Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости
На автомобилях ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 с двигателями ЗМЗ-4025 и ЗМЗ-4026 установлена бесконтактная система зажигания. Перед проверкой системы зажигания двигателя установите рычаг переключения передач в нейтральное положение и оставьте включенным стояночный тормоз.
Затем при выключенном зажигании предварительно проверьте:
— Целость и посадку высоковольтных проводов в крышке распределителя зажигания. — Посадку высоковольтного провода в катушке зажигания. — Целостность проводов, идущих от распределителя к коммутатору, и их соединения. — Посадку проводов, соединяющих коммутатор и катушку зажигания.
Электрическая схема бесконтактной системы зажигания с коммутатором 19.3706 на ЗМЗ-4025 и ЗМЗ-4026.
Для проверки исправности бесконтактной системы зажигания двигателей ЗМЗ-4025 и ЗМЗ-4026 выполните следующее. Включите зажигание. Проверьте, подается ли ток в систему зажигания. Присоедините один провод тестера или контрольной лампы к клемме «+Б» катушки, а другой к «массе».
Если ток в систему зажигания не подается, неисправность в замке зажигания или в проводке от замка к катушке зажигания. Для того чтобы добраться до ближайшего автосервиса, можно подать аварийное питание в систему зажигания.
Для этого соедините дополнительным проводом клемму «+Б» катушки зажигания и клемму «+» аккумуляторной батареи. Провода надежно закрепите. Имейте в виду, что теперь, чтобы заглушить двигатель, вам будет необходимо отсоединить дополнительный провод от клеммы «плюс» аккумуляторной батареи.
Если при подключении к клемме «плюс» аккумуляторной батареи будет замечено сильное искрение, от данного способа придется отказаться. По всей видимости, замыкает «на массу» проводка.
Если напряжение есть и составляет более 11 В (контрольная лампа горит), выньте центральный провод из гнезда в крышке распределителя зажигания. Вставьте в наконечник провода запасную свечу и прижмите ее металлической частью к «массе» автомобиля. Обязательно используйте толстую резиновую перчатку или пассатижи с изолированными ручками.
Проверните стартером коленчатый вал двигателя. Если между электродами свечи зажигания искры нет, возможна неисправность коммутатора, датчика Холла в распределителе или катушки зажигания.
Никогда не проверяйте систему зажигания на «искру» между наконечником провода и «массой», это может привести к серьезному повреждению коммутатора. Не снимайте клеммы с аккумуляторной батареи и разъем с коммутатора при работающем двигателе.
Если искра между электродами свечи зажигания есть, снимите крышку распределителя. Внимательно осмотрите крышку распределителя снаружи и изнутри. Если на ней есть трещины, сколы, сильно изношены контакты внутри крышки, ее необходимо заменить. Контактный уголек должен свободно перемещаться в крышке.
Если крышка распределителя не повреждена, проверьте, не поврежден ли ротор (бегунок) распределителя. Иногда выходит из строя помехоподавляющее сопротивление в роторе. Бывают также случаи пробоя корпуса ротора «на массу». Одновременно проверните стартером коленчатый вал двигателя.
Если ротор распределителя не вращается при проворачивании двигателя стартером, обратитесь в автосервис или отбуксируйте автомобиль в гараж для дальнейшего ремонта. Возможна поломка шестерни привода распределительного вала или привода распределителя.
Если есть сомнения в исправности ротора распределителя, замените его. Сопротивление можно временно заменить пружинкой от шариковой ручки
Еще раз, соблюдая меры предосторожности, проверьте наличие искры. Попробуйте пустить двигатель
Неисправности в электросхеме «Газель»
Во время эксплуатации автомобиля могут периодически возникать различные неисправности. Причины неполадок могут быть следующими:
- Происходит естественное старение проводов. Электропроводка, как и все другие детали автомобиля, через определенное время нуждается в замене;
- Периодически происходящая перегрузка (короткое замыкание) приводит к оплавлению изоляции, и провода со временем начинают замыкать между собой;
- Пропадает масса (общая или на определенном жгуте). Если плохая общая масса, то может плохо крутить стартер при запуске двигателя.
