Снятие и ремонт двигателя семейства ЗМЗ 406
Как всем известно – сердце автомобиля находиться в его двигателе. И если сердце барахлит его нужно починить. Ну а починка требует грамотного подхода. Сегодня я хочу свами поделиться собственым опытом как я ремонтировал двигатель ЗМЗ-406 на ГАЗель.
Что бы провести внутренний осмотр двигателя, его потребуется снять с автомобиля и разобрать. Рассмотрим на примере газ 33021 в народе «газельки». Что бы снять силовой агрегат в гараже, под навесом, на улице без подъёмника, нам нужно в первую очередь поднять на домкрате заднюю часть двигателя под маховик домкратом подставив между домкратом и венцом деревянную проставку что бы не повредить зубья маховика. Затем нужно открутить кардан от заднего моста вывернув 4 болта. Аккуратно отвести подвесной подшипник в сторону рамы, и отсоединить коробку передач, не переворачивая её что бы не вытекло масло.
Сняв двигатель, снимаем поддон, (предварительно слив масло в любую ёмкость). Откручиваем крышку распределительных шестернь. Далее откручиваем 10 гаек крепления коленчатого вала, и поршневой группы. Внимательно осмотрев шейки коленчатого вала при его дефекте следует его заменить, а при незначительных повреждениях можно отдать в токарную мастерскую на проточку задав ремонтный размер. В этом случае потребуется замена вкладышей (при покупке нужно точно указать ремонтный размер).
Заменив изношенные детали, следует обратить внимание на состояние сальников и набивки. Если же выработка уже видна, даже если подтекания масла не было, их всё равно требуется заменить вместе с подшипником коленчатого вала
В задней части двигателя при выходе коленчатого вала на трансмиссию следует заменить сразу и резиновые уплотнители в виде флажков.
При сборке двигателя требуется внимательно осматривать каждую деталь, и особенно гайки-так как при нарушении резьбы можно повредить шпильки, что повлечёт дорогостоящий ремонт. Сборка обратно пропорциональна разборке.
Источник
Установка звездочки коленвала 405
Если снималось зубчатое колесо коленчатого вала, напрессовать его на коленчатый вал, установить уплотнительное кольцо и втулку.
Установить шпонку 1 в паз на коленчатом валу.
Повернуть коленчатый вал так, чтобы метка 3 на зубчатом колесе коленчатого вала совпадала с меткой 2 на блоке цилиндров. При этом поршень 1-го цилиндра займет положение в.м.т.
Установить успокоитель цепи 4, но болты 5 крепления успокоителя не затягивать.
Одеть цепь 6 на зубчатое колесо коленчатого вала, предварительно смазав ее моторным маслом.
Надеть цепь на ведомое зубчатое колесо 1 и установить его на промежуточный вал 2 так, чтобы установочный штифт колеса вошел в отверстие
промежуточного вала. При этом метка 4 на зубчатом колесе должна совпасть с меткой 5 на блоке цилиндров, а ветвь цепи, проходящая через успокоитель 3, должна быть натянута.
Установить ведущее зубчатое колесо промежуточного вала так, чтобы установочный штифт его вошел в отверстие на ведомом зубчатом колесе.
Завернуть два болта крепления зубчатых колес промежуточного вала, подложив под них стопорную пластину.
Болты затянуть моментом 22–25 Нм (2,2–2,5 кгс·м) и зафиксировать их, загнув края стопорной пластины на грани головок болтов.
После установки цепи не поворачивать промежуточный и коленчатый валы.
Нажав на башмак натяжителя, натянуть цепь и проверить совпадение меток на зубчатых колесах и блоке цилиндров.
Затянуть болты крепления успокоителя цепи.
Смазать верхнюю цепь моторным маслом и затем одеть ее на ведущее зубчатое колесо промежуточного вала, пропустив в отверстие в головке блока.
Если зубчатое колесо 2 установлено на распределительном валу, отвернуть болт 1 и снять колесо 2 с распределительного вала.
Одеть цепь на зубчатое колесо 2 и, слегка повернув выпускной распределительный вал по часовой стрелке, установить на него зубчатое колесо 2 с надетой на него цепью.
При этом штифт 8 распределительного вала должен войти в отверстие зубчатого колеса. Завернуть болт 1.
Поворачивать распределительный вал нужно ключом за четырехгранник на распределительном валу. Затем, слегка повернув распределительный вал против часовой стрелки, натянуть цепь.
Промежуточный и коленчатые валы при этом поворачиваться не должны. Метка А должна совпасть с верхней плоскостью головки блока.
Отвернуть болт 6 и снять зубчатое колесо 4 с впускного распределительного вала.
