Установка двигателя на место разборки
При снятии и установке двигателя на место разборки, желательно чтобы основание было крепкое (к примеру асфальт или плиты). Лучше первый раз опустить на что то мягкое (например, старый баллон) и на левой стороне выкрутить болты, стягивающие крышки коренных подшипников. Затем, перецепить стропы или чалку за одну головку (за передний и задний рым болт) и подготовить старую гильзу цилиндров или кусок бруса по длине гильзы.
Поднимать двигатель лучше за правую головку, после чего опустить его на пол таким образом, чтобы противоположная головка опиралась на коллектор, а разъем блока по поддону опирался на вертикально поставленную гильзу в середине блока. Под коллектор следует положить доску дюймовку.
Технические условия на контроль, сортировку и восстановление коленчатых валов и противовесов
Дефектация, восстановление коленчатых валов и контроль их после восстановления осуществляются на основании технических условий. Технические условия на контроль, сортировку и восстановление коленчатого вала представлены в табл. 22, а противовесов — в табл. 23.

Деталь № 740.1005020
Материал: сталь 42ХМФА-Ш
Твердость шеек: HRC 60
Таблица 22.
| Номер позиции на рисунке | Возможные дефекты | Способ установления дефекта и средства контроля | Размер, мм | Рекомендации по устранению дефектов | |
| по рабочему чертежу | допустимый без ремонта | ||||
| — | Обломы и трещины | Дефектоскоп | Браковать | ||
| 1 | Изгиб вала | Стенд контроля прогиба | Биение средней коренной шейки не более 0,03 мм | Править при биении более 0,03 мм | |
| 2 | Увеличение длины шатунных шеек | Калибр 67,5 | 67+0,12 | 67,5 | Браковать при увеличении длины более 67,5 мм |
| 3 | Износ шатунных шеек dш | Скобы | — | — | Шлифовать шатунные шейки под ремонтный размер |
| Уменьшение диаметров шеек меньше номинального | Скоба 79,98 | 30-0,013 | 79,98 | ||
| 4, (1, 5, 16, 17) | Износ коренных шеек dк | — | — | — | Шлифовать коренные шейки под ремонтный размер |
| Уменьшение диаметров шеек меньше номинального | 94,98 | 95-0,015 | 94,98 | — | |
| 6 | Износ шейки под противовес передней шестерни привода масляного насоса | Скоба 125,07 | 125 | — | — |
| 7 | Вмятины и забоины на направляющем штифте | Осмотр | — | — | Заменить штифт |
| Ослабление посадки направляющего штифта | Проверить посадку легкими ударами медного молотка | — | — | То же | |
| Износ отверстия под направляющий штифт | Пробка 11,99 | 12 | 11,99 | Обработать под ремонтный размер | |
| 8 | Износ шпоночного паза под противовес и шестерню привода масляного насоса | Калибр 6,00 | 6 | 6,0 | Обработать под ремонтный размер 6 |
| 9 | Нарушение взаимного углового расположения относительно 1-й шатунной шейки: | Приспособление для проверки углового расположения шатунных шеек | — | — | Браковать при угловом расположении более +25° |
| 2-й шатунной шейки | 90° ± 10° | — | — | ||
| 3-й шатунной шейки | 180° ± 10° | — | — | ||
| 10 | Изменение радиуса кривошипа г | Приспособление для замера радиуса | 60^+0,05 | — | Браковать при радиусе меньше 60,2 мм |
| 11 | Риски, задиры или износ шейки под манжету | Скоба 104,7 | 105^-0,14 | 125,07 | Шлифовать до устранения рисок и задиров |
| — | 104,70 | ||||
| 12 | Износ шпоночного паза под противовес задний и шестерню распределительную | Калибр 8,00 | 8 | 8,00 | Обработать под ремонтный размер 8,5 |
| 13 | Износ отверстия под подшипник первичного вала коробки передач | Пробка 52,01 | 52 | 52,01 | Поставить втулку |
| 14 | Биение заднего торца коленчатого вала | Индикаторное приспособление | — | — | Шлифовать поверхность шейки 15 до устранения биения |
| 15 | Увеличение длины задней коренной шейки, риски и задиры на упорной поверхности | Калибр 36,55 | 36,2^+0,05 | 36,55 | Отработать до выведения следов износа; при сборке ставить упорные кольца ремонтного размера |
Деталь № 740.1005026
Материал: Сталь 35
Твердость противовеса: НВ 167—212
Таблица 23.
