Инструкции для ремонта и эксплуатации грузовой спецтехники

Гениальное предвидение

Основная концепция мотора – восемь цилиндров, расположенных в V-образной форме. Но какой смысл был в том, чтобы сделать двухблочную конструкцию по четыре цилиндра в каждом и свести поршневые группы под углом 90º? Почему шведы не стали использовать идею рядной восьмёрки или рядной шестёрки с эквивалентным объёмом?

Одна из причин заключается в том, что двигатель V8, как правило, получается короче и зачастую ниже, чем «рядные» конкуренты. Компактный агрегат с меньшими габаритами гораздо легче установить под кабину, чем рядный мотор той же мощности. Второй момент: более короткий коленвал получается более прочным, чем его длинный аналог, устанавливаемый в рядной «шестёрке». Здесь надо отметить роль личности в истории. И этой личностью, ставшей одним из отцов-основателей легендарного двигателя, был Бенгт Гадефельдт (Bengt Gadefeldt). В 1960-е годы он был главой моторного подразделения в компании Saab–Scania.

Презентация нового мотора V8 Scania состоялась на автомобильной выставке IAA во Франкфурте в 1969 году. Событие получилось сенсационным, а ужас скептиков оказался необоснованным. В этом агрегате удалось воплотить идею мощного двигателя, работающего на низких оборотах, который обеспечивает грузовик высокой тяговой мощью. С выпуском дизеля Scania V8 DS 14 европейские автотранспортники получили высокоэффективный, малошумный и долговечный мотор. Появившийся затем модельный ряд бескапотных грузовиков Scania V8 LB/LBS/LBT140 в водительской среде стал именоваться «Король Дороги». Позднее, в 1972 году, скандинавы запустили в производство капотную серию тяжеловозов L/LS/LT140-145 с полной массой от 17 до 26,5 тонн, которые тоже оснащались двигателями Scania DS 14. Scania произвела более 170 000 двигателей V8 с рабочим объёмом 14 литров.

Пятьдесят лет – это практически вечность для современного моторостроения, и неудивительно, что современные двигатели Scania V8 имеют лишь общую базовую платформу и модульную конструкцию, совпадающую с первым поколением V-образных «восьмёрок». Хорошей иллюстрацией произошедших изменений стала масса мотора. В 1969-м 14,2-литровый двигатель весил 334 кг. Сейчас подобная масса уже у 16,4-литрового мотора, который в топовой версии выдаёт почти в два раза больше мощности, чем предшественник. Далее первый дизель Scania V8 выдавал крутящий момент 1245 Н·м на скорости 1500 об/мин. Сегодняшний чемпион – 730-сильный агрегат развивает 3500 Н·м крутящего момента, но уже на скорости 1000 об/мин. Удивительное улучшение наглядно демонстрирует разительные отличия между разными поколениями шведских моторов.

Схема предохранителей и реле на Scania 113 1993 года

Перемычки в основной коробке защищали:

  • головное освещение (с разделением линий питания по сторонам и по мощности нитей накаливания в лампах);
  • лампы освещения приборного щитка и кнопок управления на панели;
  • плафоны габаритного освещения и лампы для подсветки номерного знака;
  • стояночные фонари (с разделением по сторонам грузовика и полуприцепа);
  • систему очистки фар (включая насос для распыления жидкости на стекла);
  • дворники ветрового стекла и помпу для подачи омывающей жидкости на поверхность;
  • электронные компоненты горного тормоза (использовался для снижения нагрузки на колесные механизмы);
  • сигнализаторы снижения скорости движения;
  • комбинацию приборов (включая контрольные и предупредительные индикаторы);
  • датчик температуры воздуха;
  • клапан ограничения давления воздуха в системе наддува двигателя;
  • указатели направления поворота;
  • датчик нагрузки на ведущий мост;
  • заднюю светотехнику (без разделения по сторонам и назначению ламп);
  • электронные компоненты, обеспечивающие работу коробки передач;
  • пневматическую подвеску и систему управления подъемной осью (использовалась для снижения нагрузки на дорогу);
  • цепь питания электромагнита блокировки дифференциала;
  • плафоны в кабине и освещение проема подножки;
  • штатную магнитолу;
  • прикуриватель вместе с системой диагностики, разъемом для подключения переносного светильника и электромеханическим тахографом;
  • клаксон;
  • климатическую установку.

Список предохранителей основного блока.