Схема устройства стартера Газели При пропадании массы на любом из жгутов перестает нормально работать любое электрооборудование. Например, если нет массы на задние фонари, то вместо сигнала поворота будут перемигиваться все лампочки на заднем фонаре (типа «гирлянда»);
- Окисление клемм на аккумуляторе. Также может плохо крутить стартер, а может и вовсе не запускаться. Что характерно – при попытке запустить ДВС тут же гаснут все лампочки на панели приборов;
- Подгорели токопроводящие дорожки или посадочные места в блоке предохранителей. Ремонтировать блок не всегда целесообразно, лучше заменить на новую деталь. Чтобы избежать ненужных проблем с электропроводкой, категорически не рекомендуется устанавливать «жучки» вместо предохранителей.
Может выходить из строя электронная система управления двигателем. Многие неисправности на ГАЗ 3302 и ГАЗ 2705 владельцы машин могут устранить самостоятельно. Несложно разобраться с предохранителями, с освещением, с отсутствием зарядки. А вот электронику двигателя лучше доверить специалистам – без диагностического оборудования находить причины неполадок в системе управления ДВС сложно.
Неисправность системы зажигания проверка коммутатора.
Для проверки коммутатора достаточно включить зажигание и посмотреть на вольтметр, размещённый на панели приборов. Если после включения зажигания через некоторое время, примерно 10 сек., его стрелка отклонится дальше, то есть напряжение поднимется, то трамблёр точно исправен. В противном случае необходимо проверить наличие напряжения на выводе «+» коммутатора.
Наличие питания необходимо проверить в двух режимах, при включенном зажигании и при включении стартера. В том случае если на плюсовой вывод напряжение не приходит, в любом из режимов, то надо проверить исправности замка зажигания и провода от него до коммутатора. При наличие в системе зажигания вариатора, то перемкните все его контакты любым медным проводом. Появление питания коммутатора в этом случае говорит о неисправности вариатора. Если напряжение есть, то коммутатор необходимо заменить или проверить на другой машине или стенде.
Отсутствие питания при включении стартера может быть вызвано неисправностью контактной группы замка зажигания или вариатора, если он установлен.
Функции электрических систем автомобиля
Схема проводки Газель 405 с двигателем семейства ЗМЗ
В любом современном автомобиле электропроводка служит для передачи сигналов к исполнительным устройствам и электронным компонентам. Соответственно, что в зависимости от функциональности транспортного средства и его технических особенностей, электропроводка имеет свои уникальные особенности.
Например, схема проводки на Газель разных модификаций отличается из-за разного расположения тех или иных электронных компонентов в автомобиле, вызванного использованием разных систем:
- Карбюраторные версии силового агрегата предусматривают свою собственную независимую систему зажигания;
- В инжекторных версиях моторов система зажигания функционирует совместно с системой впрыска топлива.
Инжекторный двигатель ЗМЗ-405.22
Виды силовых агрегатов
Горьковский автозавод, освоивший выпуск автомобилей «Газель», которые впервые вывел на автомобильный рынок в 1994 году, вначале имел двух поставщиков силовых агрегатов:
- Ульяновский моторный завод поставлял силовые агрегаты семейства УМЗ (карбюраторные);
- Заволжский моторный завод, поставлявший семейство карбюраторных и инжекторных двигателей ЗМЗ.
Это особенность отечественного автопрома, которая заключалась в унификации линейки бензиновых силовых агрегатов для Газели с легковыми автомобилями Волга производства завода ГАЗ и внедорожниками УАЗ Ульяновского автозавода, на протяжении всего времени их производства, однако схема проводки была переработана под грузовую версию.
Автомобили с такими двигателями получили в среде автомобилистов собственные имена – Газель 421 (от двигателя УМЗ-4216), Газель 405 (от двигателей семейства ЗМЗ-40522.10 и 40524) и другие.
Соответственно, что разные системы управления работой двигателя требовали иной системы электропроводки:
- Инжекторные силовые агрегаты как более требовательные к системе воспламенения горючей смеси, наделены компонентами электронного зажигания, системой управления впрыском топлива, работоспособность которых зависит от качества топлива;
- Карбюраторные версии двигателя более традиционны, однако имеют свои конструктивные особенности, соответственно, электропроводка газели в моторном отсеке выполнена несколько иначе.
В 2001 году в списке модификаций появилась дизельная версия мотора семейства Горьковского автозавода (ГАЗ), которая стала предлагаться для комплектации автомобиля.
На такую Газель электропроводка также требовалась с видоизмененными характеристиками (более мощные стартер, генератор и АКБ).