| Номер позиции на рисунке | Возможные дефекты | Способ установления дефекта и средства контроля | Размер, мм | Рекомендации по устранению дефектов | |
| по рабочему чертежу | допустимый без ремонта | ||||
| — | Обломы или трещины | Магнитный дефектоскоп, осмотр | — | — | Браковать |
| 1 | Износ отверстия под шейку коленчатого вала | Пробка 125,03 | 125^0,01 | 125,03 | Осталивание |
| 2 | Износ шпоночного паза b | Калибр 6,0 | 6 | 6,10 | Заварить электродуговым способом; фрезеровать шпоночный паз |
Сборка двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238
После разборки двигателя, дефектуем детали, если надо точим или меняем коленвал, поршневую и начинаем сборку. Для этого, наклоняем блок на 5-8 цилиндр, под шпильки ложим доску дюймовку, затем ставим домкрат на край блока и поднимаем его таким образом, чтобы опять можно было подставить гильзу. Затем, берем коренные вкладыши и вставляем их в блок. Далее, если вы один, то по брускам закатываем коленвал на место и закрепляем его средней коренной крышкой. Проворачиваем колено для того, чтобы совпали метки на распредвалу и ставим первый бугель не забывая мазать вкладыши и болты маслом.
Потом, ставим на место последний и затягиваем все остальные. Затягивать коренные лучше в два приема: первый раз 20 кгм; второй, уже капитально 43-47 кгм.

Динамометрический ключ
Лучше всего затягивать динамометрическим ключем, но если его нет, то тоже не беда, можно попробовать иной способ. К примеру, я вешу 80 кг — значит под своим весом на рычаге 1 метр, я создам крутящийся момент равный 80 кгм. Если взять рычаг 55-60 сантиметров, то я под своим весом как раз обеспечу требуемую затяжку.
Для того, чтобы затянуть коренные, брал обычно накидной многогранный ключ и трубу, а напильником наносил метку на 55 сантиметрах. Ключ попеременно переставлял на верхний и нижний болт коренных подшипников и под собственным весом последовательно затягивал бугеля, не забывая после каждой затяжки подшипника прокручивать вал.
После затяжки коленвала, приступал к вставке гильз 5-8 цилиндров. Резинки мазал хозяйственным мылом, а забивал гильзы кувалдой через березовый брусок.
Далее, вставляем поршня с шатунами и также протягиваем их под своим весом, но используя общий рычаг, в моем случае 80 кг разделить на 22 кгм = 0.32 метра. Все, половину ЦПГ собрали, пора браться за другую сторону.
Для этого отпускаем за бугельный болт домкратом блок, переваливаем его на другую сторону. Опять поднимаем его домкратом, подставляем гильзу под блок и устанавливаем на место 1-4 гильзы, а затем шатуны с поршнями и затягиваем шатунные болты. Шатунно поршневой механизм собран.
Устанавливаем переднюю крышку двигателя и задний кожух маховика, ставим маховик и затягиваем его. Прикручиваем масляный насос и закрываем поддон.
Если поддон емкостью вперед двигателя, то ложим перед спускной пробкой доску дюймовку и опускаем за поддон двигателя блок, убрав из под блока гильзу цилиндров. Когда блок поддоном лежит на земле, то перевернуть его на поддон всей плоскостью с помощью лома не проблема.
Как только блок занял у нас вертикальное положение, начинаем устанавливать головки, штанги, коромысла. Устанавливаем шкив коленвала и за одним регулируем клапана. Затем, переходим к установке масляных фильтров, сцепления, ТНВД, площадки компрессора, генератора, турбины и стартера.
Прокачиваем из чистой емкости топливную систему и, если нужно, регулируем момент впрыска. Ставим все ремни на место и регулируем их. Смысл в том, чтобы сделать все по двигателю на месте, чтобы потом не прыгать по раме попугаем. Когда двигатель полностью укомплектован, отрегулирован и соответствует агрегату первой комплектации, то поставить его на место и завести дело не сложное.
Технологический процесс восстановления коленчатых валов
Технологический процесс восстановления коленчатых валов включает следующие операции: мойку, разборку и дефектацию коленчатого вала; проверку биения по средней шейке; правку коленчатого вала на прессе (при необходимости); установку пробок в отверстия масляных каналов вместо заглушек; шлифование коренных и шатунных шеек; контроль размеров коренных, шатунных шеек и радиуса кривошипа; полирование коренных и шатунных шеек и сборку коленчатого вала.
Разборка коленчатого вала включает следующие операции:
- снятие шестерни привода масляного насоса, переднего и заднего выносных противовесов;
- изъятие заглушек и втулок центробежной очистки масла и внутренних полостей масляных каналов коленчатого вала.
Правка коленчатого вала производится на прессе при наличии изгиба вала более 0,05 мм. Для правки вал устанавливается на призмы крайними коренными шейками, средняя шейка устанавливается под штоком гидравлического пресса таким образом, чтобы прогиб вала находился в верхней части (под штоком пресса). Контроль осуществляется с помощью индикаторного приспособления. На среднюю шейку устанавливается призма со сферическим углублением для предохранения от повреждения шейки вала, и усилием пресса вал прогибается на величину, превышающую изгиб вала в 10 раз.
Порядок шлифования следующий. В первую очередь шлифуются коренные шейки после установки коленчатого вала в центрах станка. Во вторую очередь шлифуются шатунные шейки. Для шлифования шатунных шеек коленчатый вал на станке устанавливается в центросместителях, обеспечивающих смещение оси вала на величину радиуса кривошипа, который имеет размер (604+-0,5) мм, и совмещение осей шатунных шеек с осью шпинделя станка. Шлифование начинается с первой шатунной шейки, для шлифования следующей шейки вал поворачивается на угол 90°.
В процессе шлифования шеек производится контроль их размеров и радиуса кривошипа. Все коренные и шатунные шейки шлифуются под один ремонтный размер.
После шлифования шейки подвергаются полировке в течение 1 мин на полировальных станках полировальной лентой ЭБ220 или пастой ГОИ № 10.
Восстановленные коленчатые валы поступают на сборку.
Шестерни привода масляного насоса из-за ненадежного его крепления могут иметь следующие дефекты: обрыв шестерни, накрен на зубьях, выкрашивание зубьев. Шестерни, имеющие указанные выше дефекты, заменяются новыми.
Противовесы подвергаются осмотру на магнитном дефектоскопе и контролю жестким мерительным инструментом. Противовесы, имеющие обломы или трещины, выбраковываются; имеющие износ отверстий под шейки вала восстанавливаются осталиванием (железнением). Изношенные пазы под шпонку завариваются электродуговой сваркой и фрезеруются новые.
24. Режимы шлифования коренных и шатунных шеек коленчатого вала
| Обрабатываемые шейки | Операция | Характеристика шлифовального круга | Размер круга |
| Коренные | Предварительная | Э 5 40 Ст27К5 | ПП 900Х 350Х 63 |
| Окончательная | Э 9А 25 Ст15К5 | ПП 900X350X63 | |
| Шатунные | Предварительная | Э 5 40 Ст25К5 | ПП 900X305X36 |
| Окончательная | Э 9А 25 Ст15К5 | ПП 900X305X36 |
Алгоритм проведения ремонта двигателя ЯМЗ-238
Двигателями ЯМЗ-238 комплектуются отечественные грузовые автомобили. Этот факт определяет технологическое строение силовых агрегатов. Они должны быть максимально просты и удобны в обслуживании, чтобы водитель сам мог разобраться с небольшими поломками в полевых условиях. Также к ним предъявляется высокая степень унификации запчастей с двигателями легковых автомобилей.
Перечень неисправностей и алгоритм починки
Неисправность двигателя можно выявить по наличию следующих признаков:
- повышенный расход топлива;
- постоянно падает уровень охлаждающей жидкости;
- замечено падение рабочей мощности мотора;
- наличие посторонних шумов и стуков при работе силового агрегата;
- трансмиссионное масло изменило свой цвет на коричневый или имеет резкий запах гари.
