Как понять что нужно делать сход-развал?
По протектору
Внешний вид резины может рассказать о том, что у колес большой положительный или отрицательный развал. В первом случае стирается внешняя сторона, а во втором — внутренняя. Соответственно, при нулевом развале неравномерности износа шин не наблюдается.
Если отклонения есть, управляемость автомобиля ухудшается. В таком случае нужно оперативно обратиться в автомастерскую для диагностики и исправления ситуации.
Также стоит учесть и тот факт, что неравномерный износ шин, как следствие неправильного развала, может свидетельствовать о повреждении подвески, шаровых и амортизаторов.
По положению и отклику руля
Когда колеса задней оси отличаются по показателю развала, то во время прямого движения рулевое колесо будет наклоняться в какую-нибудь сторону. Такое же явление наблюдается и в случае смещения задних колес.
Значительное отклонение углов колес также проявляется через тугость руля, то есть для поворота водителю приходится прилагать усилия. Одновременно с этим во время проверки шин неравномерности износа может быть не обнаружено.
Также нужно исключить другие причины ухудшения управляемости авто:
- ширина установленных шин больше допустимых для конкретной модели машины;
- давление шин ниже положенного;
- затяжка маятникового рычага или рулевой рейки слишком сильна.
Отметим, что еще одним следствием неправильных углов развала-схождения называют ситуацию, когда рулевое колесо не принимает исходное положение после поворота. В таких случаях водителю часто приходится прикладывать усилия для выравнивания. Не исключено, что проблема в низком уровне жидкости в бачке ГУР или неисправности узла, перетянутости рулевой рейки.
Если сторонних причин не выявлено, нужно обращаться на СТО для проведения регулировки развала-схождения.
По звукам от колес
Специалисты не исключают, что выполнить развал-схождение следует в случае, когда езда сопровождается шумом покрышек. Он возникает из-за разности износа протектора, в результате сопротивление качению увеличивается, появляется звук. Также признак наблюдается из-за перекачанной резины или после ее плановой замены.
Примечательно, что звук появляется на небольшой скорости и во время поворотов даже при обычных погодных условиях. Если перекаченные шины исключены, значит их контакт с дорожным полотном неравномерен, есть стертости и проблема может быть в сход-развале.
Занос в сторону
Рекомендуется проверить геометрию колес, если во время движения по прямой тянет в сторону. Чтобы наверняка убедиться в этом, нужно разогнаться по прямой, например, на пустой трассе. Наберите 30-40 км/час и наблюдайте как ведет себя машина. Заносы особенно отчетливы во время торможения или при наезде на кочку. Если кузов уводит в сторону, значит проблема точно есть. Нарушение управляемости транспортного средства может заключаться и в следующем:
- стоит проверить работоспособность клапана ГУР;
- резина изношена неравномерно;
- нужно провести диагностику подвески — возможна проблема в неисправности ее составляющих, например, амортизаторов;
- разное давление в шинах.
Поэтому для точности диагностики сначала проводят проверку ходовой.
Зачем нужен \»Сход-развал\» на автомобиле?
Для человека, давно управляющего автомобилем, ответ на этот вопрос известен. Кто хоть раз в жизни поездил на автомобиле с нормально отрегулированным \»сход-развалом\», тот в дальнейшем лучше чувствует автомобиль на дороге и малейшие отклонения углов от нормы. Человек должен отдыхать за рулем и получать удовольствие от вождения. Углы установки колес для того и были придуманы инженерами, чтобы мы с вами в полной мере могли чувствовать себя на дороге комфортно и самое главное — безопасно.
Автомобиль с правильно отрегулированными углами установки колес имеет:
- хорошую курсовую устойчивость (отклонения от прямолинейного движения минимальны);
- отличную управляемость;
- маневренность;
- комфорт при движении;
- меньшую склонность к заносам и опрокидыванию в экстремальных ситуациях;
- хороший накат;
- экономию топлива;
- минимальный износ шин.
Автомобиль с сильно нарушенными углами, напротив, может подвести Вас в любой момент. Например, при движении по сухому асфальту вроде бы все нормально, но стоит только внезапно попасть на мокрый или скользкий участок дороги, и ваш автомобиль может вдруг поехать туда, куда вам совсем не хотелось бы. Автомобиль постоянно приходится \»ловить\»(корректировать) на дороге. При этом он становится постоянным фактором повышенного риска не только для водителя, но и для окружающих машин и пешеходов. Вы никогда не задумывались над скупыми строками сводок ДТП, в которых часто звучат фразы, наподобие: \»…не справился с рулевым управлением, очутился на встречной полосе дороги…\» и т.п.? В большинстве случаев это является последствием неправильно отрегулированных углов установки колес. Во всех европейских странах проверка углов установки колес является обязательным пунктом при проведении обязательного технического осмотра.
