Актуальность проверки и факторы, которые этому способствуют
Проверять ход педали и проводить его настройку следует примерно через каждые 20000 км пути. Впрочем, цифра эта весьма условная и во многом зависит не только от эксплуатации транспортного средства, но и от того стиля управления авто, которого придерживается водитель.
Кроме этого, регулировку в обязательном порядке следует проводить при пробуксовывании сцепления или рывках при включении, в случае если появляются дополнительные шумы, а педаль идёт со слишком малым ходом без сопротивления, либо же и вовсе западает, не возвращаясь в исходную позицию, а также, если имеет место протечка в приводной системе.
Гидравлический привод выключения сцепления
Пример HTML-страницы
По сравнению с механическим гидравлический привод выключения сцепления обладает серьезными преимуществами, особенно в отношении уровня комфорта.
Усилие, необходимое для выключения сцепления, передается от педали сцепления через главный и рабочий цилиндры на рычаг выключения сцепления.
Важным достоинством гидравлического привода (рис. 3. «Гидравлический привод выключения сцепления с главным цилиндром (1), рабочим цилиндром (2), гидравлической магистралью (3) и расширительным бачком (4)«) является возможность преодолевать без потери КПД большие расстояния между педалью и механизмом выключения сцепления (к примеру, в автобусе с задним расположением двигателя).
Кроме этого, колебания, возникающие между шасси и силовым агрегатом, не передаются через привод на механизм выключения сцепления.
Следует также отметить удобство укладки гидравлических магистралей даже в узких местах шасси автомобиля.
В пользу гидравлического привода выключения сцепления говорят также высокий КПД, простота технического обслуживания, отсутствие зазоров, а также большая вариативность в части соотношения усилий на педали и в механизме выключения сцепления.
Главный цилиндр с расширительным бачком
Главный цилиндр гидравлического привода выключения сцепления (рис. 4. «Главный цилиндр гидравлического привода выключения сцепления» и рис. 5. «Главный цилиндр гидравлического привода выключения сцепления с расширительным бачком«) в основном идентичен главному цилиндру гидравлической тормозной системы и поэтому не будет рассматриваться отдельно. Однако в отличие от главного тормозного цилиндра он может не иметь клапана избыточного давления.
Расширительный бачок может быть объединен в узел с главным цилиндром, закреплен на цилиндре с помощью болтов или установлен отдельно и соединен с цилиндром с помощью шланга.
Расширительный бачок должен располагаться над главным цилиндром сцепления. Шланг или трубопровод должны иметь максимально возможное сечение (от 8 до 9 мм).
Рабочий цилиндр
Задача рабочего цилиндра выключения сцепления (рис. 6. «Рабочий цилиндр привода выключения сцепления«) заключается в передаче усилия от ноги, приложенного через педаль сцепления к главному цилиндру, на рычаг выключения сцепления. При этом рабочий цилиндр должен быть расположен таким образом, чтобы его корпус мог воспринимать усилие выключения, действующее на его шток, как реактивную силу, без изгиба и перекоса.
Рабочий цилиндр выключения сцепления не должен находиться в непосредственной близости от источников высокой температуры. Максимальная температурная нагрузка составляет от 70 до 100 °С, при этом в случае достижения максимальных значений необходимо использовать специальные внутренние манжеты. Высокие температуры крайне отрицательно влияют на срок службы резиновых деталей.
В рабочих цилиндрах с возможностью регулировки зазоров предписанный производителем автомобиля зазор обеспечивается путем поворачивания упорного болта с внутренней резьбой, который регулирует ход толкателя.
В беззазорных приводах выключения сцепления возможность регулировки рабочего цилиндра не предусмотрена. В данном случае износ фрикционных накладок ведомого диска сцепления автоматически компенсируется нажимной пружиной в рабочем цилиндре сцепления.
Совет
Для проверки герметичности и правильности функционирования гидравлического привода выключения сцепления необходимо полностью выжать педаль сцепления и удержать ее в этом положении. После отпускания педали необходимо проверить, не возникло ли где-нибудь потеков жидкости из привода выключения сцепления.
После визуальной проверки на герметичность поднимите автомобиль таким образом, чтобы ведущие колеса свободно вращались. После этого запустите двигатель, выжмите педаль сцепления и включите передачу.
Если в течение примерно, трех минут, при выжатом сцеплении колеса начинают вращаться, это означает, что в гидравлическом приводе выключения сцепления имеется неисправность и необходимо проверить отдельные детали привода.