Предохранительный блок F1

В коробке F1 на грузовом автомобиле 3-й серии располагались перемычки для защиты линий питания:

  • автономного отопителя, отвечающего за обогрев кабины на стоянке;
  • нитей дальнего света головного освещения;
  • системы охлаждения коробки передач и дополнительной системы обогрева;
  • контроллера автоматической трансмиссии;
  • головных противотуманных фар (имелось 2 перемычки на 10 и 20 А, отвечавших за защиту разных цепей);
  • системы прогрева дизеля перед холодным стартом.

Предохранительный блок F2

Внутри коробки F2 на седельных тягачах образца 1993 г. устанавливались защитные элементы для цепей питания:

  • системы обезвоживания воздуха, используемого для привода тормозов;
  • электрического подогрева кресла водителя и зеркал (устанавливался на часть автомобилей);
  • предупредительной светотехники;
  • контура обогрева ящика для стартерных аккумуляторов;
  • системы прогрева топлива, расположенной в корпусе фильтра грубой очистки;
  • линий питания контроллера EDC (управления работой дизеля);
  • электрических приводов стекол в дверях кабины и регулировки зеркал;
  • электронного ограничителя скорости движения.

Предохранительный блок F3

Коробка F3 на автомобилях первых лет выпуска использовалась для установки 6 плавких вставок, обеспечивавших защиту электроники и исполнительных приводов модуля ABS. Перемычки имели номинал 10 или 30 А.

Перемычки на грузовиках образца 1992 или 1993 г. выпуска использовались для защиты:

  • регулятора напряжения в клапане для подсоединения оборудования полуприцепа;
  • контроллера электрических цепей полуприцепа;
  • аварийного сигнализатора;
  • части разгрузочных реле в основном модуле в кабине.

Как заменить неисправные предохранители на Скании 4

Восстановить работоспособность транспортного средства после выхода из строя предохранителей довольно просто – весь фронт работ займет не более 15 минут свободного времени и потребует минимум инструментом. Для обслуживания авто желательно иметь в наличии отвертку с тонким шлицем, а также специальный съемник для демонтажа предохранителей или обычные пассатижи.

Процедура замены неисправных предохранителей в автомобиле происходит согласно следующему сценарию:

  • Для начала требуется отключить основной и при наличии дополнительный аккумуляторы, чтобы обесточить электропитание транспортного средства. Замена предохранителей с подключенным аккумулятором может стать причиной скачков напряжения, что приведет к перегоранию защитных элементов или станет фактором, повлекшим порчи оборудования;
  • После завершения подготовительных работ переходим в кабину транспортного средства, где находим блоки предохранителей – в Scania 4 их несколько и все размещены в салоне. Найти блоки с предохранителями можно путем осмотра нижней части кабины – все блоки будут закрыты пластиковыми крышками с наличием гравировки предохранителей;
  • С помощью обычной отвертки отвинчиваем или отщелкиваем крепления на крышках и при наличии снимаем дополнительный защитный слой, что позволит обеспечить свободный доступ к предохранителям автомобиля;
  • Теперь с помощью специализированного съемника или обычных пассатижей требуется демонтировать все неисправные предохранители. Определить поврежденные элемент можно по наличию следов оплавления на корпусе или полной деформации плавкой вставки;
  • В замену поврежденным элементам теперь устанавливаем новые комплектующие. Путем легкого надавливания устанавливаем предохранителей в посадочным разъем вплоть до появления характерного щелчка;
  • В завершение процедуры устанавливает обратно все аккумуляторы и проверяем работоспособность всех систем транспортного средства.

При на автомобиле постоянно выходит из строя один и тот же предохранитель, то рекомендуется отправить транспортное средство на полную диагностику электрооборудования к сертифицированным механикам. Скачки напряжения могут быть причиной нестабильной работы генератора или наличием пробоев в магистральной электроцепи.