Еще один важный момент. При покупке подержанного автомобиля (желательно до оформления сделки) мы рекомендуем проверить его на предмет \»геометрии\» ходовой части, так как не секрет, что большинство машин на продажу являются битыми в прошлом. А внешний вид бывает очень часто обманчив. Попадаются даже автомобили собранные из двух половинок, причем сваренные не самым лучшим образом.
Когда необходимо проверять углы установки колес (сход-развал)?
1. После ремонта ходовой части:
- замена рулевых тяг;
- замена рулевых наконечников;
- замена шаровых опор;
- замена маятникового рычага;
- замена рулевого редуктора (рулевой рейки);
- замена рычагов подвески;
- замена сайлентблоков (обязательна повторная проверка после 2-3 тыс. км пробега);
- замена пружин (обязательна повторная проверка после 2-3 тыс. км пробега);
- замена стоек и амортизаторов (после замены происходит изменение клиренса автомобиля, что влечет за собой изменение углов установки колес).
2. После проведения любых работ по изменению клиренса автомобиля:
- установка проставок или утолщенных резинок под пружины подвески;
- установка более коротких или более высоких, либо усиленных пружин подвески;
- изменение клиренса, связанное с заменой аммортизаторов.
3. Появился увод автомобиля в сторону или руль изменил свое положение при движении по прямой.
4. Автомобиль плохо держит дорогу (рыскает), приходится его \»ловить\».
5. Автомобиль \»тупой\» в управлении. Реакции на движения рулем запоздалые. Тугой или слишком легкий руль.
6. При торможении автомобиль тянет в сторону или стремится развернуться на скользкой дороге (при отсутствии неисправностей тормозной системы).
7. При жестком наезде на препятствия, сопровождавшимися погнутостью дисков, пробоем подвески до упоров.
8. Повышенный износ шин.
9. Если у вас разный радиус разворота влево и в право, и Вы хотите выровнять его (иногда это сопровождается задеванием колес за подкрылки при вывернутом руле до упора).
10. Плохой самовозврат руля при выходе автомобиля из поворота.
11. После обкатки нового автомобиля, или если вы недавно купили подержанный автомобиль.
12. Пробег с момента последней регулировки углов установки колес составляет более 15 тыс. км.
13. После сезонной смены шин на автомобилей (\»переобувке\» на летнюю либо зимнюю резину).
Что будет если не делать развал-схождение
Часто изменение углов положения колес не видно на глаз, поэтому многие водители уверены, что с колесами все в порядке. Хотя это может быть не так.
Если сход-развал не выставлен, то это может вызвать:
- ухудшение управляемости автомобиля на трассе, возможны заносы;
- автомобиль может значительно уводить в сторону, и для того, чтобы удержать машину в нужной траектории, придется удерживать руль с большей силой;
- при движении по прямой машину может не только тянуть в одну сторону, она может постоянно отклоняться влево-вправо, как бы «рыская» по дороге;
- возникает дополнительная нагрузка на подвеску и рулевую систему;
- неравномерный износ резины;
- увеличенный расход топлива.
На плохих дорогах выставляйте схождение-развал чаще
Таким образом, можно сделать следующий важный вывод: если там, где живете вы, преобладают плохие дороги, проверяйте схождение/развал два раза в год. Стандартная схема, про которую нередко можно было услышать в гаражах, о выставлении колес гласит: делай это после «переобувки» машины на летнюю резину и наоборот.
Прибавьте к этому возможное попадание на скорости в большую яму. Такое случается нечасто, возможно, раз в год, а то и реже (все зависит от скоростей, на которых вы передвигаетесь), но как только это произошло, не поленитесь проследовать в автосервис для диагностики подвески, проверки шин на наличие грыжи (она может быть с обратной стороны борта покрышки) и проверки ухода схождения и развала.