Экологические требования
Приступив к выпуску автомобиля Газель, автопроизводитель использовал имеющиеся наработки схем электропроводки, в частности двигатель ЗМЗ 402, которым комплектовались автомобили семейства Волга. Естественно, что о соответствии экологическим нормативам в те годы речи не шло.
Экологический стандарт Евро 2, который появился в странах Западной Европы в 1995 году, и регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах, постепенно вынуждал и отечественных автопроизводителей видоизменять конфигурацию силовых агрегатов:
- Модернизация имеющихся двигателей внутреннего сгорания путем установки электронного впрыска топлива (инжекторная система);
- Выпуск многоклапанных двигателей (16 вместо 8-ми) позволил оснастить силовой агрегат более современной электронной системой зажигания и питания.
Модификации силовых агрегатов на Газель и их соответствие экологическим нормативам за все годы выпуска
Дополнительные меры, предпринимаемые на законодательном уровне в виде введения сертификационных требований, способствовали появлению у семейства Газелей новых силовых агрегатов, соответствующих нормам Евро-3. С 2008 года ними стали:
- ЗМЗ-40524.10;
- УМЗ-4216.
Соответственно, что и проводка на Газель 405 двигатель которой соответствовал нормам Евро-3, также как и 421-й мотор, была основательно переработана с учетом возросшей функциональности и технических особенностей работы силовых агрегатов.
Как определить неисправность?
При появлении неисправностей в работе оборудования в первую очередь нужно проверить целостность предохранительных устройств. Если в схеме проводки происходит замыкание или скачок напряжения, предохранительные элементы первые выходят из строя, защищая основные устройства и электрооборудование, подключенное к определенной цепи. Так как визуальная проверка далеко не всегда эффективна, поиск неполадки следует осуществлять при помощи тестера — мультиметра.
Процедура диагностики заключается в извлечении предохранителей из посадочных мест и дальнейшей проверке гнезд. Если вы выявили вышедший из строя предохранитель, то это не значит, что проверку можно завершать, поскольку замыкание может произойти одновременной в нескольких цепях (автор видео — Denis Legostaev).
Если в проводке авто с карбюраторным или инжекторным двигателем произошло короткое замыкание, то нужно заняться диагностикой состояния цепей. Разумеется, если все предохранители оказались целыми. Перед диагностикой следует отключить массу, непосредственно для проверки понадобится тестер или контрольная лампочка. При использовании лампы один из ее контактов следует подключить к цоколю, а другой — к центральному контакту.
Сама проверка происходит так:
- сначала ключ в замке зажигания следует выставить в положение I;
- затем к контактам в гнездах предохранителей нужно по очередь подключить щупы тестера или лампы;
- в том случае, если лампа не горит, это свидетельствует о том, что на проверяемом участке цепи нет замыканий, если же она загорается, то замыкание было обнаружено.
Еще один немаловажный момент — это диагностика целостности электроцепей. В данном случае принцип поиска довольно простой — для диагностики вам потребуется тот же тестер (подойдет вольтметр или омметр) либо лампа с проводами. Вам необходимо будет подсоединить один из контактов пробника к кузову транспортного средства, а вторым контактом произвести замер питания в соединительных местах между собой и оборудованием.
Лучше всего начинать с середины электроцепи и сначала проверять легкодоступные места. Кроме того, для диагностики обрыва следует понимать, что чаще всего повреждение цепи происходит в местах сгиба проводки. Причем как показывает практика, в жгутах провода очень редко повреждаются.
Еще одна поломка в электроцепи — это плохой контакт в местах соединений, поиск такой неисправности лучше всего осуществлять с использованием тестера — вольтметра.
Есть два метода диагностики:
- Один щуп тестера следует подключить к кузову автомобиля, а второй к выводу соединения, измерение напряжения осуществляется в двух сторон. Учтите, что при этом падение напряжения должно составить не больше 0.5 вольт.
- Следующий метод — подключите один проводок с контактом на одном конце штекера, а второй — к контакту на другой стороне данного штекера. В том случае, если тестер покажет более 0.5 вольт, это говорит о том, что контакты на штекере следует прочистить (автор видео — канал МЗС TV).
Если двигатель не заводится, но искра на центральном проводе есть.
В этом случае возможна неисправность бегунка трамблёра, то есть его пробой или перегорание сопротивления от радиопомех.
