов
распределителя в бесконтактной системе зажигания. Это контроллер, который
передает на блок управления сведения о положении валов двигательной системы.
Внешне
устройство выглядит как цилиндрический элемент, заключенный в пластиковый
корпус, к которому подключен разъем с проводкой. Сверху корпуса
магнитопроводящая пластина, из-за прорезов напоминающая корону. На ней столько
же прорезов, сколько цилиндров в двигателе. Основные элементы устройства —
постоянный магнит и, собственно, датчик.
Устройство и схема трамблера
Устройство распределителя зажигания (трамблера) включает в себя несколько основных составных элементов:
- крышка трамблера и прерыватель контура низкого напряжения;
- распределитель напряжения от катушки зажигания;
- центробежный механический регулятор для изменения УОЗ (угол опережения зажигания);
- вакуумный регулятор для изменения УОЗ с учетом положения дроссельной заслонки;
Самым сложным является прерыватель трамблера, который представляет собой электромеханическое устройство. Если рассматривать трамблер, схема обязательно предполагает прерыватель. Конструктивно прерыватель имеет вал с кулачками, который вращается синхронно с коленчатым валом двигателя.
Также есть группа подвижных контактных пластин, которые размыкаются при помощи кулачков вала. Общее количество кулачков на валу прерывателя определяет количество цилиндров двигателя. Еще в устройстве прерывателя можно выделить конденсатор.
Еще термины по предмету «Транспортные средства»
Дорожно-транспортное происшествие, ДТП
событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с ею участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Ручная таль
таль с ручным приводом ее механизмов.
-
Прерыватель-распределитель
-
Распределитель зажигания
-
Распределители ремней
-
Распределитель памяти
-
Датчик
-
Реостатный датчик; потенциометрический датчик
-
Датчик урожайности
-
Датчики урожая
-
Выбрасываемый датчик
-
Реперный датчик
-
Комплексирование датчиков
-
Бесконтактный датчик
-
Датчик детонации
-
Датчик дождя
-
Датчик опрокидывания
-
Магниторезистивный датчик
-
Электрический датчик
-
Датчик радиоспектрометра
-
Центральная часть распределителя ремней
-
Распределитель нагрузки транспортного самолета
Принцип работы прерывателя-распределителя в двух словах
Принцип работы прерывателя-распределителя не сложный. Контакты размыкаются, и в первичной обмотке зажигания появляется магнитное поле, которое необходимо для образования высоковольтного тока. Он с катушки возвращается на крышку распределителя, в которой есть контакт, касающийся бегунка. Он распределяет ток по контактам крышки и дальше по проводам на свечи зажигания. Прерыватель может прийти в негодность по «старости», из-за попадания влаги внутрь или впоследствии механических повреждений.
Со временем в автомобиле все детали и механизмы изнашиваются, и рассматриваемая конструкция также грешит этим. Например, самая обычная выработка во втулке корпуса уже приведет к неустойчивой работе машины, поскольку вал прерывателя будет болтаться. Во время мойки автомобиля или когда вы попали в большую лужу, на прерыватель может попасть влага, и если он не защищен, то работать перестанет. В случае с механическим повреждением все просто: кто-то что-то уронил, чем-то случайно ударил и повредил механизм.
Как проверить трамблер: настройка
В процессе эксплуатации автомобиля контакты трамблера постепенно окисляются, также приходят в негодность некоторые подвижные части. В результате устройство перестает нормально работать, возникают проблемы с зажиганием. В одних случаях необходимо произвести чистку контактов, в других отдельные элементы подлежат замене.
Также важно правильно настроить зажигание. Для примера рассмотрим «Москвич» 2141 с контактной системой зажигания
При этом аналогичные действия применимы и для моторов ВАЗ, а также старых иномарок. Единственное, нужно отметить, что бегунок на Москвиче вращается против часовой стрелки.
Для регулировки трамблера выполняем следующие действия:
Ослабить крепление трамблера и определить начало хода сжатия в первом цилиндре (вывернуть свечу 1-го цилиндра, закрыть отверстие пробкой)
Для этого нужно провернуть пусковой рукояткой коленчатый вал до момента, пока пробка выскочит;
Дальше проворачиваем коленвал, пока первая риска на его шкиве не совместится с острием штифта установки зажигания, который запрессован в нижнюю крышку картера;
Важно убедиться в том, что бегунок своей токопроводящей пластиной направлен точно на контакт крышки трамблера, который соответствует проводу 1-го цилиндра;
Теперь нужно подсоединить любую лампочку с небольшой мощностью к массе и клемме низкого напряжения катушки, соединенной с прерывателем;
Далее можно включить зажигание, после чего корпус трамблера корпус трамблера поворачивается против часовой стрелки до момента, ока не произойдет замыкание контактов прерывателя. В норме лампочка, которая закорочена прерывателем, гаснет;
Теперь можно взяться за бегунок и приложить небольшое усилие по часовой стрелке, чтобы устранить зазоры в приводном механизме
Затем медленно трамблер проворачивается по часовой стрелке до момента, пока не загорится лампочка;
После того, как лампа загорелась, можно затягивать крепление трамблера и ставить обратно свечу 1-го цилиндра. На данном этапе регулировка трамблера завершена.
В целом, чистка контактов прерывателя-распределителя одновременно с регулировками позволяет повысить качество работы и стабильность зажигания. Однако данная система все равно имеет большое количество недостатков. По этой причине многие владельцы переходят на бесконтактные системы зажигания (без прерывателя).
В таких системах искра формируется за счет электронной схемы, которая фиксирует данные от ДПКВ (датчик коленвала). Такая система более точная и надежная, при этом для многих отечественных авто можно найти готовые решения и перейти на электронное зажигание.
Подобная модернизация потребует определенных затрат, однако стабильность работы двигателя, а также экономичность и мощность при переходе на бесконтактное зажигание заметно возрастают.