Но! Даже если у вас в регионе с дорогами все окей, также не стоит пренебрегать золотым правилом проверки выставления подвески дважды в год. Все дело в том, что весной на всех дорогах страны появляются ямы. Где-то больше, где-то меньше, но они есть, а значит, катаясь по трясучим дорогам, вы так или иначе расшатываете подвеску. К лету ямы залатают, а вот о вашей машине никто не позаботится, кроме вас.
Отсюда проистекает второй важнейший нюанс:
Почему после весны вы должны будете сделать сход-развал своего автомобиля?
Читали новости о том, что скоро многие премиальные шины подорожают на 15-20%? Если вы не в курсе такого важного изменения, обязательно ознакомьтесь с ним здесь. А мы тем временем подумали, сможем ли мы каким-то образом помочь автомобилистам сэкономить на одном из самых важных элементов безопасности – покрышках? Прочитав массу форумов и ознакомившись с мнением автоэкспертов, мы, кажется, поняли, что нужно делать, чтобы наверняка продлить жизнь автомобильным шинам. А мы тем временем подумали, сможем ли мы каким-то образом помочь автомобилистам сэкономить на одном из самых важных элементов безопасности – покрышках? Прочитав массу форумов и ознакомившись с мнением автоэкспертов, мы, кажется, поняли, что нужно делать, чтобы наверняка продлить жизнь автомобильным шинам
А мы тем временем подумали, сможем ли мы каким-то образом помочь автомобилистам сэкономить на одном из самых важных элементов безопасности – покрышках? Прочитав массу форумов и ознакомившись с мнением автоэкспертов, мы, кажется, поняли, что нужно делать, чтобы наверняка продлить жизнь автомобильным шинам.
Оказывается, правило здесь действует только одно – превентивные меры по выставлению угла установки и схождения колес, а также кастора на тех автомобилях, где он регулируется (кастор – это угол, под которым наклонена ось поворота колеса).
Иными словами, если вы хотите сохранить протектор своих шин как можно дольше в нормальном состоянии (имеется в виду равномерный износ), то вам просто необходимо принять за правило заезжать в сервис, где делают сход-развал, как минимум один раз в год.
Если при ударе руль ушел в сторону, это сразу говорит о сбое сход-развала
Да, именно так это и происходит. Не поспоришь. Если вам доводилось влетать на скорости в большую яму, особенно если дыра в асфальте находилась на стороне загруженных колес, а потом начинало потихоньку «пожирать» покрышки, вы согласитесь с мнением специалиста. После посещения СТО на стенде вам действительно покажут сбитые показатели.
После снятия руля машину тянет в сторону
Если вы допустили ошибку при ремонте или замене рулевой колонки, снятии руля, замены рулевого шлейфа, автомобиль начинает тянуть в одну из сторон, рулевое колесо при прямолинейном движении стоит криво. Этому есть несколько причин:
- смещение вала рулевой рейки относительно шлицевой части карданного соединения рулевого вала. При отсоединении шлицевой части от вала обязательно нужно делать пометки, иначе при сборке ошибка даже в один шлиц приведет к тому, что при прямолинейном движении руль будет стоять криво;
- неправильная установка датчика угла поворота рулевого колеса. Зачастую датчик угла поворота руля поставляется в одном корпусе с подрулевым шлейфом («улитка»), менять его отдельно или разбирать узел для ремонта воспрещается. Но поскольку сам шлейф продается как отдельная запчасть, многие автовладельцы прибегают к его обособленной замене. Если в процессе разборки сместить калиброванное положение задающего диска датчика угла поворота руля, то после установки фактический угол поворота рулевого колеса будет отличаться от расчетного. Зачастую ЭУР, ABS, ESP и прочие системы определяют положение рулевого колеса именно с датчика, установленного на рулевом валу (реже датчик установлен в рулевой рейке);
- смещение рулевого вала относительно руля. На многих авто рулевое колесо не имеет фиксированной центрации относительно вала, поэтому руль может быть установлен со смещением. Как итог, при прямолинейном движении руль будет стоять криво. Смещение в несколько градусов можно поправить регулировкой углов установки колес, но за этим придется также заново откалибровать датчик положения руля. Поэтому в данном случае эффективней будет переставить руль.
Если на автомобиле установлен электроусилитель рулевого управления, один из симптомов некорректных показаний датчика – увод автомобиля в сторону. Поскольку блок управления ЭУР «думает», что руль повернут, он пытается помочь колесам вернуться в исходное положение. Если такая функция в программном обеспечении ЭУР не прописана, вы можете некоторое время эксплуатировать автомобиль, даже не зная о неисправности. Ездить в таком случае небезопасно, так как показания датчика угла поворота руля очень важны для системы поддержания курсовой устойчивости, стабилизирующей автомобиль в случае сноса или заноса.