Для проверки бегунка на пробой достаточно разместить высоковольтный провод от катушки на трамблёр над бегунком и прокрутить двигатель стартером
При этом необходимо соблюдать меры предосторожности от поражения электротоком, оно не смертельно, но очень неприятно. Если между проводом и бегунком проскакивает искра, то бегунок необходимо заменить
Если искра не проскакивает, то проверьте исправность установленного в нём сопротивления.
В системе зажигания могут быть и другие неисправности, но при них двигатель заводиться будет, но работать будет неустойчиво или троить.
Технические моменты зимней эксплуатации
Самый очевидный и актуальный вопрос после холодной ночи под открытым небом – запуск двигателя. В этом отношении автомобиль Газель даже со своим архаичным двигателем ЗМЗ-402 даст фору более современным транспортным средствам с электронными системами даже при -30°С.
Но при условии, что:
- свечи отрегулированы и исправны;
- высоковольтные провода не имеют трещин;
- система зажигания и карбюратор правильно отрегулированы;
- в цилиндрах 402-го нормальная компрессия;
- полностью заряжен аккумулятор.
На видео вверху как раз представлен вариант запуска неподготовленного к зиме автомобиля. Кстати, схема электропроводки Газель Бизнес также не застрахована от подобных случаев. А вот о том, как сделать пуск более простым и щадящим для авто и пойдет речь дальше.
Топливовоздушная смесь
Первое, о чем следует помнить, это о том, что подготовленная карбюратором топливовоздушная смесь на холодном двигателе отличается низкой испаряемостью. По сути – бензин в камере сгорания ведет себя как жидкость, а не как пары бензина и воздуха, тем самым затрудняя начало воспламенения.
На фото – сгорание топлива на прогретом авто (а), и на не прогретом (б)
Когда двигатель проработает какое-то время, то:
- бензин, попадая в карбюратор, нагреется за счет тепла работающего ДВС;
- в камеру сгорания попадет легко воспламеняемая топливовоздушная смесь;
- двигатель станет устойчиво работать.
Воспламенение топлива
Для того чтобы поджечь в цилиндре «холодный бензин», нужна не просто искра на электродах свечи, а мощный электрический разряд. Штатная система зажигания на 402-й Газели вполне способна обеспечить такие параметры, поскольку это предусмотрено конструкционно.
Классическая система зажигания ЗМЗ 402
Система зажигания на двигателе ЗМЗ 402 состоит из:
- коммутатора;
- катушки зажигания;
- трамблера;
- свечей;
- высоковольтных проводов.
Именно от их технического состояния и будет зависеть работа двигателя в условиях холодного времени года.
Неисправность системы зажигания проверка датчика трамблёра.
Проверить исправности датчика распределителя и провода соединяющего его с коммутатором, можно несколькими способами. Первый, самый простой, выполняется при помощи контрольной лампы. Для этого отсоединяем провод от вывода «Д» коммутатора и подключаем к проводу контрольную лампу. Второй вывод контрольки подсоединяем к любому плюсовому проводу. Горение контрольной лампы свидетельствует о целостности катушки и провода. Если контрольная лампа не горит, то подключаем контрольную лампу к выводу трамблёра. Загорание контрольной лампы свидетельствует о неисправности провода от трамблёра до коммутатора. Если лампа не горит во втором случае, то в катушке есть обрыв. Чаще всего отпадает вывод катушки датчика в месте пайки. В 90% случаев это помогает найти неисправность.
Второй способ, более точный, заключается в проверке целостности его катушки при помощи омметра. При этом способе контролируется не только целостность катушки, но возможные замыкания между витков и катушки на корпус. Для проверки щупы омметра размещаем на корпусе трамблёра и проводе, как в первом случае, и замеряем сопротивление. Проверка проводится в том же порядке как описано выше. Сопротивление катушки зависит от числа цилиндров.
Ещё датчик можно проверить при помощи вольтметра или осциллографа. Для этого необходимо замерить напряжение между корпусом и выводом трамблёра при вращении двигателя стартером. Провод от трамблера, как и во всех случаях должен быть отключен. Датчик должен выдавать переменное напряжение порядка 3В.
Оригинальное решение
А что если не бегать по магазинам и не тратить время и средства, а приобрести автомобиль-донор под разборку? Например, Волгу 3102 выпуска 1999-2004 годов. Довольно ухоженные авто гаражного хранения нам не нужны из-за высокой цены, лучше ориентироваться на бюджет переделки, подбирая доступные варианты. Донорский автомобиль еще можно купить у первых владельцев по сходной цене
Реальный случай
Недолгие поиски оказались удачными – в нашем распоряжении оказался хороший автомобиль 2002 года. Цена вопроса – 12500 рублей. А поскольку вся Волга 3102 нам не нужна, а лишь ее инжекторная электропроводка — Газель 406 ведь на бензине, то машина-донор была подвергнута разборке и распродаже.