Описание предохранителей

  1. Счетчик пробега, тахограф, зуммер, диагностика ABS 10А
  2. Мигающие сигналы, ограничитель скорости, ограничитель нагрузки на ось 10А
  3. Сигналы заднего хода 20А
  4. Моторный тормоз, ограничитель белого дыма 10А
  5. Коробка передач 10А
  6. ABS, тормозные сигналы 20А
  7. Подъем подвесной оси, блокировка дифференциала, отбор мощности, датчик давления 10А
  8. Стеклоочистители, стеклоомыватели 20А
  9. Звуковой сигнал, вентилятор, кондиционер, модуль температуры 20А
  10. Пневмоподвеска, управляемые оси, ретардер 10А
  11. Стеклоподъемник левая сторона 20А
  12. Стеклоподъемник правая сторона, противотуманные фары 20А
  13. ABS прицепа 30А
  14. Тахограф, счетчик пробега, сидение 10А
  15. Внутреннее освещение, центр. замок, прикуриватель 20А
  16. Диагностика, местное освещение 20А
  17. Радиоаппаратура, сидение 20А
  18. Реле клапана ABS 20А
  19. Питание блока управления двигателя 20А
  20. Блок управления двигателя EDC, прерывание подачи топлива 10A
  21. EBS 30А
  22. Обогрев сидений и зеркал заднего вида 20A
  23. Блок управления ABS, прицеп 5А
  24. Регулировка фар, воздухоосушитель 20А
  25. Освещение панели приборов 10А
  26. Рабочее освещение, освещение на крыше 20А
  27. Левый габарит, верхние габаритные огни 20А
  28. Правый габарит 20А
  29. Передние и задние противотуманные фары 20А
  30. Левый дальний свет 10А
  31. Правый дальний свет, местное освещение 10А
  32. Левый ближний свет 10A
  33. Правый ближний свет, регулировка высоты света фар 10А
  34. Дополнительный обогреватель, опрокидывание кабины 20А
  35. Обогреватель, блок управления температурой, холодильник 10А
  36. Флейм-старт, отбор мощности, прикуриватель, сигнализация 10A
  37. Подогреватель топлива 20А
  38. Флейм-старт, подогреватель топлива, подогрев сидения 10А
  39. Подогреватель батареи, авт. смазка шасси 10А
  40. Электрический люк, трипкомпьютер FMS, сотовая связь 20A
  41. Opticruise, блок-часы, сигнализация 10А
  42. EBS 20А
  43. Дополнительное оборудование 20A
  44. Подогрев фильтра, дополнительное оборудование 20А
  45. Дополнительное оборудование 10А

Регулировка зазоров клапанов в ДВС с рабочим объемом 14 и 16 литров

Примечание: Для проведения проверки и регулировки ДВС должен быть холодным.

Проверка

Величины зазоров клапанов:

Рабочий объем ДВС, л Величина зазора, мм
14 Впускные – 0,45Выпускные – 0,80
16 Впускные – 0,45Выпускные – 0,70

ДВС с рабочим объемом 14 литров

Для регулировки зазоров используют один из приведенных ниже способов.

Способ 1

  • Поршень 1-го цилиндра устанавливается в Верхней мертвой точке (ВМТ – конец такта сжатия, метка TDC).
  • Проводится регулировка зазоров впускных и выпускных клапанов.
  • Используя приспособление 99 309, коленвал поворачивается на 1/4 полного оборота, после чего можно переходить к очередному цилиндру.
  • Регулировка зазоров клапанов проводится в порядке, соответствующем работе цилиндров ДВС: 1 – 5 – 4 – 2 – 6 – 3 – 7 − 8.

Способ 2

  • Коленвал поворачивается в направлении вращения так, чтобы поршень 1-го цилиндра оказался в положении 20° после прохождения метки TDC (Верхняя мертвая точка). На маховике это положение обозначено меткой ┴.
  • Проводиться регулировка клапанов:
Цилиндр/Ряд Клапаны
1/Правый Впускные и выпускные
2/Правый Выпускные
4/Правый Выпускные
5/Левый Впускные и выпускные
7/Левый Впускные
8/Левый Впускные

  • Делается один полный оборот коленвала в направлении вращения. Поршень 1-го цилиндра устанавливается в положении 20° после прохождения отметки TDC (Верхняя мертвая точка) на такте впуска.
  • Проводиться регулировка клапанов:
Цилиндр/Ряд Клапаны
2/Правый Впускные
3/Правый Впускные и выпускные
4/Правый Впускные
6/Левый Впускные и выпускные
7/Левый Выпускные
8/Левый Выпускные

ДВС с рабочим объемом 16 литров

Поворачивается коленвал, используя приспособление 99 309, и по соответствующей метке проводиться регулировка. Метка должна быть видна в нижнем окне кожуха:

Метка, указатель градусов № цилиндра – перекрытие клапанов Регулировка впускных клапанов на цилиндре Регулировка выпускных клапанов на цилиндре
0º, сжатие 6 7, 8 4, 5
180º, впуск 7 1, 5 2, 6
360º, сжатие 1 2, 4 3, 7
540º, впуск 4 3, 6 1, 8

Рекомендация: с целью упростить контроль за выполнением регулировки клапанов, наносятся метки на коромыслах клапанов после завершения их регулировки.

После завершения работ по регулировке контргайки регулировочных винтов затягиваются с усилием 35 Н∙м.