Надеть на колесо 4 цепь и установить колесо 4 с цепью на распределительный вал, слегка повернув при этом распределительный вал по часовой стрелке.
Штифт 5 распределительного вала должен войти в отверстие зубчатого колеса. Слегка повернув распределительный вал против часовой стрелки, натянуть цепь.
Метка А на зубчатом колесе 4 должна совпасть с верхней плоскостью головки блока.
Остальные валы при этом поворачиваться не должны.
Затянуть болты 1 и 6 моментом 46–74 Нм (4,6–7,4 кгс·м), удерживая распределительные валы от поворота ключом за четырехгранники.
Установить успокоитель 3, протолкнув его в отверстие в головке блока.
Установить крышку цепи и водяной насос. При этом на поверхности крышки, прилегающие к блоку цилиндров и головке блока, нанести тонким слоем герметик «Гермесил» или подобный ему.
При установке крышки цепи следить за тем, чтобы не повредить сальник коленчатого вала.
Установить гидронатяжители верхней и нижней цепей.
Установить шкив коленвала.
Завернуть храповик и затянуть моментом 104–128 Нм (10,4–12,8 кгс·м), удерживая коленвал от проворота, вставив отвертку в зубья венца маховика и уперев ее в установочный штифт картера сцепления. При затяжке храповика шкив маховика напрессовывается на коленвал.
Провернуть за храповик коленвал на два оборота и установить в положение в.м.т. поршня 1-го цилиндра. Проверить совпадение меток.
Замена цепи ГРМ газель 405 двигатель
Как уже было сказано, метки ГРМ выставляются после того, как будет произведена замена цепи газораспределительного механизма. Обычно на двигатели устанавливают цепь с жизненным ресурсом до 150 тысяч километров. Однако в процессе эксплуатации этот ресурс может уменьшаться.
Например, при эксплуатации мотора в экстремальных условиях цепь растягивается быстрее, так как работает почти на износ. Кроме этого ремни от различных производителей могут различаться в количестве заложенных километров для пробега, прежде чем цепь будет порвана или растянута.
Почему цепь ГРМ выходит из строя
Ремень газораспределительного механизма может быстро выходить из строя потому, что куплена на обычном рынке, где вам продали подделку. Оригинальные устройства продаются только на специализированных авторынках. Стоит такая цепь от шести тысяч рублей.
Чаще всего цепь выходит из строя из-за ненадлежащего ухода за двигателем. Также может закончиться жизненный ресурс устройства. К этому времени она растягивается и становится бесполезной.
Номер цепи ГРМ для двигателя ЗМЗ 405 – 040900100011800. Устройство – двурядное. Есть несколько способов, по которым можно отличить подделку от оригинала. Я расскажу вам о них:
- нет голограммы на цепи;
- буквы, прописанные на упаковке устройства не читаются или читаются с большим трудом;
- коробка, в которой лежит цепь исполнена некачественно – есть места, где виден клей, наклейка неправильно приклеена или вверх ногами;
- сам принт плохо читается.
Если же вышеописанных проблем, вы не обнаружили, то можете смело покупать цепь.
Замена цепи 405 газель: как определить необходимость
Цепь нуждается в замене, когда на ней вы обнаружили сколы или трещины. Когда устройство растянуто, то желательно тоже произвести скорейшую смену ее на двигателе ЗМЗ 405.
Стук и шумы во время работы на холостых также подскажут владельцу, что наступила пора для смены цепи ГРМ. Об этом говорит и нестабильная работа силового агрегата.
Главное не нужно забывать про выставление меток ГРМ. Так как они играют главную роль в процессе работы двигателя. Без них распределение фаз не может быть нормальным. А значит мотор может некорректно работать.
Тюнинг двигателя Патриот / Буханка / Хантер ЗМЗ-409
Форсирование ЗМЗ 409. Турбина. Компрессор
Посколько 409 двигатель используется, в основном, на внедорожниках, то вариант постороения мощного атмосферника на распредвалах с широкими фазами, рассматривать нет смысла. Основная цель владельцев УАЗ, сделать мотор низовым и тяговитым. Распредвалы стандарт, головку надо дорабатывать, заводская очень низкого качества, проходим каналы ГБЦ и коллектора, шлифуем, турбина Garrett 17, коллектор под нее, интеркулер, форсунки 440сс, выхлоп 63мм прямоточный, настраиваем. Дуем до 0.6 бар и получаем свои
170 л.с. с существенным увеличением крутящего момента внизу. Как строить быстрые верховые моторы, было описано в статье по 406-му двига телю ТУТ.