За короткий срок удалось реализовать:
- Фары за 580 рублей;
- Передний и задний бамперы за 700 рублей;
- Выручили от сдачи в в чермет самой машины порядка 3600.
В то же время себе оставили все требуемые для переделки запчасти, и узлы:
- собственно сам мотор;
- коробку передач;
- понравились сиденья,
- электростеклоподъемники передних дверей;
- стеклоочистители и мотор печки;
- всевозможные мелочи, типа винтиков, хомутиков, патрубков и шлангов.
И, конечно же, волговская схема проводки — Газель на мотор 406 она подойдет с небольшими переделками разъемов подключения (см. что такое проводка в машине). При прокладке волговской проводки можно руководствоваться данной схемой
Переделка
При детальном рассмотрении ситуации — не так уж все и сложно.
Отличия проводки Газели и купленной Волги лишь в:
- разъемах подключения к проводке Газели (см. статью Принципиальная схема электропроводки ГАЗель);
- длине проводов от блока управления к датчикам;
- местом выхода жгута проводки к колодке диагностике;
- цепи бензонасоса;
- отличается и схема проводки на Газель 406 по обмотке возбуждения генератора и его питания от АКБ.
Но все решаемо путем замены и надежной изоляции контактных разъемов. Видео в этой статье позволит визуально увидеть некоторые нюансы работы по установке газового оборудования.
ГАЗ Газель синичка ЗМЗ 402 › Бортжурнал › Неисправность зажигания
Имею в машине электронный блок зажигания типа 131.3734, трамблёр бесконтактный, но не с датчиком Холла, а с обмоткой и магнитной системой.
Ситуация такая включаю я зажигание, и блок зажигания начинает генерить импульс с частотой в 1 секунду, примерно, искра после катушки тоже присутствует, проверял подключая бронепровод от первого цилиндра со свечёй прямо на катушку. Снимаю чёрный (сигнальный) провод с трамблёра, генерация прекращается, как только ставлю на место, снова появляется искра на свече. Это моя первая машина с карбюратором, мне показалось это не нормально. Пробовал подключать сигнальный провод к массе машины, искра на свече возникает в момент разрыва, по моему тут всё правильно, но почему тогда через катушку трамблёра генерит? Может это быть неисправен блок зажигания? диод пробитый, кондёр высохший или ещё что?
Перелопатил весь интернет, нашел даташиты на электронную начинку начал разбираться с коммутаторами, так вот, как оказалось алгоритм работы довольно прост. После включения, при всех исправных цепях, контроллер К1055ХП1, ХП2, ХП4, и их зарубежные аналоги дают сигнал на выходной транзистор, если на вход контроллера в течении 2-3 секунд не приходит импульса, сигнал с выхода микросхемы пропадает, транзистор закрывается, так осуществляется защита катушки зажигания от постоянного напряжения. Как только мы проворачиваем стартером двигатель, трамблёр начинает генерировать импульсы, а коммутатор открывая и закрывая выходной транзистор, даёт прерывание на катушку зажигания, генерируя искру, к тому-же у контроллера предусмотрен контроль тока. У меня ситуация сложилась так, что микросхема начала периодически выходить из режима защиты, и стала генерировать импульсы раз в секунду, с чем это связано, я пока не знаю, может конденсатор С2 высох может ещё что, сегодня снял, завтра на операционный стол. Заметил случайно, когда настраивал карбюратор, машина периодически глохла и были слышны щелчки со стороны трамблёра… Снял крышку трамблёра а там…
Признаки неисправности коммутатора как проверить коммутатор своими силами.
Назначение и особенности конструкции коммутатора.
Коммутатор – это один из элементов электрического оборудования автомобиля. Его задача – обеспечение нормальной работы бесконтактной системы зажигания. Крепления узла производится в подкапотном пространстве.
Устройство отличается надежностью, способностью выдерживать серьезные вибрации и ударные нагрузки
Это очень важно, ведь в корпусе коммутатора находятся чувствительная к воздействиям электроника
В основе коммутатора ВАЗ – стандартная микросхема L 497, которая производит управление транзистором «N-P-N» типа.
