Определение неисправностей и ремонт
Чтобы определить, стоит ли менять насос, или достаточно его отремонтировать, диагностируют работу прибора и выявляют неисправности. Наиболее частым симптомом неправильной работы является прерывистая работа мотора и движение машины рывками. Еще одним признаком является долгое время завода, при стандартной скорости начала работы с полуоборота. Этот признак обозначат ухудшение работы и то, что бензонасос скоро выйдет из строя, хотя еще способен проработать определенное время.
Инструментальную проверку бензонасоса выполняют при помощи индикатора, продающегося в специализированном магазине. Чтобы выяснить, виноват ли в падении давления бензонасос или не работает регулятор давления, форсунки или другие приборы, устанавливают индикатор на бензонасос. Крепление прибора делают в соответствии с прилагающейся инструкцией, двигатель выключают и ждут около 10 минут. Если после этого обнаруживается значительное уменьшение давления, то бензонасос исправен.
Чиним сами
Как правило, цена диагностики и работы мастера СТО или электрика достаточно дорога. Поэтому есть смысл самостоятельно проверить проводку ГАЗели. Очень часто причиной подобных внезапных отказов является потеря контакта с массой авто. Причем, такая неприятность встречается у многих отечественных авто — та же проводка Москвич 2141 к примеру.
Чинится такая неисправность при обнаружении достаточно легко:
- Обрезаете отпавший провод сантиметров на 5-7 ниже окислившегося контакта;
- Зачищаете;
- Прикручиваете новый контакт;
- Изолируете;
- Прикручиваете к шпильке, предварительно зачистив место контакта небольшим напильником.
Принципиальные понятия
Открыв капот Газель 405 можно увидеть огромную массу проводов, особенно если там установлен инжектор. Как известно, принцип работы инжекторного мотора сильно отличается от карбюраторного и включает в себя массу электрических элементов, найти которые может помочь только электросхема. Она выглядит как большая карта, на которой отмечены все провода и кабели, что проложены в машине, куда и откуда они следуют, что за чем подключается. Необходимость в составлении этих схем связана с тем, что в автомобиле используется переменный ток, и просто так здесь не разобраться. Графически на схеме Газель 405 можно увидеть абсолютно все элементы, как основные (аккумулятор,прерыватель распределитель, катушка зажигания, стартер, генератор, свечи), так и все побочные (фары, дворники, радио, стеклоподъёмники и прочее).
Автоматика и средства безопасности
Чтобы понять, как быстро диагностировать и устранять неисправности, нужно знать о средствах контроля насосной станции и принцип ее работы.
- В причины выхода из строя насоса входит грязь и механические взвеси. Поэтому на подающем патрубке обязательно устанавливается фильтр грубой очистки.
- Чтобы не возникло проблемы, когда станция не качает воду — необходимо монтировать на подающей трубе клапан обратного хода. Он не даст воде уйти назад в скважину и предотвратит попадание воздуха в рабочий контур.
- Манометр — основной прибор для контроля работы станции и состояния водопроводной сети. Установленный на выходной трубе, он показывает давление и позволяет провести мгновенную оценку.
- Регулировка параметров давления производится соответствующим реле. Оно входит в список узлов гидроаккумулятора и отвечает за включение и отключение двигателя нагнетателя.
Работает все достаточно просто. При начальном пуске насос накачивает воду в гидроаккумулятор. Внутри него расположена мембрана, резиновая груша. Наполняясь водой и расширяясь, она сжимает воздух в емкости. Датчик контролирует растущее давление. При достижении настроенного уровня реле отключает насос. Манометр при этом показывает давление, которое достигнуто в водопроводе. Когда внутри дома открывается кран, вода поступает в сеть, отбираясь из груши гидроаккумулятора. При падении давления ниже настроенного предела реле активирует насос, и цикл повторяется.
Причины появления шума в насосе
Насос в системе отопления шумит по множеству причин, но чаще всего проблема связана с одним из следующих факторов:
- Нестабильное напряжение в электросети. Довольно распространенная проблема, из-за которой шумит насос в котле – перепады напряжения. Из-за перепадов режим работы насоса сбивается, и он начинает перекачивать теплоноситель неравномерно. Именно теплоноситель будет шуметь, проходя по трубам и отопительным приборам. Чтобы с точностью выявить такую проблему, нужно провести полное тестирование отопительной системы и насоса, и без специального оборудования здесь не обойтись.