Когда нужно проводить регулировку схождения и развала
На выполнение этой процедуры изготовитель дает рекомендации, в них указано, после какой величины пробега нужно это делать. Для отечественных машин он нужен в пределах 10-20 т. км, для иномарок 25-30 т. км
Важно помнить, что даже если авто не было в ДТП и на нем не выполняются замены элементов ходовой со временем установка углов нарушается. В ходе эксплуатации из-за просадки сайленблоков, пружин амортизатора и прочих элементов подвески, параметры нужно менять
Появление микроскопического люфта в соединениях ведет к замене этих показателей. В связи с этим опытные автомобилисты придерживаются «золотого правила» не реже раза в год проверяют правильность установки углов.
Внеочередную регулировку углов установки (схождения, развала) надо делать в следующих случаях:
- при замене стоек амортизатора, стабилизатора, шаровых опор, подшипников пружины, рулевых тяг, рейки, редуктора и многих других деталей ходовой;
- ускоренный износ шин;
- погнут диск в результате удара колеса о препятствие, требует замены или реставрации;
- самопроизвольный увод машины в сторону;
- изменение параметра дорожного просвета за счет укорачивания или удлиннения пружины;
- замене шин на шины другого размера;
- по окончании поворота руль не возвращается в первоначальное положение;
- при сезонной замене резины;
При этом, при замене многих деталей, если есть уверенность, что не сбиты настройки, опытному водителю регулировку можно проводить по желанию, для подстраховки. Т.к. по поведению автомобиля опытный водитель быстро определит целесообразность такой регулировки.
Как часто надо делать сход-развал
Итак, регулировке подвергаются три основных параметра подвески, о них и следует рассказать в теоретической части статьи.
Развал – это угол наклона колес по отношению к поверхности дороги. Он может быть отрицательным – если верхняя часть колеса имеет наклон к центру автомобиля, и положительным – если верхняя часть колеса, соответственно, наклонена от центра машины. И каждого из положений есть свои положительные стороны и недостатки. Например, если угол развала отрицательный, то увеличивается пятно контакта колеса с дорогой, улучшается сцепление с дорогой, но при этом резина быстрее изнашивается.
Второе важное понятие, это кастер – угол продольного наклона оси поворота колеса, или, проще говоря, горизонтальное положение колес в арках. Это положение влияет на управляемость: немного увеличенный кастер делает рулевое управление более острым, но в случае излишне увеличенного кастера руль становится тяжелым
Третье понятие, которое следует знать, – это схождение. Суммарным схождением называют сумму всех углов между продольной осью автомобиля и плоскостью, проходящей через центр левого и правого колес. Схождение может быть положительным (для передних колес) – в таком случае автомобиль становится более стабильным на высоких скоростях, но при этом возрастает недостаточная поворачиваемость. Отрицательно схождение передних колес делает рулевое управление более точным, но при этом увеличивается износ резины и все неровности дороги отзываются на руле – появляется так называемое «биение».
Как проводят саму процедуру? В разных мастерских ее проводят по-разному. Некоторые мастера подходят к делу ответственнее: прежде чем отрегулировать сход-развал, специалист сначала проверяет давление в колесах, обычно используя для этого переносной компрессор. Далее на все колеса устанавливаются датчики, а при помощи специальной распорки зажимается ножной тормоз. Особенно квалифицированные мастера также осматривают подвеску на наличие видимых неисправностей – однако такие специалисты встречаются крайне редко. Автомобиль «загоняют на яму» и «прожимают». Данные с датчиков передаются в компьютер, после чего результаты заносятся в таблицу, при этом первая строка – это показатели автомобиля с грузом в багажнике, следующая строка – без него. Все потому, что даже небольшой дополнительный вес способен повлиять на результаты замера. При этом большинство рабочих сервисных мастерских обычно опускают этот момент и проводят замеры с нагруженным автомобилем.
Две самые частные причины, по которым автомобилисты приезжают делать сход-развал — это плохая управляемость или увод автомобиля в сторону, а или же повышенный износ покрышек.
Однако проверить и отрегулировать сход-развал следует и на новом автомобиле. Завод-изготовитель выставляет средние параметры с расчетом на то, что дилер пред продажей подготовит автомобиль и сделает необходимую доводку. Но, как показывает практика, продавцы в большинстве своем этот момент опускают.
Производители же рекомендуют осуществлять эту процедуру каждые 15-20 тысяч километров, то есть приблизительно пару раз в год. Чтобы не тратить деньги попусту, следует регулировать сход-развал после сезонной смены покрышек.
Есть и другие ситуации, при которых следует отрегулировать сход-развал. Во-первых, после некоторых ремонтных работ: замены наконечников, шаровых опор, рулевых тяг, рулевого редуктора или рейки, маятникового рычага, стоек, пружин и сайлент-блоков. Во-вторых, при определенном поведении автомобиля – например, если машинууводит в сторону, а руль стоит криво, или если автомобиль начинает «плавать» в колее, а также если запаздывает в управлении. В-третьих, сход-развал нужно сделать после изменения высоты посадки автомобиля (обычно это делается при помощи специальных подставок или утолщенных резинок, которые устанавливаются под пружины подвески). И наконец, четвертое – сход-развал следует сделать, если руль перестал «возвращаться» при выходе из поворота, или если у автомобиля разный радиус поворота влево и вправо.
Итак, сход-развал нужно делать при плохой управляемости автомобиля, повышенном износе резины, после некоторых ремонтных работ, связанных с подвеской, а также после каждой перебортовки колес или установке новой резины. При этом мастеру следует предварительно осмотреть подвеску автомобиля, поинтересоваться у водителя о грузах в багажнике и, если они тяжелые, вынуть их на время регулировки. Также специалист должен проверить давление воздуха в колесах, диагностировать свободный ход рулевого колеса и осмотреть диски колес на предмет деформации. Невыполнение какой-либо из перечисленных процедур может повлиять на показатели датчиков.
Что такое углы установки колес и на что они влияют
Развал — угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью. Увидеть неправильный развал можно спереди или сзади машины.
Положительный развал — когда верхняя часть колеса выступает наружу относительно ступицы. Автомобиль с таким развалом с завода — это скорее всего грузовик или какая-нибудь спецтехника. Под нагрузкой колеса встают перпендикулярно плоскости дорожного полотна, развал становится нулевым.
Отрицательный развал — когда нижняя часть колеса выступает наружу относительно ступицы. Автомобиль с таким развалом более устойчив в поворотах.
Схождение — угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля. Неправильное схождение видно сверху или снизу автомобиля.
Положительное схождение — когда передняя часть колес обращена внутрь. Отрицательное — когда наружу.
Может показаться, что схождение должно быть нулевым, но это не так. Если сделать отрицательный развал и не компенсировать его отрицательным схождением, внутренняя сторона покрышки износится очень быстро.
Кастер — это угол между осью поворота колеса и вертикалью. Еще его называют продольным углом наклона.
Положительный кастер — когда колесо ближе к передней части машины, чем к точке крепления стойки. Он помогает автомобилю стабилизировать управляемые колеса при наборе скорости. Проще всего представить положительный кастер на дорожном велосипеде: если набирать скорость и отпустить руль, велосипед поедет прямо. Положительный кастер — норма для современных автомобилей: особенность в том, что угол этот обычно небольшой: чаще до 6°, но может доходить до 10°.
Отрицательный кастер — когда колесо ближе к точке крепления стойки, чем к передней части машины. Такой кастер у продуктовой тележки: он позволяет колесам легко крутиться вокруг своей оси, благодаря чему ее проще поворачивать в любую сторону.
Отрицательный кастер был у большинства старых автомобилей, например у Волги ГАЗ-21. Так удавалось добиться относительно комфортного управления на скорости в условиях отсутствия гидроусилителя руля. Управляемые колеса в то время стабилизировали за счет другой конструкции шин.
Автопроизводители нормируют параметры углов установки колес с учетом множества факторов: конструкции и жесткости подвески, пятна контакта с дорогой, вылета колеса, размеров шин. Настройки могут различаться даже у автомобилей одной модели — в зависимости от комплектации и типа подвески.
Периодичность необходимости балансировки колес
Балансировку необходимо обязательно делать, если произошла одна или несколько ситуаций описанных выше и способных стать причиной для создания дисбаланса колеса.
Помимо этого, балансировку необходимо делать в таких случаях:
- Пробег автомобиля после последней проверки составляет 10-15 тысяч километров. Цифра, когда делать балансировку, индивидуальна и отдельно указывается автопроизводителем для каждой выпускаемой модели. Обычно необходимость проведения балансировки по причине смены сезона нивелирует балансировку из-за пробега, так как мало автовладельцев достигают 10-15 тысяч километров за полугодие. Агрессивный стиль езды сокращает интервал проведения балансировки до 7-8 тысяч километров пробега, не зависимо от рекомендаций автогигантов. Более точно определить, как часто делать балансировку, возможно только комплексно анализируя все факторы.
- Дальняя поездка. До и желательно после поездки на расстояние более 2000 километров необходимо произвести балансировку колес, что бы разрушающая вибрация не появилась во время преодоления расстояния.
- Возникновение вибраций на руле, педали тормоза, кузове автомобиля. Не зависимо от предшествующих факторов и километраже пробега, в случае возникновения перечисленных симптомов, необходимо в кратчайшие сроки посетить шиномонтаж.
Как понять, что на машине срочно нужно делать развал-схождение
По правилам дорожного движения каждый владелец должен контролировать техническое состояние своего автомобиля. Именно он знает пробег, условия эксплуатации, его поведение на дороге. Внимательный водитель всегда сможет определить момент, когда нужно делать развал-схождение. Это можно определить по многим признакам.
4 схемы неотрегулированного развала-схода
По протектору
По внешнему виду резины авто можно определить положительный или отрицательный развал колеса:
- В первом случае «съедается» внешняя сторона.
- Во втором – внутренняя часть протектора.
Из-за неравномерного распределения нагрузки на шины управляемость автомобиля значительно ухудшается, поэтому нужно незамедлительно обратиться в профессиональную автомобильную мастерскую для исправления ситуации.
По положению и отклику руля
Если колеса на задней оси автомобиля будут отличаться по направленности развала, то при прямолинейном движении рулевое колесо будет отклоняться в какую-нибудь сторону. Кроме того, такое явление может быть следствием смещения задних колес.
Слишком большое значение угла развала может проявляться через «тугой руль». При таких обстоятельствах для поворота рулевого колеса приходится прилагать максимальные усилия. Это может сопровождаться отсутствием признаков неравномерного износа.
С другой стороны, такая ситуация в своей основе может иметь следующие причины:
- установленные шины, ширина которых превышает допустимые для конкретного авто;
- низкое давление внутри шин;
- слишком сильная затяжка маятникового рычага или рулевой рейки.
Если проверка не выявила перечисленных выше недостатков, то тогда можно смело обращаться на СТО для регулировки развала-схождения колес.
Еще одним проявлением неправильного положения колес является ситуация, когда рулевое колесо после поворота не возвращается в исходное положение. Водителю при таких обстоятельствах приходится прикладывать определенные физические усилия. Данная ситуация может быть вызвана недостаточным уровнем жидкости внутри бачка гидравлического усилителя руля, перетянутой рулевой рейкой или неисправностью ее деталей
На эти моменты также стоит обратить внимание
По звукам от колес
Если передвижение автомобиля сопровождается выраженным шумом покрышек, то это может свидетельствовать о неправильной регулировке колесных пар. При таких обстоятельствах из-за разного износа шин сопротивление качению увеличивается, поэтому появляется такое звуковое сопровождение. Такое явление может быть вызвано перекачанными шинами.
Визг от покрышек может появляться на поворотах на небольшой скорости при обычных погодных условиях. Это зачастую вызвано плохим контактом резины с поверхностью дороги из-за сильного износа шин или проблемами со сходом-развалом.
Занос в сторону
Если машину при прямолинейном движении тянет в сторону, то это напрямую может свидетельствовать о неправильном положении ее четырех колес. Чтобы убедиться в этом, можно разогнаться на пустой трассе до 30-40 км/час, а затем отпустить рулевое колесо.
К такому явлению могут привести и другие причины:
- различия рисунка протекторов ведущих колес;
- выход из строя клапана гидравлического усилителя руля;
- неравномерный износ резины;
- поломка различных узлов, деталей подвески;
- разное давление внутри шин.
Если перечисленные выше недостатки выявить не удалось, то дело в неправильном развале-схождении.