Эти признаки свидетельствуют о наличии неисправности и требуют оперативного разбирательства. Ремонт двигателя ЯМЗ-238 проводится в несколько этапов:
- Выявление неполадок. Скорее всего, для этого понадобится полная или частичная разборка силового агрегата, поэтому необходимо заранее подготовить инструменты.
- Когда неисправность обнаружена, необходимо приобрести комплект запчастей для ремонта.
- После завершения подготовки нужно заменить испорченные механизмы. Не лишним будет промыть внутренности двигателя от различного рода загрязнений и заменить все сальники и прокладки.
- После завершения ремонтных работ необходимо собрать силовой агрегат, установить его на место и провести испытания.
Зачастую водители грузовиков занимаются ремонтом и обслуживанием своего транспорта самостоятельно. Ремонт двигателя достаточно трудоемкий и сложный процесс для одного человека, поэтому лучше взять себе в подмогу напарника.
Если же ремонт своими силами невозможен, к услугам автовладельцев грузовые автосервисы. Они помогут и с транспортировкой автомобиля до места ремонта, и окажут все услуги по возвращению спецтехники на дорогу. При этом для опытных мастеров любой тип поломки не станет загадкой. Даже сложный ремонт шатунов двигателя не является для специалистов неразрешимой задачей.
Производи ремонт двигателя правильно!
Холодная обкатка двигателя
Перед пуском стенда коленчатый вал необходимо несколько раз провернуть вручную, чтобы убедиться в исправности двигателя и в правильной его установке на стенде, проверить и при необходимости отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме.
В процессе обкатки проверяется давление масла в системе, подача масла к подшипникам коромысел и герметичность уплотнения форсунок в головках цилиндров.
Стетоскопом прослушиваются шумы и стуки распределительных шестерен, шатунных и коренных подшипников, поршневых пальцев и поршней.
При обнаружении дефектов обкатка должна быть прекращена, а после устранения продолжена.
Режим холодной обкатки приведен в таблице.
По окончании холодной обкатки рекомендуется сменить масло в поддоне двигателя и промыть масляные фильтры.
Для промывки ротора центробежного фильтра отвертывают гайку 3 (см. рис. 6) колпака фильтра, снимают колпак 1 и ротор в сборе.
Ротор разбирают, удаляют с колпака 10 и ротора 11 осадок, промывают их В дизельном топливе.
Фильтр собирают в обратной последовательности, проверив состояние прокладки 15, чистоту отверстий сопел 22, состояние шайбы 2 и положение сетки 8.
Для промывки фильтра грубой Очистки масла нужно слить масло из Корпуса фильтра через отверстие, закрытое пробкой 2 (см. рис. 7), отвернуть болт 11 крепления колпака Фильтра, снять колпак 7, верхнюю крышку 8и фильтрующий элемент 5.
Снятый с двигателя фильтрующий элемент помешают на 3 ч в ванну с растворителем (бензином или четыреххлористым углеродом).
Через 3 ч элемент промывают мягкой волосяной щеткой, ополаскивают в чистом бензине или четыреххлористом углероде и продувают сжатым воздухом.
На время промывки устанавливаются технологические сменные фильтрующие элементы.
| Режим холодной обкатки двигателей | ||
| Частота вращения коленчатого вала,
мин-1 |
Продолжительность обкатки двигателя, мин | |
| ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-2З8А, ЯМЗ-238Г, ЯМЗ-238К | ЯМЗ-238И | |
| 600 | 10 | 10 |
| 800 | 10 | 15 |
| 1000 | 5 | 15 |
| 1500 | 5 | — |
| Всего | 40 | 40 |
Зазоры клапанов ЯМЗ 238
Регулировка клапанов на ЯМЗ 238 предполагает установку зазоров в пределах 0,25-0,3 мм. Впускные и выпускные клапана имеют одинаковый зазор. Если устанавливается щуп 0,25 мм, он должен входить между коромыслом и шейкой клапана без особого усилия, свободно. Если устанавливаете щуп 0,3 мм. он должен входить с усилием, но не так что бы совсем не лезть между клапаном и коромыслом.
После того как клапана отрегулированы. Желательно завести двигатель с открытыми клапанными крышками. Это нужно для того что бы проверить тот ремонт который был сделан до регулировки клапанов. Проверить необходимо топливные трубки на возможность утечки топлива. В случае утечки топливо будет попадать в картер двигателя. Да и просто так лишний раз проверить это не мешает.