- Ошибки монтажа. Если со стороны прибора доносится своеобразный шелест, нужно проверить, правильно ли он установлен. В большинстве случаев насосы устанавливаются вместе с гидрокомпенсатором, который отслеживает статическое давление в процессе работы устройства. Гидрокомпенсатор (или мембранный бак) предотвращает возникновение нагрузок, из-за которых изнашивается и гудит насос отопления.
- Воздушные пробки. В самом начале отопительного сезона, когда система только начинает работать, с ее стороны может доноситься характерный свист. Такой звуковой эффект говорит о том, что в контур системы отопления попал воздух, который и является причиной свиста. Для устранения воздушных пробок традиционно используются краны Маевского, обычно устанавливаемые в самых верхних участках контура. Такими кранами нужно пользоваться перед каждым запуском системы, чтобы в ней не было воздуха.
Виды неисправностей
Можно выделить несколько видов неисправностей, которые чаще всего возникают у погружных насосов для воды.
Не включается
Существует 4 возможных причины, по которым аппарат не реагирует на включение.
- Электрическая защита. В современных изделиях предусмотрена функция защиты, срабатывающая по принципу пробок на счетчике расхода электроэнергии. При возникновении неожиданных нагрузок или сбоев электросети защита срабатывает автоматически и останавливает работу агрегата. Снова запускать механизм рекомендуется только после того, как причина срабатывания автомата будет определена.
- Порча предохранителей. Предохранители могут перегореть по причине износа, но иногда они приходят в негодность по внешним причинам. При регулярном перегорании специалисты советуют проверить целостность силового кабеля, а также место его подключения.
- Повреждение кабеля. Для проверки силового кабеля оборудование нужно извлечь, так как большая часть шнура проходит под водой.
- Защита от работы «всухую». Кроме электрической защиты, погружные аппараты оснащены приспособлением, контролирующим уровень погружения в жидкость. При недостаточном уровне жидкой среды работа устройства автоматически прекращается.
Включается, но не качает
В ситуации, когда включенный механизм не подает воду, также может быть 4 причины.
- Запорный вентиль. Самая простая причина, объясняющая отсутствие перекачки воды — перекрытый запорный вентиль устройства. В этом случае насос отключают, затем отворачивают перекрытый кран. Частый запуск агрегата с перекрытым запорным вентилем грозит поломкой, поэтому рекомендуется проверять задвижку перед каждым запуском.
- Низкий уровень воды. Если запорный вентиль открыт, следующим шагом должна быть проверка динамического уровня воды и регулировка погружения аппарата на нужную глубину.
- Поломка обратного клапана. При засорении обратного клапана он может «залипнуть» и перестать пропускать воду. В этом случае может помочь прочистка детали или замена на новую.
- Засорение впускного фильтра. Засорившийся фильтр также может мешать поступлению воды в систему, поэтому следует проверить его состояние и, при необходимости, очистить фильтрующую сетку.
Падает производительность
В случае если оборудование стало подавать значительно меньшие объемы воды, рекомендуется проверить несколько предположений.
- Снижение напряжения в сети. При низком напряжении аппарат не в состоянии работать на полную мощность.
- Засорение подъемной трубы. При снижении проходимости подъемной трубы производительность механизма заметно падает.
- Засорение арматуры в сети водоснабжения. Клапаны и вентили в системе, подающей воду, могут засориться и препятствовать подаче жидкости в полном объеме.
- Неправильные настройки реле давления.
Слишком частые включения-отключения
Проблема возникает в случае работы техники в паре с гидроаккумулятором. Частые включения и отключения могут происходить по нескольким причинам.
- Слишком низкое давление в гидробаке.
- Разрыв резиновых комплектующих бака.
- Неправильные настройки реле давления.
Пульсирующая подача воды
Пульсирующая струя воды из крана свидетельствует о снижении уровня воды в скважине ниже рекомендуемого. В этом случае следует как можно быстрее опустить механизм на расчетную глубину.
Подтекает корпус
При износе уплотнителей начинает течь корпус агрегата. Место течи обнаружить несложно по появлению потеков и коррозии. Если своевременно не заменить уплотнители, изделие может окончательно прийти в негодность.
Гудит, не качает
Аппарат может издавать гудение, но не подавать воду по следующим причинам.
- Крыльчатка прилипла к корпусу устройства из-за долгого хранения насоса «всухую».
- Крыльчатку заклинило из-за песка, ила, грязи.
- Поломка конденсатора пуска движка.
- Низкое напряжение в электросети.
Сильно вибрирует
Сильная вибрация преимущественно возникает в центробежных насосах из-за износа подшипников или из-за ослабления креплений. Проблема решается при замене деталей и укреплении элементов.
Не выключается
Погружной насос перестает автоматически отключаться в случае, если вышло из строя реле давления, или же если у реле неправильные настройки.
Плохое основание насоса
Центробежные насосы устанавливаются вместе со всей трубопроводной обвязкой, опорами и рамами необходимыми для эксплуатации. Монтаж должен быть выполнен таким образом, чтобы основание насосного агрегата выдерживало все возникающие нагрузки.
Тип основания зависит от типа насоса, наиболее часто большие центробежные насосы устанавливают на фундамент. Когда технология заливки бетона и установки монтажных болтов нарушена или гайки крепления не затянуты, в работе насоса возникают повышенные вибрации. Если не устранить такую проблему, крепление насоса лопнет и насос перейдет в аварийный режим работы с последующей поломкой (рисунок 5).
Рисунок 5. Разрушение основания и крепления рамы насосного агрегата
Предотвратить такие проблемы можно обеспечив жесткое ровное основание. Масса которого должна быть минимум в три–пять раз больше насосного агрегата. Такой фундамент поглощает вибрации и предотвращает деформации фундаментных болтов. В фундаменте не должно быть трещин и раковин.
Исключить напряжения в насосном агрегате и основании можно путем монтажа обвязки от насоса. В таком случае нет дополнительных деформаций труб, которые вызывают напряжения и ухудшают работу насоса с увеличением вибрации.
Низкий расход жидкости
Работа центробежного насоса с недостаточным или низким расходом жидкости может вызвать проблемы со всем оборудованием в процессе холодоснабжения
Поэтому очень важно оперативно устранить возможные неисправности, причинами которых могут быть:
- Неправильное вращение электродвигателя
- Загрязнение фильтра
- Арматура на трубопроводных линиях
- Подсос воздуха в систему
- Низкая скорость вращения рабочего колеса
- Высокая вязкость жидкости
- Повреждение и загрязнения рабочего колеса
Свистит и гудит бензонасос
Начнем с того, что исправная работа насоса для подачи топлива предполагает определенный шум или негромкое жужжание после поворота ключа зажигания. Другими словами, топливный насос гудит в то время, пока создает рабочее давление в магистрали. Данный процесс длится 2-3 сек, после чего водитель может услышать легкий щелчок. Данный щелчок издает реле бензонасоса.
Отметим, что многие водители автомобилей с пробегом от 100 тыс. км. и более отмечают слегка повышенный уровень шума от бензонасоса. Топливный насос может сильнее гудеть или подсвистывать в момент поворота ключа зажигания. Параллельно с этим проблем с запуском двигателя, расходом топлива и плавностью реакций на нажатие педали газа при езде не возникает. Машина практически не теряет в динамике, позволяя ездить с гудящим бензонасосом не один десяток тысяч километров.
При таких неполадках насоса желательно провести диагностику, так как постоянная работа с увеличенной нагрузкой вызывает перегрев бензонасоса и сокращает его ресурс. При этом сразу менять насос без проверки не стоит. Замена сетки бензонасоса и топливного фильтра, а также чистка форсунок во многих случаях позволяет избавиться от шума.
Более сильный или прогрессирующий свист и гул бензонасоса является поводом для немедленного выявления и устранения поломки, что предполагает проверку работоспособности отдельных элементов системы питания двигателя. В этом случае повышенный уровень шума топливного насоса обычно возникает по следующим причинам:
- грязный топливный фильтр и сеточка бензонасоса;
- забита топливная магистраль;
- выходит из строя моторчик бензонасоса;
- забиты топливные форсунки;
- неисправен регулятор давления в топливной рейке;
Указанные неисправности также часто сопровождаются плохим запуском двигателя, неустойчивой работой ДВС (мотор троит) на холостых и под нагрузкой. Отмечены рывки, провалы и задержки реакции двигателя на нажатие акселератора. В подобной ситуации автомобиль становится сложно и даже небезопасно эксплуатировать, так как можно неожиданно заглохнуть или попасть в аварийную ситуацию при попытке совершения обгона.