Машину может уводить в сторону во время торможения. Это чаще всего говорит о разнице в углах установки автомобильных колес. Авто при этом разворачивает по направлению к меньшему углу продольного наклона шкворня. Этого может не происходить в случае торможения при прямолинейном движении автомобиля. С другой стороны, данная проблема нередко появляется при попадании воздуха в тормозную систему, поломке тормозного цилиндра с одной стороны.
Из-за неправильного угла установки колес при наезде даже на небольшую кочку машину сильно уводит в сторону. Это может происходить также из-за неисправных амортизаторов, сломанных элементов рулевого управления. Для точной диагностики лучше проверить эти пункты.
Когда регулировка углов установки колес не помогает
Если регулировка развала или схождения не
помогает, значит проблемы кроются в подвеске, ходовой, а может быть и в самой
резине. Поэтому перед процедурой лучше провести диагностику подвески, чтобы
исключить поломки в ней, влияющие на настройки схождения и развала. Например,
при разболтанных шаровых опорах углы будут постоянно смещаться в зависимости от
уклона дороги и распределения веса в машине.
Стоит
знать! Если развал или схождение выставлены верно, но автомобиль продолжает
тянуть на сторону при прямом положении руля, попробуйте поменять колеса
местами. Возможно, их особенная геометрия сказывается на подвеске и рулевом
управлении.
Еще одной распространенной причиной являются
погнутые колесные диски. В шиномонтажке при балансировке стенд это покажет.
Понадобится рихтовка или замена. Иногда машина «гуляет» из-за
изношенных зубцов рулевой рейки или разбитых ступичных подшипников. Подняв ТС
на подъемнике и подергав шасси на себя за верх и низ, вы ощутите люфт. В таком
случае нужна замена подшипников, поскольку люфта здесь быть не должно.
Существует много причин, почему машину тянет в
сторону или туго вращается руль, поэтому лучше сразу обратиться в сервис. В СТО
проведут диагностику, отсеяв исправные рабочие узлы в подвеске, и займутся
непосредственно устранением причины неисправности. Если дело все же в неверном
схождении или развале, проверка на профессиональном стенде обеспечит самый
точный результат.
Когда следует регулировать сход-развал
Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов. Начать следует с того, что проверку желательно выполнять регулярно, хотя бы раз в год. Даже если очевидных признаков неисправности нет, это позволит удостовериться, что всё действительно в порядке. О необходимости процедуры сигнализируют вполне конкретные симптомы:
- На ровной дороге при движении с отпущенным рулём машину уводит в сторону.
- Гудение и посторонние шумы, возникающие в различных скоростных режимах.
- Износ протектора, который может быть как равномерным, так и локальным.
После проведения ремонта подвески, рулевого управления или несущего каркаса кузова регулировку следует выполнять обязательно.
Что в итоге
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что диагностика ходовой части автомобиля должна осуществляться регулярно
При этом кроме состояния подвески и рулевого управления, также предельно важно контролировать углы установки колес автомобиля
Развал и схождение колес необходимо проверять каждые 15-20 тыс. км, а также корректировать углы установки колес при такой необходимости. Делать сход-развал в обязательном порядке нужно в том случае, если производилась замена тех элементов рулевого управления или подвески, которые мы рассматривали выше в рамках данной статьи.
Также отдельное внимание следует уделять появлению тех или иных признаков, которые также прямо или косвенно указывают на проблемы, связанные с неправильно выставленным развал-схождением колес. Регулировка схождения-развала колес должна выполняться исключительно на профессиональном оборудовании (компьютерный стенд развал схождения с оптическими датчиками)
Только такой подход в подавляющем большинстве случаев позволяет получить наилучшие результаты после проведения регулировки, так как удается точно выставить оптимальные значения.
Регулировка схождения-развала колес должна выполняться исключительно на профессиональном оборудовании (компьютерный стенд развал схождения с оптическими датчиками). Только такой подход в подавляющем большинстве случаев позволяет получить наилучшие результаты после проведения регулировки, так как удается точно выставить оптимальные значения.
Напоследок отметим, что при покупке б/у автомобиля одним из способов быстрой проверки геометрии и состояния подвески можно считать поездку на развал-схождение. Если на машине не удается выставить развал-схождение, при этом сама подвеска исправна, это может четко указывать на серьезные проблемы с геометрией.
Вполне очевидно, что если на машине не выставляется развал-схождение, необходимо проводить углубленную диагностику и проверку на предмет серьезных ДТП или сразу отказаться от покупки такого автомобиля на вторичном рынке.