Ремонт
Мотор ЯМЗ-236 ремонтируется только в автосервисах, потому что нуждается в наличии специального оборудования и соответствующего инструмента. В разряд спецсредств входят стенды: для демонтажа и сборки силового агрегата и его составляющих, регулировочный, балансировочный, испытательный.

К специальному оборудованию относятся станок расточно-хонинговальный; устройства для шлифовки и полировки коленвала; стенд с ванной для опрессовки; развертки, с помощью которых шлифуют посадочные места седел клапанов; оснащение для монтажа клапанов направляющих; станки токарный и фрезерный; стенд для чистки форсунок; пресс, на котором прессуют сальники и подшипники; сварка аргонная (в некоторых случаях). Также может пригодиться другой инструмент и оборудование особого назначения для ремонта дизелей.
Как видим, потребуется довольно много оборудования, которое не каждый автосервис может себе позволить. Ремонт мотора ЯМЗ-236 выполняется в несколько этапов. Они достаточно сложны. За каждый отвечает специалист узкого профиля.

Разборка
Понятно, что двигатель разбирается при помощи расширенного набора инструментов и пневмопистолета. Выполнятся диагностика неисправностей, определяется перечень запчастей, необходимых к замене. Шлифуется коленвал. Делается подготовка блока цилиндров. Все запасные части и узлы моются. Как правило, мойка выполняется горячим керосином. Далее следует сборка элементов. Процедура разборки мотора длится около 6-8 часов. Чтобы подготовить детали к сборке, потребуется примерно 16-20 часов (это зависит от сложности неисправности). Сборки занимает до 36 часов. Процесс зависит от степени изношенности основных агрегатов и узлов, насколько хорошо подготовили элементы к последней стадии работы.
Ремонт цилиндро-поршневой группы ЯМЗ-238
Гильзы цилиндров – «мокрого» типа, изготавливаются из специального чугуна. Гильзы устанавливаются своими посадочными поясами в расточки блока цилиндров и сверху прижимаются через бурт и прокладку головками цилиндров.
Выступание бурта гильзы над поверхностью блока цилиндров на двигателях:
ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 — 1,6+0.035/-0.065 мм.
ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ — 0,1+0.065/-0.035 мм.
На двигатели ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ могут устанавливаться гильзы со следующими конструктивными особенностями:
1. Гильза 236-1002021-А5. Поверхности гильзы фосфатированные. Фосфатированный слой улучшает притирочные характеристики, увеличивает износостойкость поверхности, снижает вероятность образования натира. Внешнее отличие фосфатированной гильзы от нефосфатированной ― значительно более темный (от темно-серого до черного) цвет наружной поверхности.
Верхний торец бурта гильзы выполнен выступающей частью к внутренней поверхности гильзы (под асбостальную прокладку газового стыка) с высотой бурта 12,1 мм.
В нижней части гильзы выполнены три канавки под антикавитационное и уплотнительные резиновые кольца.
2. Гильза 236-1002021-А. Конструктивные особенности аналогичны предыдущей, но только отсутствует фосфатированное покрытие поверхности гильзы.
На двигатели ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 устанавливается фосфатированная гильза 7511.1002021-01.
Верхний торец бурта выполнен выступающей частью к наружной поверхности (под металлическую прокладку газового стыка) с высотой бурта 9,6 мм. На верхней посадочной поверхности выполнена канавка для установки резинового уплотнительного кольца.
В нижней части гильзы выполнены три канавки под антикавитационное и уплотнительные резиновые кольца.
|
Рис. 1 |
По величине внутреннего диаметра гильзы разделены на размерные группы:
|
Маркировка |
Наименьший внутренний диаметр, мм |
|
А |
130,00-130,02 |
|
Б |
130,02-130,04 |
|
Ж |
130,04-130,06 |
Размерная группа маркируется на нерабочей поверхности бурта гильзы.
|
Рис. 2 |
Поршни (рис. 2) отлиты из эвтектического алюминиево-кремнистого сплава. Охлаждение поршня маслом производится из неподвижной форсунки. На юбке поршня имеется выемка для форсунки охлаждения. В днище поршня выполнена камера сгорания.
|
рис. 3 |
На двигатели ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 устанавливаются поршни 7511.1004015-10 с 3-я канавками под поршневые кольца (две под компрессионные и одна под маслосъемное).