Пример HTML-страницы
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Пример HTML-страницы
Как можно самостоятельно произвести настройку
Ниже разберем, как правильно осуществить регулировку привода сцепления своими руками. Эта задача может быть выполнена самостоятельно, если вы будете соблюдать все действия в соответствии с видео и инструкцией с фото, которые представлены ниже.
Пользователь Назим Набиуллин снял и выложил в Интернет ролик, в котором подробно показал, как отрегулировать сцепление на Приоре в гаражных условиях.
Тросик
Как регулировать тросик:
- Откройте капот машины.
- Найдите расходомер воздуха в моторном отсеке. Надо отключить от него разъем питания и снять само устройство. Таким же образом осуществляется выкручивание винтов и отсоединение креплений, удерживающих воздушное очистительное устройство.
- Эти действия позволят получить доступ к тросику, на его конце расположен пластмассовый фиксатор. Прежде чем выполнить настройку на Приоре, тросик необходимо установить в начальное положение. Для этого его фиксатор продвиньте немного вперед, по ходу движения Лады Приоры, до конца. При установке зажима следует преодолеть сопротивление пружинного элемента.
- Зажим тросика тянется на себя. Посредством канцелярской линейки или строительной рулетки измерьте расстояние между фиксатором и вилкой. В идеале оно будет около 27 мм. В противном случае процесс настройки производится методом прокручивания наконечника против часовой стрелки. Это позволит увеличить расстояние между зажимом и вилкой. После выполненной настройки еще раз проверьте расстояние. Отпустите трос и поставьте его на вилку.
- Сядьте за руль машины и нажмите на педаль сцепления несколько раз. Проверьте расстояние между зажимом троса и вилкой, оно должно составить 27 мм. В противном случае опять регулируйте положение.
- После выполненных действий наконечник вводится в паз вилки выключения и отпускается. Наличие пружинного элемента позволяет выставить поводок наконечника без люфта.
- После настройки все элементы, в том числе очиститель воздуха и расходомер, монтируются на свои посадочные места. Осуществляется проверка правильности выполненных действий.
Педаль
Когда машина глохнет при отпускании педали, это свидетельствует об отсутствии свободного хода. Если вы отпустили сцепление, но авто не сдвинулось с места, это говорит о том, что ход выше нормированного.
Процесс изменения хода на ВАЗ Приора 2170 и 2172 2013 и других годов выпуска выполняется так:
- Ослабьте гайку для настройки, этот элемент расположен на конце тросика, установленного в моторном отсеке. Используя гаечный ключ, прокрутите его против часовой стрелки.
- Здесь же, на кронштейне, имеется еще одна гайка. Подкручивая ее по часовой стрелке или против, вы изменяете расстояние, а также ход педали. Когда процесс настройки завершен, первая гайка закручивается обратно. В идеале полный ход педали сцепления должен составить 12,5-13,5 см.
- После завершения проверки несколько раз нажмите на педаль и еще раз произведите проверку расстояния свободного хода.
- Если после настройки сцепление осталось выше тормоза, то схватывание произойдет при отрыве педали от пола. Если она ниже, то переключение скоростей возможно в конце схватывания. Учтите, что при неверной настройке корзина подвергается быстрому износу, надо добиться, чтобы обе педали располагались на уровне.
Процесс снятия
Прежде всего, потребуется демонтировать фильтр воздушный:
- снимают сам тросик, выведя его при помощи поводка из вилки привода отключающего сцепление;
- воспользовавшись ключами на 17 (2 штуки) раскручивают не полностью две гайки, удерживающие его оболочку на кронштейне кратера КПП и вытаскивают ее;
- под приборной панелью, расположенной непосредственно в салоне автомашины, скручивают гайку ключом на 8 с самой педали.
Доступу мешает с одной стороны перегородка отсека двигателя, а с другой – нижний край панели приборов. Рабочее пространство существенным образом ограничено. Но выполнить требуемую операцию довольно просто – прибегнув к помощи, подходящей по длине плоской отвертки.
Намного сложнее будет удалить скобу. Чтобы орудовать было проще, педаль поднимают насколько можно выше. В идеале кронштейн должен показаться над проемом. Главное – снять крепление с самого троса. В дальнейшем скобу нетрудно надеть или при помощи пассатижей с длинными губами, или со стороны силовой установки руками.
Далее нужно будет:
- убрать бачок расширительный охладительной системы мотора;
- демонтировать теплоизоляцию двигателя с левой стороны;
- раскрутить болты и удалить скобы креплений, удерживающие на месте резиновый чехол (как слева, так и справа) и снять его полностью;
- при помощи отвертки аккуратно убирают скобу-фиксатор с крепящей оси поводка троса;
- последний, в свою очередь, снимают с пальца ножного привода.
Важно при этом не потерять пластиковую втулку, установленную там. Без нее тросик крепить нельзя
Если она пришла в негодность – необходимо надеть на палец новую.
Наконец, остается только вытащить держатели коврика (их 2 штуки). Делать это нужно аккуратно – поскольку они пластмассовые и легко ломаются.
После этого нужно извлечь чехол из резины, установленный в перегородке отсека двигателя, и окончательно вытащить испорченный трос.
Как делают регулировку на МТЗ-320
Рассмотрим, как происходит на МТЗ-320 регулировка сцепления, как правильно поставить диск сцепления. Как и на тракторах типа МТЗ-80, 82 и 82-1, на МТЗ-320 стоит сухая однодисковая муфта фрикционная, которая относится к постоянно-замкнутому типу.
Муфта фиксируется на маховике 6 болтами, размещенными на трех штифтах. Крутящий момент от диска нажатия и маховика мотора переходит на ведомый диск, а далее на вал. Между выжимными дисками находятся 9 пар пружин.
Педаль может свободно в корзине ходить, но граничный предел составляет 40 мм. Если этот параметр будет больше, то трудно будет переключать коробку передач, возникнут проблемы с работой механизма.
Справиться с такой ситуацией можно через установку сцепления МТЗ-320. Это проводится по следующей схеме:
- Надо открепить тягу от рычага и вытащить палец.
- Прокрутить рычаг против часовой до упора подшипника в рычаг. Потом надо крутить вилку тяги, соединить отверстия на рычаге и вилке.
- Вилку надо завести на несколько оборотов и постараться соединить с рычагом, для чего надо использовать палец.
- В самом конце затягивается контракта, палец закрепляется.
- После этого необходимо проверить исправность всех узлов и креплений, которые входят в данную систему мини-трактора МТЗ.
При регулировке сцепления МТЗ-1221 отрегулируйте все приспособления, которые в совокупности составляют сцепление МТЗ. В отличие от моделей механизмов, установленных на МТЗ-80, 82 и 320, регулировка сцепления на 1221 предусматривает работу с системой иного типа.
На этой модели трактора стоит двухдисковый фрикционный механизм, где есть нажимной диск, называемый корзиной. К ведомой части системы также относится 2 ведомых, на которых стоят гасители колебаний вращения. Они находятся на силовом валу, что и обеспечивает эффективное соединение.
Перед тем как поставить на мини-тракторах Беларусах новую муфту, надо ее сначала снять. Во-первых, устанавливаются болты, которые заворачиваются в нажимной диск. Во-вторых, откручиваются гайки крепления и снимаются диски. В-третьих, сначала снимается ведомый, потом — средний ведомый, в самом конце — второй ведомый.
Регулировка предусматривает установку в первую очередь шлицевой оправки в подшипник маховика. Потом ставится первый ведомый, а следом тот, который монтируется в пазы маховика.
Следом ставится второй ведомый, после чего надо поставить на место диски, которые находятся в сборе. Их необходимо закрепить гайками и болтами. В самом конце регулируется положение отжимных рычагов.
Чтобы отжимные рычаги встали на место, надо поочередно вворачивать и выворачивать регулирующие гайки, ставить их другой стороной. Когда отремонтированными рычагами можно будет управлять, надо устанавливать стопорные пластины и снимать оправу.
Замена выжимного подшипника Приора
Для того чтобы поменять деталь, придется снимать КПП. С подробной инструкцией по снятию коробки передач вы можете ознакомиться здесь (ссылка на страницу).
После снятия коробки необходимо следующее:
Первым делом для снятия подшипника необходимо найти усики специального пружинного фиксатора. Далее два конца усиков извлекаем из держателя подшипника. Для этого нужно приложить небольшое усилие и вытащить усики из двух отверстий.
Теперь подшипник вместе с держателем легко снять с направляющей втулки.
Для того чтобы произвести осмотр или замену самой детали, потребуется извлечь ее непосредственно из держателя
Для этого, при помощи отвертки с плоским концом отожмите четыре металлических лапки в нескольких местах корпуса.
Теперь деталь можно извлечь и заменить на новую.
При установке нового подшипника обратите внимание на его визуальное состояние (не должно быть дефектов, трещин). После установки и смазки, раскрутите деталь, одновременно проверяя его работу на предмет посторонних шумов
Кроме того, не должно фиксироваться и заметных люфтов.
Обратная установка КПП.
Теперь вы знаете, как поменять выжимной подшипник на приоре!
Важные моменты
Обратите внимание на то, что сегодня в продаже имеются поддельные авто-комплектующие. Учтите, что большинство новых, оригинальных выжимных, имеют в своем составе нанесенную заводскую смазку светлых оттенков
В дополнение к сказанному, рекомендуем вам приобретать выжимные, которые выполнены только из металла. Помимо наличия металлического корпуса, смотрите, чтобы в местах креплений, так называемых ушек (фиксаторов) металлическое покрытие было однородного цвета без признаков закаливания при помощи высоких температур. Особое внимание уделите проверке детали на так называемый люфт (должен отсутствовать или быть минимальным). Покрутите изделие, послушайте, имеются ли шумы при его вращении.
Для того чтобы выбрать выжимной подшипник сцепления Приора, необходимо знать о том, какая система сцепления у вас установлена (какого производителя). К примеру, и «Valeo» имеют свои собственные, оригинальные подшипники которые не взаимозаменяемы. И напротив, гарантирует полную совместимость и корректную работу с различными системами сцепления на автомобилях «Калина», «Приора». Плюс ко всему, имеются хорошие отзывы о качестве и продолжительно сроку эксплуатации.
Инструкция по регулировке
Автомобиль Лада Приора оснащен тросом привода сцепления, имеющим храповый механизм. Трос является беззазорным и не требует регулировки, но производители рекомендуют ее проводить при каждом техобслуживании.
Троса сцепления
Для регулировки троса на Лада Приора нужно приготовить отвертку и линейку. Далее процедура состоит из следующих этапов:
- Для выполнения работ необходимо открыть капот.Моторный отсек Лады Приоры
- Сначала следует отключить датчик массового расхода воздуха и снять воздушный фильтр.Моторный отсек без воздушного фильтра
- После этого будет виден трос, на конце которого находится пластиковый зажим.
- Перед регулировкой необходимо установить трос в исходное положение: преодолевая сопротивление пружины, зажим тросика продвинуть вперед до упора по направлению движения автомобиля.
- Этот зажим следует потянуть на себя и замерить расстояние между ним и вилкой, оно должно быть 27 мм.Замеряем расстояние с помощью линейки
- Регулируется расстояние путем проворачивания наконечника против часовой стрелки. Таким образом, можно добиться увеличения расстояния.
- Крутим зажим до тех пор, пока расстояние не будет равно 27 мм. Здесь очень важна точность.
- Теперь можно отпустить тросик и посадить его в вилку.
- После выполненных действий, нужно сесть за руль и отжать педаль три раза до упора.
- Затем снова требуется замерить расстояние, оно должно точно равняться 27 мм, иначе регулируем, пока не будет достигнуто нужное расстояние.
- Далее следует ввести наконечник в паз вилки механизма и отпустить его. Благодаря пружине зажим поводок наконечника устанавливается без зазора.
- Отрегулировав трос нужно все вернуть на место, завести двигатель и проверить работу механизма.
После регулировки исчезают щелчки,мягче работает педаль привода механизма выключения сцепления.
Педали сцепления
При большом ходе педали сцепления (ПС) происходит не полное выключение сцепления, поэтому оно все равно соприкасается с маховиком силового агрегата. При малом ходе не включается до конца ведомый диск, что приводит к пробуксовке и потере крутящего момента.
Измерять ход педали стоит при возникновении следующих симптомов:
- появляются рывки при начале движения;
- шум и удары при включении передачи;
- западает педаль.
Описанные симптомы говорят о том, что требуется регулировка механизма. Его работу на Приоре можно продиагностировать самостоятельно. Для этого следует завести мотор, медленно отпустить ПС и начать движение. Если при отпускании ПС автомобиль сразу начал двигаться, это означает, что отсутствует свободный ход. Если авто не сдвинулось с места даже при полностью отпущенной педали, значит ее ход превышает норму. ПС должна находиться на одном уровне с педалью тормоза. В этом случае ее полный ход будет находится в пределах 125-135 мм. Возможны колебания до 160 мм.
Замеряем свободный ход педали
При регулировке следует ослабить первую регулировочную контргайку тросика, расположенную в отсеке двигателя на кронштейне.
Контргайки для регулировки свободного хода
Путем подкручивания второй контргайки регулируется расстояние и ход ПС. Таким образом, достигается нужный результат. После завершения процедуры затягивается первая контргайка.
Если отрегулировать так, что педаль тормоза будет находится выше ПС, то схватывание будет едва педаль оторвется от пола. Если ниже — схватываться будет почти у самого конца. При слишком высоко расположенной ПС быстрее изнашивается корзина. Идеальный вариант — педаль тормоза и сцепления должны находиться на одном уровне.
Как расположена педаль сцепления на вашем авто по отношению к педали тормоза?
Опрос
- Ниже
- Выше
- На одном уровне
Загрузка …
Для того, чтобы продлить срок службы любого механизма, следует аккуратно пользоваться. Не стоит постоянно держать ногу на ПС, лучше поставить ее слева на полу. При каждом техосмотре Лада Приора рекомендуется контролировать свободный ход ПС и четкость переключения передач и при необходимости выполнять регулировку.
Возможные неисправности сцепления, их причины и методы устранения
Таблица 1 — Неисправности сцепления ГАЗ — 3307.
ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ |
МЕТОД УСТРАНЕНИЯ |
Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет») |
|
1. Увеличенные зазоры в приводе выключения сцепления |
1. Отрегулируйте привод выключения сцепления |
2. Коробление ведомого диска (торцевое биение более 0,5 мм) |
2. Выправьте диск или замените новым |
3. Неровности на поверхностях фрикционных накладок ведомого диска |
3. Зачистите накладки металлической щеткой или замените новыми |
4. Ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок ведомого диска |
4. Замените накладки, проверьте торцевое биение диска |
5. Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач |
5. Очистите шлицы, покройте смазкой ЛСЦB15. Если причина заедания смятие или износ шлицев, то замените первичный вал или ведомый диск |
6. Поломка пластин, соединяющих упорный фланец с кожухом сцепления |
6. Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе |
7. Воздух в системе гидропривода |
7. Прокачайте систему |
8. Утечка жидкости из системы гидропривода через соединения или поврежденные трубопроводы |
8. Подтяните соединения, замените поврежденные детали, прокачайте систему гидропривода |
9. Утечка жидкости из главного цилиндра или цилиндра привода выключения сцепления |
9. Замените уплотнительные кольца, прокачайте систему |
10. Засорилось отверстие в крышке бачка, что вызвало разрежение в главном цилиндре и подсос воздуха в цилиндр через уплотнения |
10. Прочистите отверстие в крышке бачка, прокачайте систему |
11. Нарушение герметичности из-за загрязнения или износа переднего уплотнительного кольца главного цилиндра |
11. Очистите уплотнительное кольцо, при износе замените |
12. Ослабление заклепок крепления нажимной пружины |
12. Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе |
13. Перекос или коробление нажимного диска |
13. Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе |
Неполное включение сцепления (сцепление «буксует») |
|
1. Отсутствуют зазоры в приводе выключения сцепления |
1. Отрегулируйте привод выключения сцепления |
2. Повышенный износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска |
2. Замените фрикционные накладки или ведомый диск в сборе |
3. Замасливание фрикционных накладок відомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска |
3. Тщательно промойтеУайт-спиритом замасленные поверхности, устраните причины замасливания дисков |
4. Засорено компенсационное отверстие главного цилиндра |
4. Промойте цилиндр и прочистите компенсационное отверстие |
5. Повреждение или заедание привода сцепления |
5. Устраните неисправности, вызывающие заедание |
Рывки при работе сцепления |
|
1. Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала |
1. Очистите шлицы, смажьте смазкой ЛСЦB15. Если причина заедания смятие или износ шлицев, то при необходимости замените первичный вал или ведомый диск |
2. Замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска |
2. Тщательно промойте Уайт-спиритом замасленные поверхности и устраните причину замасливания дисков |
3. Заедание в механизме привода выключения сцепления |
3. Замените деформированные детали. Устраните причины, вызывающие заедание |
4. Увеличенный износ фрикционных накладок ведомого диска |
4. Замените накладки новыми, проверьте, нет ли повреждений поверхностей дисков |
5. Ослабление заклепок фрикционных накладок ведомого диска |
5. Замените неисправные заклепки, а при необходимости — накладки |
6. Повреждение поверхности или коробление нажимного диска |
6. Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе. |
Повышенный шум при выключении сцепления |
|
1. Износ, повреждение или утечка смазки из подшипника выключения сцепления |
1. Замените подшипник |
2. Износ переднего подшипника первичного вала коробки передач |
2. Замените подшипник |
Повышенный шум при включении сцепления |
|
1. Поломка или снижение упругости пружин демпфера ведомого диска |
1. Замените ведомый диск в сборе |
2. Поломка, снижение упругости или соскакивание оттяжной пружины вилки выключения сцепления |
2. Замените пружину новой или закрепите |
3. Поломка пластин, соединяющих нажимной дискс кожухом |
3. Замените кожух сцепления с нажимным дискомв сборе |