Источник
Процедура замены цепи ГРМ ЗМЗ-406 Волга ГАЗ-31105 (+видео)
Мечта наших отцов и дедов — Волга. Недавно нас посетил мой старый друг на своей любимице ГАЗ 31105. Появившейся посторонний шум со стороны привода ГРМ, а также увеличенный расход и плохая приемистость, приговаривает цепи газораспределительного механизма. Итак, ГАЗ 31105, двигатель 406 — замена цепи ГРМ.
Оговоримся сразу, что нам понадобится: масло в двигатель с фильтром и прокладка поддона картера, лучше, что бы она была пробковая, герметик высокотемпературный, серый 999 фирмы ABRO, керосин и щетка по металлу, для промывке деталей. Чистый двигатель я видел только у новой Волге. Не зря говорят: «Если у Волге не течет масло, значит его нет». Еще набор ключей и головок с усиленной на 36, шестигранник на 6, много ветоши, растворимый кофе и несколько бутербродов с колбасой. А так же терпение и огромное желание провести данную процедуру самостоятельно, поскольку очень велик соблазн поручить это кому ни будь другому. Прочитав статью до конца, вы поймете почему.
Самое главное, это комплект для ремонта привода газораспределения двигателей ЗМЗ-405,406,409 полный – это его официальное название. В него обязательно должны входить следующие ингредиенты:
- Два натяжителя цепи.
- Два гидронатяжителя цепи.
- Две цепи привода, малая и большая. Для ЗМЗ-406 70 и 90 звеньев, для ЗМЗ-405 72 и 92 звена.
- Три успокоителя цепи.
- Прокладки крышки цепи верхней и нижней, помпы и крышки гидронатяжителя, а так же две шумоизоляционных.
- Звездочки коленчатого и распределительного валов, промежуточного вала ведущая и ведомая с фиксирующей пластиной.
Выглядит он так.
А вот и сам пациент.
Под капотом действительно двигатель ЗМЗ-406.
Как снять переднюю крышку двигателя 406
Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или на подъемник
Работу по снятию двигателя производить в следующем порядке:
— открыть капот и снять его, отвернув четыре болта его крепления к петлям;
— слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения, отвернув пробку на радиаторе и открыв краники на блоке цилиндров и отопителе. Снять пробку расширительного бачка;
— слить масло из картера двигателя и из коробки передач, отвернув пробки сливных отверстий. После слива масла пробки поставить на место и туго затянуть;
— снять аккумуляторную батарею;
— зацепить двигатель за грузовые проушины и натянуть цепь тали.
1. Отсоединить топливопроводы подачи и слива топлива
2. Снять аккумуляторную батарею.
4. Отвернуть шесть болтов 1 и снять передний брызговик 2 двигателя.
5. Слить жидкость из системы охлаждения двигателя.
6. Слить масло из картера двигателя.
7. Слить масло из коробки передач.
8. Снять радиатор системы охлаждения с электровентилятором и кожухом вентилятора.
9. Снять катушки зажигания.
10. Отсоединить штекерную колодку датчика фазы от жгута проводов
11. Отвернуть винты и отсоединить провода от датчиков указателя давления масла 1 и аварийного давления масла 2.
Отсоединить штекерные колодки от датчиков температурного состояния двигателя 5, указателя температуры охлаждающей жидкости 4, сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости 3.
Ослабить затяжку хомута и снять со штуцера 6 термостата шланг к расширительному бачку.
12. Ослабить затяжку хомута 1 и снять со штуцера шланг 2 к обратному клапану вакуумного усилителя тормозов.
Отсоединить штекерную колодку 3 от датчика положения дроссельной заслонки.
13. Отвернуть гайку 1 и снять «массовый» провод голубого цвета со шпильки на переднем конце ресивера.
Отвернуть гайку 4 и вытащить трос 3 акселератора из сектора привода воздушной дроссельной заслонки.
Отсоединить от жгута проводов штекерную колодку 2, расположенную между впускными трубами двигателя, датчика частоты вращения и синхронизации коленчатого вала, установленного около зубчатого венца шкива коленвала.
14. Сдвинуть сальник 3 троса с резьбового наконечника 2 оболочки троса, отвернуть гайку 1 крепления наконечника троса и вытащить наконечник 2 из кронштейна, закрепленного на впускной трубе двигателя, сдвинув его назад.
Затем вынуть трос акселератора из кронштейна вверх.
15. Отогнуть держатель троса акселератора и вынуть из него трос.
Отвести трос акселератора в сторону от двигателя.
16. Отсоединить провода от генератора. Нужно отметить штекера, чтобы не перепутать.
17. Отсоединить штекерную колодку 1 от регулятора холостого хода.