Принцип работы клапанов

A = Выключенный электромагнитный клапан, который выпускает воздух из полости цилиндра. B = Активизированный электромагнитный клапан, который подает воздух в полость цилиндра. C= Выключенный электромагнитный клапан

  1. Подача сжатого воздуха
  2. Рабочий воздух
  3. Выпуск

Когда электромагнитный клапан не активизирован, он получает сигнал PWM, напряжение которого составляет 1 % от напряжения в системе. Блок управления коробкой передач GMS интерпретирует этот сигнал, как отключенный электромагнитный клапан.

Когда электромагнитный клапан активизирован, он получает сигнал PWM, напряжение которого составляет 98% от напряжения в системе в течение 100 миллисекунд. Затем напряжение падает до 43% напряжения в системе.

Когда блок управления получает подтверждение о том, что произошло переключение передач, электромагнитный клапан становится неактивным и снова получает сигнал PWM, напряжение которого составляет 1 % от напряжения в системе.

Один элемент включает в себя два независимых электромагнитных клапана.

Блок электромагнитных клапанов сконструирован как единый блок, содержащий до 3-х сменных элементов, состоящих из двух электромагнитов.

Каждый электромагнитный клапан можно проверить индивидуально. В нормальном состоянии каждый клапан закрыт, что означает, что открывание происходит при подаче напряжения.

Корпус блока клапанов коробки передач Scania поставляется в сборе, как запчасть, на фото снизу.

В данном блоке установлено два элемента, то есть четыре электромагнитных клапана. На месте отсутствующих элементов устанавливаются заглушки.

Так выглядит заглушка нового образца. Старая заглушка повторяет в точности размер и форму электромагнитного клапана.

Выпуск электромагнитных клапанов общий и выглядит так.

Самые распространённые неисправности и способы их устранения

В большинстве случаев к выходу из строя аварийки приводят неисправности со следующими элементами автомобиля:

1. Поворотное реле. Данный элемент обычно располагается на рулевой колонке или под приборной панелью. Он может выходить из строя из-за перегорания биметаллической пластины. Реле не ремонтируется, единственный выход – его замена.

2. Переключатель поворотов. Переключатель поворотов располагается под рулевым блоком. Чтобы его извлечь, необходимо снять кожух блока – крепится переключатель поворотов при помощи крепежей или винтов. Данный элемент можно отремонтировать, однако сделать это очень сложно, поэтому лучше поменять его на новый (можно б/у).

3. Проводка, ламели и лампы. При возникновении проблем с электропроводкой рекомендуется обратиться к специалистам, однако источник проблемы можно найти и самостоятельно. Обычно повреждение возникает в местах под порогами или в разъёме фар.

4. Кнопка включения/выключения аварийки. Если кнопка неработоспособная, то при включении поворотов или аварийки могут загораться сразу все лампы. Стоит такая кнопка мало, поэтому в случае возникновения с ней проблем лучше купить новую.

5. Блок управления. Во многих современных автомобилях (вышедших после 2010 года) за функцию включения и выключения аварийки отвечает блок управления. Если он выйдет из строя, то сразу следует ехать в сервис, так как чтобы устранить неполадку требуется провести диагностику.