В каких случаях наличие шума – нормальное явление
Если подрядчик установил вам насос сухого типа, где ротор не имеет контакта с теплоносителем, наличие шума при его работе не является признаком неисправности. Такие изделия редко используются в частных домах из-за вышеуказанной причины и необходимости регулярного технического обслуживания. У вас есть два выхода: установить в помещении звукоизоляцию или купить изделие мокрого типа. Второй способ предполагает снижение КПД. (Подробное описание различий насосов мокрого и сухого типа смотрите здесь)
Производители в инструкции к устройству предупреждают покупателя о том, что насос отопления шумит. Там же вы можете ознакомиться с рекомендациями, как лучше поступить, чтобы снизить их воздействие до минимума. Есть вариант приобрести специальный кожух. Он существенно снизит шум, но не устранит его полностью. Ещё вы можете перенести насос в другое помещение, из которого звуки не будут доноситься до жилых комнат.
Советы по безаварийной эксплуатации
Насосная станция для надежной работы требует правильной установки. Чтобы гарантировать долгую безаварийную эксплуатацию, нужно:
- установить насос на ровной, жесткой площадке или опоре, не допускающей вибрации;
- эксплуатировать станцию только при положительной температуре;
- не допускать перегрева в области расположения насоса (температуры выше 40 градусов), для чего рационально предусмотреть систему обдува или вентиляции;
- использовать для подачи и отвода воды трубы только рекомендуемого в документации диаметра, для того, чтобы насос мог показать свои заявленные характеристики;
- не допускать перегибов труб;
- предусмотреть систему дренажа для аварийного слива, а также патрубки для залива воды в подающий контур.
Если вода отбирается из неглубокого колодца поверхностным насосом, нужно принять меры, чтобы рабочее колесо турбины всегда находилось в воде. Для этого конец шланга или трубы погружают в воду, следя, чтобы в жидкости находилось как можно больше его длины. Лучшим способом гарантировать безопасности будет оснащение заборной линии поплавком. Его задача — приподнимать и опускать конец шланга, постоянно сохраняя его погруженность в воду.
В список периодического обслуживания системы входит контроль параметров давления. Воздух в насосной станции проверяется через золотниковый или ниппельный отвод на корпусе гидроаккумулятора. Присоединив к нему манометр, легко увидеть показатели. Номинальное давление — от 1.5 до 1.8 атм. При его недостатке сквозь отвод закачивают воздух компрессором или велосипедным насосом.
Замена топливного насоса
Снимаем топливный модуль . Для удобства работы снимаем датчик указателя уровня топлива (см. выше «Снятие топливного модуля»).
Поддев отверткой…
…снимаем стопорное кольцо с направляющей крышки топливного модуля. Аналогично снимаем стопорное кольцо с другой направляющей крышки топливного модуля.
Нажав на четыре фиксатора…
…и немного приподняв крышку, вынимаем держатель с насосом из корпуса топливного модуля.
Поддев отверткой стопорную шайбу, снимаем сетчатый фильтр с патрубка насоса.
Вынимаем из прорези держателя фильтра стопорную шайбу. Промываем растворителем сетку приемного фильтра и продуваем сжатым воздухом.
Освобождаем фиксатор…
…и вынимаем насос из держателя. Для отсоединения гофрированной пластиковой трубки от патрубка насоса…
…нагреваем конец трубки до температуры 70–80 °C (например, промышленным феном или горячей водой).
Снимаем трубку с патрубка насоса. Устанавливаем топливный насос в обратной последовательности. Чтобы надеть гофрированную трубку на патрубок насоса, нагреваем ее.
Нарушение балансировки
При нарушении баланса массы ротора насоса повышается температура подшипников, возникает вибрация и перегрев. Чтобы не спутать проблемы балансировки с нарушением центровки рабочего насоса, следует сначала проверить центровку валов.
При значительном дисбалансе первым делом разрушается торцевое уплотнение, и выходят из строя подшипники. Кроме того повышенная вибрация передается приводу насоса, который в первоначально исправном состоянии начнет ломаться.
Самый распространенный способ балансировки заключается в перераспределении массы. После измерений на стенде (рисунок 2), выбирается место коррекции и добавляется или снимается масса. Такой подход позволяет сместить центр масс с осью вращения и отбалансировать деталь.
Рисунок 2. Процесс балансировки ротора насоса на стенде
Причины поломок
Быстрая выработка ресурса объясняется сложными условиями, в которых технике приходится работать. Постоянное воздействие жидкости, в которую погружен агрегат, вибрация, температурные перепады и трение абразивных частиц водяной взвеси в итоге приводят к появлению сбоев в работе оборудования. Следует упомянуть, что более дорогие модели, например, насос Джилекс или Grundfos, заметно долговечнее и надежнее дешевых аналогов.
Можно выделить несколько основных причин, по которым скважинные аппараты перестают выполнять свои функции.
- Износ. Рабочие качества узлов постепенно ухудшаются, детали приходят в негодность после определенного срока эксплуатации.
- Установка механизма выше уровня воды. Техника начинает работать вне жидкой среды, «всухую», в результате чего лишается водяной смазки и охлаждения греющихся рабочих частей. Перегрев оборудования может привести к заклиниванию деталей и даже к оплавлению пластиковых комплектующих.
- Мощность превышает необходимый уровень, агрегат начинает всасывать большое количество грунта со дна скважины или колодца. Постоянное воздействие абразивных частиц заметно ускоряет износ крыльчатки, деталь ломается раньше срока.
- Отсутствие стабилизатора напряжения. Электрические части изделия, включая конденсаторы, очень чувствительны к перепадам напряжения и сбоям в электрической сети. Если владелец оборудования не использует стабилизатор напряжения, рано или поздно электрические части агрегата выйдут из строя.
- Пренебрежение профилактикой. Специалисты рекомендуют проводить регулярные технические осмотры оборудования 1-2 раза в год. Периодическая проверка состояния погружного агрегата позволяет своевременно выявить износ комплектующих и другие проблемы. Профилактика позволяет предотвратить серьезные поломки, устранение которых обойдется владельцу техники гораздо дороже, чем регулярное техническое обслуживание.
Нарушение центровки вала насоса и электродвигателя
Несносность вала приводит к преждевременному износу уплотнений и подшипников насоса. Такой процесс сопровождается повышенной вибрацией, шумом и падением производительности насоса.
Центровку выполняют с точным измерением положения валов привода и насоса (рисунок 4). После определения величин коррекции несоосности устанавливаются регулировочные пластины и устраняются вертикальные отклонения, в горизонтальной плоскости для выравнивания используют специальные болты закрепленные на раме.
Рисунок 4. Процесс центровки валов насоса и электродвигателя
Очень важно, чтобы центровка двигателя и насоса была выполнена при фактических условиях и температурах. Устройства могут потерять соосность при температурных изменениях
Центровка должна быть проверена после нагрева насосного агрегата до максимальной температуры под нагрузкой при эксплуатации.
Когда источник звуков – отопительная система
Часто неприятный гул возникает в случае некачественного проектирования или установки гидросистем, а также при незаконном изменении стандартизированных конструкций действующих трубопроводов в доме. Отмечаются такие случаи, когда после самовольной перепланировки и замены отопительной системы в квартире, монтажа теплых полов или новой сантехники появляется сильный шум во всем доме. Зачастую причина заключается в том, что после ремонта были установлены трубы большего диаметра, чем требуется нормами проекта. В этом случае возникает вибрация, которая и приводит к образованию шума.
Шум также может появиться из-за замены старых насосных систем на новые. Это происходит потому, что технические характеристики установленного оборудования не соответствуют характеристикам работающей в доме гидросистемы. Помимо этого, небольшой гул может появляться еще и потому, что неплотно закрыта заслонка гидросистемы, за счет чего наблюдается дополнительное сопротивление и повышение скорости движения воды по трубам.
Ненормативное движение воды по трубам (более быстрое или замедленное), а также неправильный диаметр установленных недавно труб очень часто становятся причинами появления мощного гула, от которого можно будет избавиться, только установив новый трубопровод. Именно поэтому перед любыми ремонтными работами, связанными с заменой водопровода и насосного оборудования, необходимо консультироваться со специалистами.
Пошаговая замена топливного фильтра ГАЗель
Топливный фильтр-сепаратор на Газели закреплён на раме. Для его снятия необходимо отключить аккумуляторную батарею и убрать давление в системе (снижается до нуля после 10-15 минут глушения двигателя).
После закрутить крышку, установив нагревательный элемент с клеммами, и подсоединить топливные трубки. Места соединений и верх крышки рекомендуют обработать герметиком. После монтажа необходимо убрать воздух из топливной системы. Для этого включают зажигание, не запуская двигатель, 5-6 раз – в течение нескольких секунд должен сработать топливный насос и прокачать топливные магистрали, заполнив фильтр. Во время монтажа крышки сепаратора уплотнительное кольцо смазывают маслом, а при его изношенности меняют на новое.