>Особенность схемы – возможность программирования со стороны пользователя и установка необходимого коэффициента задержки. От корректности этого показателя напрямую зависит запуск холодного двигателя.
Благодаря четкой настройке, можно ускорить частоту вращения коленчатого вала (исключив при этом провалы в работе) и гарантировать качественную тягу силового узла.
К основным параметрам устройства коммутатора можно отнести:
Диапазон напряжений – от 6 до 16 Вольт; рабочий уровень напряжения – 13,5 Вольт; обеспечение бесперебойной искры при вращении коленвала в диапазоне от 20 до 7000 оборотов; ток коммутации – от 7,5 до 8,5 А.
Признаки неисправности коммутатора.
Одним из главных симптомов неисправности коммутатора — потеря искры. Двигатель плохо заводится и время от времени глохнет, появляются перебои в работе.
Но не стоит торопиться с заменой — важно убедиться в причине, ведь потеря искры может произойти по целому ряду причин – выходу из строя датчика Холла, разрыве ремня ГРМ, неисправности катушки зажигания, плохому контакту в крышке распределителя, проблемами в проводке и так далее
По этому в первую очередь необходима комплексная диагностика. Самым быстрым и эффективным способом в данном случае может послужить автомобильный диагностический сканер. В большинстве своём данного рода приборы достаточно просты в эксплуатации и имеют демократичную цену
Из представленных на нашем рынке можем посоветовать обратить внимание на мультимарочный сканер Scan Tool Pro Black Edition
К преимуществам этой модели можно отнести диагностику не только двигателя, но и остальных узлов. Совместим с 99% новых и старых автомобилей, начиная с 1993 года, достаточно прост в использовании и имеет широкий функционал.
Если диагностика остальных узлов не дала результатов, то можно переходить к нашему «герою». Но как проверить коммутатор, ведь устройство имеет весьма сложную конструкцию?
Как проверить коммутатор, своими силами.
Большинство автолюбителей не морочат голову с диагностикой и просто ставят новый узел. Такой способ имеет свои плюсы.
Во-первых, не нужно тратить время на проверку – достаточно установить новую деталь.
Во-вторых, можно сразу определить, в ней причина или нет. На самом деле бояться работы не стоит, ведь проверка коммутатора занимает несколько минут.
Итак, для выполнения работ в домашних условиях хватит контрольной лампы (номинальное напряжение должно быть 12 Вольт) и стандартного набора ключей.
С их помощью можно убедиться в наличии или отсутствии импульсов, а в дальнейшем принять решение об исправности самого устройства.
Алгоритм действий по проверке коммутатора:
Для начала выполнения работ желательно отключить АКБ, что бы случайно не замкнуть проводки, которые вы будите откручивать.
С помощью ключа на «восемь» выкручивайте гайку и снимите проводок с катушку зажигания с маркировкой «К». Этот провод легко распознать – он имеет коричневатый цвет и направляется к зажиму под маркировкой один на коммутаторе;
Подключайте этот провод через контрольную лампочку к зажиму «К» на катушке зажигания, а далее подсоединяйте аккумулятор;
Включайте стартер двигателя и наблюдайте за действиями лампы. Если она мигает, то коммутатор исправен. Если же лампочка не подает никаких признаков жизни, то единственный выход – это замена устройства.
При наличии сомнений в исправности детали, проверка должна производиться на специальном стенде (такой всегда есть на СТО).
В этом случае можно не только определить факт работоспособности изделия, но и измерить продолжительность импульсов.
При появлении первых подозрений не стоит сразу же менять коммутатор или тратить деньги на мастера. Вы вполне способны справиться с работой своими руками.
Тем более, теперь вы знаете, как проверить коммутатор на ВАЗ 2109 и других моделях отечественной марки. Остается выделить время и подготовить минимальный набор инструментов. Удачной дороги и конечно же без поломок.
Другие неисправности.
При исправности датчика и коммутатора необходимо проверить исправность катушки зажигания и высоковольтных проводов. При проверке высоковольтных проводов замеряется их сопротивление, величина которого зависит от маки, типа, длинны и производителя. По этому при проверке достаточно сравнить значение сопротивления между проводами, с учётом их длинны. При большой разнице провода необходимо заменить. При этом лучше всего заменить весь комплект. Катушку зажигания можно проверить по сопротивлению, но только с долей вероятности. По этому её лучше просто сменить на заведомо исправную.