Канавка под верхнее компрессионное кольцо выполнена во вставке из жаропрочного чугуна (типа «нирезист»).
Послесловие
Эксплуатируя автомобиль МАЗ не редко приходится серьезно напрягаться, многих из нас поджидает радикулит и тому подобные болезни. Поэтому, когда будете поднимать некоторые детали, помните о своем здоровье. В юности я ходил заниматься штангой, больших результатов не достиг, но запомнил слова тренера. Он говорил, что если хотите дружить со штангой, то тренируйте ноги. Ведь у среднего человека становой пресс тянет около 200 кг, потому нагружайте ноги держа прямой спину.

Головка блока двигателя ЯМЗ-238
Для справки, головка двигателя ЯМЗ-238 весит около 90 кг, а коленвал 120 кг. Детали отечественных двигателей легкостью не отличаются.
Однако, мне приходилось много раз снимать одному головку с двигателя ЯМЗ-238: то оторвешь ее от прокладки монтировкой, то за счет ног при прямой спине и вытянутых руках удается ее приподять со шпилек и переставить на колесо.
Надеюсь, что такие упражнения дались мне без ущерба для здоровья. Однако, бесспорно лучше такие детали перетаскивать вдвоем или используя подъемные маханизмы.
Ремонт двигателя ямз 238
Известно, что в 2002 году было открыто отдельное направление, которое должно было выполнять капитальный ремонт дизельных двигателей, произведенных на Ярославском моторном заводе, а также предприятии-смежнике ЯМЗ – Тутаевском моторном заводе. Производство организовали из-за того, что был довольно устойчивый спрос на качественный ремонт двигателя ЯМЗ 238 и многих других моделей квалифицированными специалистами.
Считается, что осуществить ремонт двигателя ЯМЗ 238 может какой угодно механик, однако данное мнение является не всегда оправданным.
И действительно, устройство, а также работа данного двигателя является несложной, ведь преимущественно это двигатели, которые имеют общие головки блока цилиндров, исключением считаются только несколько отдельных моделей. Дизели ЯМЗ имеют высокую унификацию, а благодаря их ремонтопригодности, их применяют на разных видах техники. Двигатели ЯМЗ 236 и ЯМЗ 238, со всеми наддувными модификациями, отличаются только разным количеством цилиндров, а также наличием специального турбокомпрессора, остальные параметры моторов очень похожи между собой. Однако при этом не учитывается, что дело только в базовых моделях, хотя и в них есть огромное количество нюансов.
ЯМЗ 238 является одной из основных моделей, однако дизельные двигатели на Тутаевском и Ярославском заводе постоянно модернизировались, и эта модернизация привела к появлению огромного количества разнообразных новых моделей. Большинство этих дизелей являются новыми для эксплуатации, что порождает огромное количество вопросов. Большинство специалистов предприятий, на которых производится ремонт двигателей ЯМЗ 238, 236 и других моделей, обладают довольно поверхностными знаниями относительно новых моделей, а на производстве вообще никто не ремонтировал данные дизели. Если сейчас обслуживание можно доверять механикам, которые работают на месте, то сложный капитальный ремонт лучше проводить у настоящих специалистов, которые обладают высокой квалификацией, ведь ремонт состоит не только в простой замене детали, вышедшей из стоя, он заключается в правильной регулировке и настройке огромного количества технических параметров.
Для того, чтобы помочь организациям, которые эксплуатируют технику, в которой есть двигатели ЯМЗ, было создано несколько руководств по выполнению ремонта. Все специалисты, которые выполняют ремонт, обладают достаточным опытом работы на производствах. Кроме того, желательно иметь склад оригинальных запчастей, который позволит гарантировать сроки и качество ремонта.
Хороший ремонт данного двигателя обеспечивает сохранность, а также комплектность всех необезличиваемых деталей. На него не нужно тратить огромное количество рабочего времени. Именно поэтому, если вы собираетесь осуществить ремонт, необходимо руководствоваться точными положениями. Двигатель до того, как он поступит на рабочее место, чтобы производился ремонт, должен быть достаточно тщательно очищенным и вымытым от песка и грязи. Все операции необходимо выполнять с помощью инструментов и приспособлений, которые предусмотрены технологическими процессами. Втулки, шарико- и роликоподшипники нужно выпрессовываться на специальном прессе, с использованием оправок либо специальных съемников. Нельзя наносить удары специальными молотками по выпрессовываемым частям.
Почему ломается коленвал в двигателе ЯМЗ 238.
Коленвал пополам — довольно часто случается такое с двигателями ЯМЗ 238. В некоторых случаях это происходит по вине жопника-лентяя тракториста, которому лень фильтр масляный промыть, а движку просраца он дает не слабо. Иногда, по вине жопника-моториста, руки которого торчат из жопы, а также от туда же растет его пустая голова. Реже по вине самих владельцев техники, жадных жопников, которые стараются вечно сэкономить на запчастях, и урвать хорошие запчасти по дешевке, что в дальнейшем также вызывает у них бешеные высеры, так как хорошее дешевым не бывает и в делах таких как кап ремонт двигателя экономить на запчастях не стоит, ибо скупой платит дважды.
Так вот, пришлось недавно делать кап ремонт ЯМЗ 238 одному жадному жопнику. Тот жопник оказался жопником из жопников — понятия о ремонте двигателя сводятся к нескольким вещам: колхоз, сварка, похуй. Привез он мне на ремонт нереально утильный металлолом, зачем согласился делать его, до сих пор не пойму, но, мы не ищем легких путей. После дефектовки и озвучки списка необходимых запчастей у владельца мотора явно случилось расстройство желудка, но при мне высера кирпичей не произошло. С недовольной рожей он отправился во своясье. Через неделю привез почти все нужные запчасти, кроме трубок обратки, которые находились в критическом состоянии. Зная жадность таких людей и их похуистическое отношение к технике, у него на глазах я сломал старые негодные трубки, дабы тот не поставил их обратно. Через пару дней мотор забрали, правда без трубок обратки, сказав что их купили и они дома лежат, типа сами поставят. Вобщем наебали меня как потом окажется. После этого неделю я спокойно работал
Из вышеперечисленного становится понятно, что основной причиной, по которой ломается коленвал, является масляное голодание в двигателе, в частности недостаточное количество смазки на шейках коленвала или же вообще отсутствие смазки. Наличие микротрещин, если коленвал стучал раньше.
Проверка действительных величин «тепловых компенсаторов»
Производитель турбодизеля оговаривает, для ЯМЗ 238 регулировка клапанов необходима лишь в случае вылета измеренного значения за установленные пределы: 0,25-0,30 мм. Точный замер зазоров обоих клапанов одного цилиндра можно осуществить только лишь в такте сжатия:
сфокусировать внимание на первом цилиндре;
провернуть коленвал по часовой стрелке (взгляд на вентилятор, со стороны передка автомобиля) до момента закрытия впускного клапана (завершение такта всасывания) – его торец, контактирующий с носком коромысла, должен подняться в верхнюю максимальную точку;
вращать коленвал еще на 1/3 оборота (120 градусов), соблюдая прежнее направление поворота.
Идентифицирование номера цилиндра производится так:
- ориентировать взгляд на вентилятор мотора (на передок автомобиля);
- левый ближний цилиндр – первый;
- правый ближний цилиндр – пятый;
- дальнейшая нумерация ведется последовательно (крайний левый – четвертый, крайний правый – восьмой).
Проворачивать коленвал можно двумя способами:
- спереди: за крепление шкива подходящим накидным ключом;
- сзади: специальным воротком – за маховик.
Определение величины зазора производится по толщине щупа, помещаемого между торцом клапана и приливом коромысла. Не подлежат коррекции клапана в случае, если щуп 0,25 проходит свободно, а 0,30 – с ощутимым натягом.
При осмотре и регулировке клапанов на двигателе ЯМЗ 238 передающие рычаги (коромысла) рекомендуется прижать:
- на правой ГБЦ (1-4 цилиндры) рычаги выпускных элементов – к торцу оси; впускных деталей – к упорной шайбе;
- на левой ГБЦ (5-8 цилиндры) – наоборот.






