Отвернуть гайку 2 и снять «массовые» провода со шпильки на заднем конце ресивера
18. Отсоединить штекерную колодку 1 от датчика температуры воздуха. Ослабить затяжку хомута 2 и снять шланг подачи охлаждающей жидкости со штуцера крана отопителя.
19. Отсоединить провода от стартера.
20. Вывернуть гайку и отсоединить от крана шланг подачи масла к масляному радиатору.
21. Ослабить затяжку хомута и снять шланг слива жидкости из отопителя со штуцера радиатора отопителя.
22. Отвернуть гайку 1, снять датчик детонации 2 и отвести его вместе с проводом в сторону от двигателя.
23. Отсоединить штекерные колодки 1 от форсунок.
Разогнуть держатели 2 жгута проводов и вынуть жгут из держателей.
Отвести жгут проводов в сторону от двигателя.
24. Зацепить двигатель талью за проушины на выпускном коллекторе и кронштейне генератора.
25. Отвернуть гайку и отсоединить от штуцера на картере шланг слива масла из масляного радиатора.
26. Снять систему выпуска отработавших газов.
27. Снять коробку передач.
28. Снять картер сцепления.
Отвернуть по два болта с каждой стороны крепления усилителя картера сцепления к блоку цилиндров. Затем приподнять заднюю часть двигателя и снять усилитель, выведя его из-за средней тяги рулевой трапеции
30. Отвернуть с каждой стороны болт крепления кронштейна подвески двигателя к подушке.
31. Проверить, все ли шланги и электропроводка отсоединены от двигателя.
32
Осторожно вынуть двигатель вверх
Устанавливают двигатель в обратном порядке. При установке двигателя на подушки следить за тем, чтобы установочные штифты на подушках вошли в отверстия на кронштейнах двигателя, при этом должны совместиться отверстия под болты на кронштейнах и подушках.
Замена задней манжеты коленчатого вала
Признаком необходимости замены заднего сальника коленчатого вала является течь масла через его кромку.
Масло разбрызгивается вращающимся маховиком внутри картера сцепления и затем вытекает наружу через щели между картером и его усилителем.
При сильной течи возможно замасливание накладок ведомого диска сцепления и, как следствие, пробуксовка сцепления.
Причинами замасливания дисков сцепления и утечки масла из картера сцепления, может быть, течь сальника первичного вала коробки передач.
Снимаем КПП (статья – «Как снять и поставить коробку передач автомобиля Газель»).
Снимаем картер сцепления (Как снять картер сцепления двигателя ЗМЗ-406 автомобиля Газель).
Ключом «на 12» отворачиваем шесть болтов крепления нажимного диска сцепления, удерживая маховик от проворачивания отверткой, вставленной между его зубьями.
Снимаем ведомый и нажимной диски.
Головкой «на 17» отворачиваем шесть болтов крепления маховика, удерживая его от проворачивания отверткой, вставленной между зубьями
Снимаем шайбу.
Снимаем маховик
Поддев отверткой или пробив ее бородком, извлекаем манжету
Заполнив на две трети полость между рабочей кромкой и пыльником новой манжеты смазкой Литол-24, запрессовываем ее на место, используя старую манжету как оправку.
Снятые узлы устанавливаем в обратном порядке.
- http://zmz-fr.ru/zadnyaya-manzheta-kolenvala.html
- http://autoruk.ru/gaz-3110-volga/dvigatel-zmz-406/zamena-salnikov-kolenvala-zmz-406-gaz-3110
- http://avtomechanic.ru/gazel/dvigatel-zmz-406/kak-zamenit-salniki-kolenchatogo-vala-zmz-406
После снятия привода
После того, как сняли цепь и достали ее наружу, нужно вымыть ее. Для этого лучше всего использовать бензин. После избавления от загрязнений нужно провести визуальный осмотр. Если она растянута более чем на 1-2 см, лучше установить новую. Такого увеличения длины более чем достаточно для того, чтобы нарушить фазы газораспределения.
Также нужно обратить внимание на:
- Состояние втулок – при наличии износа, трещин и задиров, необходимо провести замену.
- Шестерни – если присутствуют механические повреждения, сколы, то тоже необходимо менять их.
- Успокоители цепи – при малейших повреждениях установите новые элементы.
- Звездочки натяжителей – необходимо, чтобы они беспрепятственно вращались, наличие сколов и повреждений недопустимо.
Если выполняется капитальный ремонт двигателя ЗМЗ-406, установка меток ГРМ обязательно должна производиться. Это обеспечит нормальную работу всех систем, увеличит ресурс мотора и его мощность.