Scania P, G, R, T-series Workshop manuals

Scania P, G, R and S series Workshop manual — Dismantling information.pdf

Draining climate control system.pdf

Draining the coolant system.pdf

Draining the engine.pdf

Draining the fuel tank.pdf

Emptying the ACL reservoir.pdf

Emptying the compressed air tanks.pdf

Fluids and materials that are harmful to the environment.pdf

Identification of materials.pdf

Large silencer, Euro 6.pdf

Medium silencer, Euro 6.pdf

Procedures and requirements for return units.pdf

Removing a door.pdf

Removing a manual gearbox.pdf

Removing brake calipers.pdf

Removing brake shoes.pdf

Removing fixtures and fittings.pdf

Removing front spring.pdf

Removing fuel pipes.pdf

Removing reductant catalytic converter.pdf

Removing the AC compressor.pdf

Removing the air compressor.pdf

Removing the air cooled oil cooler for the gearbox.pdf

Removing the air-cooled EGR cooler.pdf

Removing the airbag.pdf

Removing the balancing weights on wheels.pdf

Removing the brake drums.pdf

Removing the bumper.pdf

Removing the cab tilt pump.pdf

Removing the cab.pdf

Removing the camshaft.pdf

Removing the central gear RB662.pdf

Removing the coolant pump.pdf

Removing the crankshaft.pdf

Removing the cylinder head part 2.pdf

Removing the cylinder head.pdf

Removing the cylinder liners.pdf

Removing the disc brake hub.pdf

Removing the door window.pdf

Removing the EG power take-off.pdf

Removing the EGR valve.pdf

Removing the engine.pdf

Removing the external hatch.pdf

Removing the fan part 2.pdf

Removing the fan.pdf

Removing the flywheel housing part 2.pdf

Removing the flywheel housing part 3.pdf

Removing the flywheel housing.pdf

Removing the front axle.pdf

Removing the front cover.pdf

Removing the front grille panel.pdf

Removing the front timing gear casing part 2.pdf

Removing the front timing gear casing.pdf

Removing the gear control.pdf

Removing the gearbox part 2.pdf

Removing the gearbox part 3.pdf

Removing the gearbox part 4.pdf

Removing the gearbox.pdf

Removing the instrument panel.pdf

Removing the left-hand cylinder head bank.pdf

Removing the oil mist separator 1.pdf

Removing the oil mist separator.pdf

Removing the power steering gear.pdf

Removing the propeller shaft.pdf

Removing the radiator part 2.pdf

Removing the radiator part 3.pdf

Removing the radiator part 4.pdf

Removing the radiator.pdf

Removing the reductant main unit.pdf

Removing the refrigerator.pdf

Removing the retarder part 2.pdf

Removing the retarder.pdf

Removing the right-hand cylinder head bank.pdf

Removing the servomaster and clutch.pdf

Removing the side-mounted EG power take-off.pdf

Removing the silencer.pdf

Removing the spring brake chamber ( drum brakes).pdf

Removing the starter battery.pdf

Removing the steering wheel and steering column.pdf

Removing the transfer gearbox.pdf

Removing the turbocompound unit.pdf

Removing the washer container.pdf

Removing the water-cooled EGR cooler.pdf

Removing the windscreen.pdf

Removing the xenon lamps.pdf

Оплата через PayPal

После выбора оплаты через PayPal запустится платежная система PayPal, где требуется выбрать способ оплаты банковская карта или аккаунт PayPal.

Если у Вас уже есть аккаунт PayPal, то Вам необходимо зайти в него и осуществить платеж.

Если у Вас нет аккаунта в PayPal, и Вы хотите оплатить с помощью банковской карты через PayPal, Вам необходимо нажать на кнопку «Create an Account (Создать аккаунт)» — на рисунке показано стрелочкой.

После чего PayPal предложит вам выбрать Вашу страну и указать данные кредитной карты.

После указания данных, необходимых для осуществления платежа, надо нажать на кнопку «Pay Now (Оплатить)».

Основной блок

Предохранители

h3 1,0,0,0,0 —>

1 10А Ближний свет, правая сторона
2 10А Ближний свет, левая сторона
3 10А Дальний свет, левая сторона, прожектор
4 10А Дальний свет, правая
5 10А Подсветка приборов
6 20А Задние противотуманные фары, освещение номерного знака, рабочее освещение
7 20А Стояночный огонь, правая сторона
8 10А Очистители и омыватели передних фар
9 20А Стояночный огонь, левая сторона, габаритные огни
10 10А Очистители и омыватели лобового стекла
11 10А Автоматический горный тормоз, стоп-сигналы
12 10А Лампочки контрольных приборов и указателей
13 10А Датчик наружной температуры, счетчик пути, замедлитель, сигнальные лампы, перепускной клапан охладителя наддувочного воздуха, охлаждение масла коробки передач
14 10А Указатели поворота, ограничитель нагрузки на мост
15 20А Задние фары, мигалка дальнего света
16 10А Коробка передач
17 10А Ручной горный тормоз, пневмо подвеска, ограничитель белого дыма, подъемник заднего моста, дополнительный обогреватель, блокировка дифференциала
18 10А Освещение кабины, проблесковый маяк, память/ код радио, центральная блокировка, дополнительный обогреватель, освещение подножки
19 10А Прикуриватель, часы, тахограф, диагностика, счетчик пути, розетка переносной лампы
20 10А Радио
21 20А Звуковой сигнал, вентилятор, кондиционер

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Реле

h3 2,0,0,0,0 —>

A Питание, ключ положение зажигания
B Питание, стояночные сигналы
C Резерв
D Резерв
E Прерывистый режим работы стеклоочистителей
F Зуммер низкого давления в тормозной системе
G Электродвигатель вентилятора
H Фары заднего хода
K Задние противотуманные фары
L Уровень охлаждающей жидкости
M Ограничитель белого дыма
N Блокировка стартера
O Резерв
P Радио
R Питание шина 61, зарядка от генератора
S Система кондиционирования воздуха
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электрон-Авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: